Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

 

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

 

На протяжении всего XIX в. социология быстро развивается. Уже на рубеже XIX-XX вв. она превращается в общепризнанную науку. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зиммель и другие мыслители оказали в этот период решающее воздействие на формирование социологии как науки. Социология обретает свой специфический предмет исследования и методы познания. Появляется большое количество теорий, методик, направлений и школ внутри социологии. С конца XIX в. социология становится университетской дисциплиной. Первая кафедра социологии была открыта в Чикагском университете А. Смоллом в 1892 г. В 1984 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии. Начинают выходить социологические журналы, появляются первые центры социологических исследований − Лондонское социологическое общество (1903), Американское социологическое общество (1905), Немецкое социологическое общество (1909) и т.д.

 

В классический период своего становления социология обогатилась многими теориями и учениями.

 

Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.

 

Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов − Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй − Г. Зиммель − акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих "сквозной" для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же "клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие.

 

Русская социологическая мысль XIX - начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

 

Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.

 

Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии, как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.

 

Эмпирические исследования в промышленности (выполненные в рамках индивидуальной социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент) показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессия социолога.

 

Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности, часть которой начинает относиться к социологии как науке, которая мало что дает, к тону же скатывается в ползучий эмпиризм и мелкотемье.

 

Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.

 

Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках.

 

О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На последней, позитивной, стадии общественное сознание основывается преимущественно на строго научных наблюдениях, позволяющих выявлять и формулировать законы природы и общества. Общество, по мнению О. Конта, представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. При этом человек по отношению к обществу выступает как социальный субъект, но не как автономная личность. О. Конт ввел в научный оборот понятия "социальная динамика" (механизм функционирования и развития общества) и "социальная статика" (социальная структура общества и взаимоотношения между ее элементами). Основными законами, которым по его мнению подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические (законы движения небесных тел), климатические и расовые.

 

Органическая теория Г. Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обществе как целостном организме. Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собой целостную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом и не могут существовать вне этой связи.

 

Г. Спенсер разработал "Теорию социальной эволюции", в соответствии с которой прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1) интеграция – переход от простого к сложному; 2) дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3) возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Важнейшим условием стабильности общества он считал социальное равновесие, достигаемое путем приспособительных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

 

Теория социального реализма Э. Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии.

 

Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются:

 

1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам;

 

2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.).

 

Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

 

Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

 

Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется:

 

1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения;

 

2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию.

 

М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия:

 

1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели;

 

2) ценностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия;

 

3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

 

Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX века. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (все человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-материалистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен.

 

Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Ее важнейшие принципы:

 

1) признание закономерности общественного развития, то есть, признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями;

 

2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между производительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производства материальных благ;

 

3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью людей);

 

4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.

 

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

 

Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии

 

На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий, методов исследования. Эволюция главных школ и направлений социологии осуществлялось одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном, эмпирическом.

 

Зарождение и активное развитие эмпирической социологии приходится на начало ХХв. и связано с деятельностью представителей чигагской школы, которая занимала доминирующее положение в американской социологии в период с 1915 по 1935 гг. Чикагская школа (Парк, Берджесс, Томас, Смолл и др.) оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии. Отличительными чертами чикагской школы являлись органическое соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, широта теоретической ориентации, сочетание различных подходов и методов, среди которых не было однозначно доминирующих. Переход американской, а затем и европейской социологии к эмпирическим методам исследования знаменовали работы У.Томаса, в частности «Польский крестьянин в Европе и Америке» (пятитомное исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса, в котором ученые подробнейшим образом рассматривают проблемы адаптации эмигрантов в условиям США).

 

Влияние чикагской школы на развитие эмпирической социологии сказывалось на протяжении 30-40-х гг., после этого инициатива перешла к Гарвардскому и Колумбийскому университетам. В настоящее время идеи чигагской школы актуальны для так называемой инвайроментальной социологии.

 

Новый этап в осмыслении эмпирической реальности связан с работами П.Сорокина, который в 1930г. возглавил социологический факультет Гарвардского университета, и его ученика. Р.Мертона, содиректора Бюро прикладных исследований Колумбийского университета. Ведущие положение Колумбийского университета в 40-50-е гг. определялось развитием в эмпирической социологии ее академической ветви. Главная задача социального познания в академическом направлении усматривалась в открытии и формулировании универсальных закономерностей поведения человека в социальных организациях.

 

В 50-е гг. в эмпирической социологии оформилась тенденция к созданию математической социологии. Основы этой отрасли науки были заложены соратником Мертона Полом Лазарсфельдом (1901-1976).

 

В Гарвардском университете активно разрабатывалась индустриальная социология и доктрина «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли «хоторнские эксперименты», которые проводились с 1927 по 1932 год. Обобщение обширного эмпирического материала привело Элтона Мэйо к созданию социальной философии менеджмента – новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством.

 

Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональных анализ. Основоположником этого направления является американский социолог-теоретик Толкот Парсонс (1902-1979). Основной целью его изысканий была попытка охватить все аспекты социального мира, а также согласовать понимания общественной жизни с достижениями естественных наук. Идеи Парсонса доминировали в англоязычной социальной теории с конца второй мировой войны до середины 60-х гг. и в настоящее время они высоко оцениваются социологами. Основные усилия Парсонса были направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других ученых и наук о поведении сложных систем.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"