Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

· престиж.

 

Каждый человек по каждому из выделенных статусных признаков, как правило, занимает в обществе различные статусные позиции. Разница социальных статусов, занимаемых одним и тем же человеком, получила в социологии наименование социальной декомпозиции.

 

В свою очередь, разница социальных статусов, занимаемых разными людьми или группами в обществе, называется социальным дистанцированием. Различают два вида дистанцирования:

 

1) вертикальное, когда индивиды или группы находятся в разных социальных слоях (например, в слое, объединяющем людей с начальным образованием, и в слое, объединяющем людей с высшим образованием);

 

2) горизонтальное, когда индивиды или группы располагаются в одном социальном слое, но при этом не идентичны друг другу (например, люди с высшим техническим и высшим гуманитарным образованием).

 

Социальные слои (страты) насчитывают в своем составе очень большое количество людей, поэтому для анализа социальной структуры одновременно используется и понятие «социальная группа».

 

В обществе функционируют разнообразные группы:

 

· первичные;

 

· большие;

 

· малые;

 

· формальные;

 

· неформальные;

 

· харизматические;

 

· этнические;

 

· профессиональные;

 

· партийные и другие

 

Поскольку индивиды включены, как правило, в различные виды групп одновременно, в обществе страты частично пресекаются и наслаиваются друг на друга.

 

Горизонтальное и вертикальное расслоение общества не является неподвижным, остановившимся, в нем постоянно происходят изменения, перемещения.

 

Критерии подразделения общества на слои бывают объективные и субъективные, поэтому социальную стратификацию можно объяснить взаимодействием объективных и субъективных факторов: объективной социальной дифференциации и субъективной социальной оценки.

 

21. Социальная общность и социальная группа

 

Социальные общности − это большие группы людей (от тысячи человек), которые объединены по определенному признаку: территориальному, профессиональному, возрастному и другим. Социальные слои, классы, этносы тоже относятся к социальным общностям.

 

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов .

 

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д. ). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

 

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .

 

Социальная общность − это основная категория социологии. Социальная общность − это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории "социальная общность" адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии.

 

Свойства социальных общностей:

 

1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;

 

2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм;

 

3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.

 

Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

 

Для социологии важно выделить объективный критерий различения групп. На основе этого критерия социология и исследует каждую группу, ее отношения с обществом и с личностями, в нее включенными. Для социальной психологии характерен иной подход, а именно − исследовать влияние группы на сознание и поведение человека. Группа здесь изучается как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии исследуются прежде всего особенности поведения данной личности в присутствие других людей.

 

Для отечественной социологии и социальной психологии характерна традиция рассматривать социальную группу как субъекта деятельности. Общность содержания деятельности порождает и общность ее черт. Так, к психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие групповые образования как интересы, потребности, нормы, ценнности, групповое мнение и групповые цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней (социальная идентификация) происходит прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психологической общности с другими членами данной группы.

 

При анализе развития социальной группы и роли ее в истории человеческого общества было установлено, что главной характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для членов группы некоторого образования «мы» в отличие от иного образования − «они». «Мы-чувство» выражает потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности именно к данной группе.

 

Классификация социальных групп может быть осуществлена по многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы. Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные, длительно существующие. Эту классификацию можно представит следующим образом:

 

 

 

Особо выделяют группы членства и референтные группы. Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы. Использование теории референтной группы позволяет понять механизм противоправного повеления подростков.

 

Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут-группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и идентифицирует себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко вторым относят все те группы, к которым индивид не принадлежит. Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для него «аут-группами». Члены «аут-группы» могут обладать теми же чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и налаживает отношения именно с ним.

 

Ин-групповая идентификация каждой личности существенно сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия, признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы» зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений с ней самого индивида и его «ин-группы». В отношениях между группами возникает такое явление как социальный стереотип. Это − упрощенное представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком, достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено, в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности. В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут выступать как малые, так и большие группы.

 

В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации не снижают интенсивности самоопределения различий. Это особенно проявляется при возникновении противоречий между различными социальными группами и нередко используется для целей политической спекуляции. История свидетельствует, что конфликтующие стороны считают своих противников «людьми второго сорта», что позволяет каждой стороне проявлять к ним нечеловеческое отношение. Так, в межклассовых столкновениях одна сторона считает другую «быдлом», а противостоящая сторона -эксплуататорами и т.п.

 

Большие группы разделяются на два вида. К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.

 

Для всех долговременных больших групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.

 

Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный представитель данной социальной группы.

 

Проблема малой группы является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый человек с первых дней своей жизни связан с определенными малыми группами, в которых он получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

 

Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.

 

Признаки социальной группы:

 

1) наличие внутренней организации;

 

2) общая (групповая) цель деятельности;

 

3) групповые формы социального контроля;

 

4) образцы (модели) групповой деятельности;

 

5) интенсивные групповые взаимодействия.

 

Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; 2) в институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).

 

Типология социальных групп:

 

· По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку:

 

Ø расовые;

 

Ø этнические;

 

Ø территориальные;

 

Ø родственные.

 

· По статусному или профессиональному признаку:

 

Ø а) рабочие;

 

Ø б) служащие;

 

Ø в) предприниматели и т.п.

 

· По целям деятельности:

 

Ø а) хозяйственные (трудовой коллектив);

 

Ø б) научно-исследовательские (коллектив ученых);

 

Ø в) политические (партия) и т.п.

 

· По численности:

 

Ø а) малые, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга;

 

Ø б) большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т.д.). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

 

· По характеру внутригрупповых связей:

 

Ø а) формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение) (признаки формальной группы:

 

- 1) заданная чаще всего извне рациональная цель;

 

- 2) предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения;

 

- 3) четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы);

 

Ø б) неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам. Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать. Внутри формальной группы нередко возникают неформальные группы (друзей, влюбленных, сообщников).

 

· По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования:

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"