Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, на долю народа могут выпасть только три возможности − быть положительным деятелем истории человечества, либо отрицательным, либо этнографическим материалом, соответственно эти три категории и исчерпывают круг явлений истории человечества.

 

Н.Я. Данилевский выделяет пять “законов культурно-исторического движения” − или “законов исторического развития”. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа − языковое родство, однако только для того племени, которое “по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло из младенчества”.

 

Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. С одной стороны, принцип политической независимости желателен в момент зарождения и развития культурно-исторического типа, с другой стороны, до известного периода цивилизация способна развиваться и не обладая политической независимостью. Как показывает пример Древней Греции, цивилизация может существовать некоторое время и после потери политической независимости.

 

Н.Я. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации одного культурно-исторического типа другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития.

 

Очевидно, что создатель теории культурно-исторических типов стремился “научно обосновать” невозможность передачи начал европейской цивилизации − русской. Вместе с тем полностью не исключалась возможность влияния цивилизаций друг на друга. Однако передаваться может лишь то, что находится “вне сферы народности”, то есть “выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности”.

 

По Н.Я. Данилевскому, существуют три типа преемственных связей - “колонизация”, “прививка” и “удобрение”.

 

Первый способ распространения преемственных связей - простейший: “пересадка с одного места на другое посредством цивилизации”, т.е. механический перенос культуры с одной почвы на другую.

 

Прививка культуры обращает дичка в средство для “лелеемого” черенка. Н.Я. Данилевский считает, что “прививка не приносит пользы тому, к чему прививается”, и отрицательно относится к попыткам навязывания самобытной культуре чуждых ей начал. В первую очередь имеется в виду опыт петровских преобразований - реформы были попыткой привить России чуждые ей начала и к положительным результатам они не привели.

 

Третий тип преемственных связей носит позитивный характер - это “способ воздействия цивилизации на цивилизацию”, действие которого сравнимо с “влиянием почвенного удобрения на растительный организм”, или “влиянию улучшенного питания на организм животный”, именно таким было влияние Греции и Рима на романо-германскую Европу.

 

В четвертом законе исторического развития утверждается, что культурно-исторический тип “только тогда достигнет полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразные этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим телом, пользуются независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств”.

 

В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа “уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу”. Раскрывая специфику фаз органического роста в процессе развития культурно-исторического типа, автор “России и Европы” использует примеры из ботаники, что типично в целом для всей книги.

 

Исходя из основных положений теории культурно-исторических типов, Н.Я. Данилевский пересматривает традиционное для философско-исторических и историографических концепций середины XIX века представление о прогрессе как о переходе единого человечества от менее совершенного состояния к более совершенному.

 

В самом деле, если не признается существование единого человечества, то невозможно и утверждение одной линии его прогрессивного развития.

 

Изучение истории показывает, что культурно-исторические типы развивают различные стороны культурной и общественной жизни. Так греки развили идею красоты, европейские народы двинулись по пути “аналитического изучения природы и создали положительную науку”, “высшие религиозные идеи были созданы семитическими племенами”.

 

Эти соображения резюмируются в определении прогресса, который “состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях”.

 

Еще один содержательный элемент рассматриваемой теории - - классификация культурно-исторических типов по признаку количества “основ” или “разрядов” культурной деятельности.

 

Поскольку Н.Я. Данилевский выделял четыре разряда культурной деятельности − религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую, то культурно-исторические типы, в зависимости от тех разрядов или основ, которые в них более развиты, могут быть одно-, двух-, трех- и четырехосновными. Большинство культурно-исторических типов, существовавших в истории человечества, характеризуются как одноосновные. Двухосновным является германо-романский культурно-исторический тип, четырехосновным - удущий славянский тип.

 

В рамках теории культурно-исторических типов обосновывается при помощи натуралистической и конкретно-исторической аргументации фундаментальная философско-историческая идея о том, что основным модусом исторического бытия является культурно-исторический тип.

 

Таким образом, в общей форме доказывается возможность и необходимость самобытного пути развития для всего славянского мира и, в частности, для России, историческая миссия которой, по Н.Я. Данилевскому, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в формировании и развитии славянского культурно-исторического типа.

 

Н.Я. Данилевский выдвигает предположение, что славянский культурно-исторический тип впервые в истории представит синтез всех сторон культурной деятельности и будет первым четырехосновным культурно-историческим типом, в котором особенно оригинальной чертой должно быть впервые найденное удовлетворительное решение общественно-экономической задачи.

 

Завершает свои размышления о будущем славянского культурно-исторического типа Н.Я. Данилевский следующим образом: “Главный поток всемирной истории начинается двумя источниками на берегах древнего Нила. Один, небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград, достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; - другой, земной, человеческий, в свою очередь, делящийся на два главных русла культуры и политики -- течет мимо Афин, Александрии, Рима, - в страны Европы... На Русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства. На обширных равнинах Славянства должны слиться все эти потоки в один обширный водоем...”.

 

Таким образом, наряду с утверждением существования отдельных культурно-исторических типов в свою философско-историческую концепцию Н.Я. Данилевский вводит линию религиозной и культурной преемственности (т.е. преемственности в сфере народности, что ранее признавалось невозможным). Борьба славянского и романо-германского культурно-исторических типов оказывается продолжением извечной борьбы между “градом земным” и “градом божиим”.

