Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)


Вопросы по социологии

 

1. Предмет и объект социологии

 

2. Структура социологического знания

 

3. Функции социологии

 

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

 

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

 

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

 

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

 

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

 

9.Основные психологические школы в социологии.

 

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

 

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

 

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

 

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

 

14. Форма социального движения – революция.

 

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

 

16. Теории культурно-исторических типов общества.

 

17. Понятие социальной структуры общества.

 

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

 

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

 

20. Теория социальной стратификации.

 

21. Социальная общность и социальная группа.

 

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

 

23. Основные социальные институты и их функции.

 

24. Понятие социальной организации.

 

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

 

26. Социальный статус личности.

 

27. Социальные черты личности.

 

28. Социализация личности и ее формы.

 

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

 

30. Социальная активность личности, их формы.

 

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

 

32. Социальная сущность брака.

 

33. Социальная сущность и функции семьи

 

34. Исторические типы семьи.

 

35. Основные типы современной семьи.

 

36. Кризис семьи как социального института.

 

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

 

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

 

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

 

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

 

41. Основные элементы культуры.

 

42. Социальные функции культуры.

 

43. Формы культуры.

 

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

 

45. Массовая культура, ее характерные черты.

 

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

 

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

 

48. Конфликт как социологическая категория.

 

49 Концепция социального конфликта.

 

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

 

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

 

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

 

53. Виды и формы девиантного поведения.

 

54. Основные теории и концепции девиации.

 

55. Социальная сущность общественной мысли.

 

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

 

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

 

58. Политическая система общества и ее структура.

 

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

 

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

 

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

 

62. Программа социологического исследования, ее структура.

 

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

 

64. Основные методы сбора социологической информации.

 

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

 

66. Метод наблюдения и его основные виды.

 

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

 

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

 

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

 

 

 

 

1. Предмет и объект социологии

 

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.

 

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

 

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

 

И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

 

Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. В общем виде − объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.

 

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

 

Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

 

В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

 

Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

 

Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло¬вленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.

 

Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

 

Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:

 

•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

 

•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.

 

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

 

2. Структура социологического знания

 

Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

 

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

 

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

 

в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

 

В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

 

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

 

Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.

 

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

 

1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

 

2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

 

3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

 

 

 

 

3. Функции социологии

 

Функции социологии

Функции             

Направления

1. Познавательная             

1. Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

 

2. Познание процесса преобразовательной деятельности

 

3. Разработка теории и методов социологического исследования,методики

2. Прогностическая             

1. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно

 

обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной

 

группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования             

1.Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования

 

2.Определение путей проектирования социального процесса

4. Организационно-техно-логическая             

1.Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

 

2.Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая             

1.Принятие управленческого решения

 

2.Социальное планирование и разработка социальных показателей

 

3.Определение основных направлений повышения эффективности деятельности

6. Инструментальная             

1.Определение методов изучения социальной реальности

 

2.Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

 

 

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"