 

17. Понятие социальной структуры общества

 

Социальная структура − это внутреннее устройство общества (общности, группы); упорядоченная совокупность социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. В узком смысле слова под социальной структурой понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой.

 

Социальная структура играет важнейшую роль в сохранении целостности и стабильности общества. При анализе социальной структуры общества обычно рассматриваются следующие социальные явления: социальный статус, социальная роль, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, социальная маргинальность, социальные институты и социальные организации, социальные общности и т.д. В зависимости от того, на что из этих явлений обращается главное внимание, создается определенная теория и используется соответствующий подход к изучению общества.

 

Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве.

 

Также общество может быть рассмотрено как совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и др. Целостность этой системе придают взаимодействия и взаимоотношения, которые объединяют элементы системы в некое единство. Отсюда следует, что общество является целостной системой и предметом взаимодействия людей. Элементами общества как системы являются:

 

· социальные институты,

 

· социальные общности,

 

· социальные группы, классы, слои,

 

· организации,

 

· человеческие индивиды.

 

Соответственно в обществе выстраиваются различные отношения: экономические, юридические, правовые, управленческие, религиозные, личные, групповые, семейные и др.

 

Как известно, общество крайне дифференцировано (неоднородно), но и иерархизировано. В нем одни слои обладают большей властью, богатством, привилегиями. Неравенство существует в 2-х видах:

 

1) естественное неравенство т.к. люди отличаются по полу, возрасту, силе, уму, красоте;

 

2) социальное неравенство (различия) порождено разделением труда, укладом жизни (сельским, городским) социальными ролями (начальник - подчиненный, владелец - наемный работник).

 

Следовательно, социальное неравенство, а значит различие в статусах людей является естественным состоянием любого общества. Неравенство существует не только между отдельными индивидами, но и между крупными общностями, классами, слоями, группами.

 

В социологии под социальной структурой чаще всего понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Тем самым, общество (социальная структура в широком смысле) и личность тесно связываются друг с другом.

 

Социальный статус − это интегральный показатель общественного положения личности или социальной группы. Социальный статус − это некоторые стабильные, устойчивые элементы социальной структуры, которые определяют положение человека в обществе, задают определенную совокупность прав и обязанностей. Каждый статус - это как бы пустая ячейка в структуре общества (взятые все вместе, они дают социальную структуру данного общества).

 

Социальные статусы, несмотря на их различия, имеют сходную структуру. К основным элементам любого социального статуса относятся:

 

· статусная роль − модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус;

 

· статусный диапазон − выбор модели поведения в рамках социальной роли, заданной социальным статусом (у индивида всегда есть варианты поведения в рамках предписанных правил поведения)

 

· статусные права − те права, которые индивид получает при приобретении данного социального статуса (с повышением в должности повышается зарплата, количество подчиненных и т.п.);

 

· статусные обязанности − с приобретением какого-либо статуса индивид не только наделяется новыми правами, но и приобретает новые обязанности;

 

· статусный образ − соединение прав и обязанностей (или сложившееся общественное мнение о поведении людей, обладающих данным статусом);

 

· статусные символы − внешние знаки отличия (например, униформа);

 

· статусная идентификация − субъективное (психологическое) сближение индивида со своим социальным статусом (некоторые люди «живут» исключительно работой и тем самым идентифицируют себя только с этим социальным статусом). Однако любой человек обладает многими социальными статусами, и излишнее сращивание с одним из них обедняет и искажает его личность и образ жизни.

 

В социологии выделяют предписанные и достигаемые статусы. Предписанный статус приобретается от рождения (этничность, социальное происхождение, место рождения и т.д.). Достигаемые статусы человек приобретает сам на протяжении своей жизни (статус студента, профессора, президента и т.д.).

 

Роль социального статуса (его положение и место) среди других статусов определяется престижем статуса. Престиж социального статуса является нормативно-ценностным элементом социальной структуры общества и предопределяет иерархическую структуру общества. Существуют различные критерии распределения социальных статусов по рангу. Так, например, по данным проведенного в 1997 г. опроса общественного мнения, самой престижной американцы считали профессию врача (87% опрошенных). На втором месте были ученые (86% респондентов), на третьем - преподаватели (78% опрошенных). Далее шли инженеры, священники, полицейские, военные, члены конгресса. И лишь на девятом месте были названы бизнесмены. Банкиры занимали одиннадцатое место по престижности.

 

Престиж того или иного социального статуса или социальной роли в обществе постоянно изменяется, поэтому и предпочтения людей в отношении тех или иных профессий также изменяются. Таким образом, престиж социального статуса - это своеобразный магнит, который притягивает или отталкивает людей от какой-либо социальной позиции в общественной иерархии.

 

Социальная роль − это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для индивида соответствующего статуса в данном обществе. Социальная роль - это динамичный аспект социального статуса. Социальная роль выступает как норма (образец) поведения личности определенного статуса. Социальная роль может закрепляться формально (например, в должностной инструкции, где перечисляются права и обязанности человека, состоящего в данной должности), а может носить неформальный характер (например, общественное мнение формирует установки и ожидания людей стихийным образом).

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"