Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 69 вопросов по дисциплине "Психология".

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии

2. Структура социологического знания

3. Функции социологии

4. Возникновение теоретической социологии как отдельной науки.

5. Огюст Конт - основоположник позитивной социологии.

6. Социологическая мысль в конце ХІХ − начала ХХ ст.

7. Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.

8. Развитие социологической мысли в Украине в ХІХ − начала ХХст.

9.Основные психологические школы в социологии.

10.Общество как социальная система, его характерные черты и особенности.

11. Типы обществ с позиции социологической науки.

12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине.

13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма.

14. Форма социального движения – революция.

15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества.

16. Теории культурно-исторических типов общества.

17. Понятие социальной структуры общества.

18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества.

19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры.

20. Теория социальной стратификации.

21. Социальная общность и социальная группа.

22. Социальные связи и социальное взаимодействие.

23. Основные социальные институты и их функции.

24. Понятие социальной организации.

25. Понятие личности в социологии. Черты личности.

26. Социальный статус личности.

27. Социальные черты личности.

28. Социализация личности и ее формы.

29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества.

30. Социальная активность личности, их формы.

31. Теория социальной мобильности. Маргинализм.

32. Социальная сущность брака.

33. Социальная сущность и функции семьи

34. Исторические типы семьи.

35. Основные типы современной семьи.

36. Кризис семьи как социального института.

37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения.

38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества.

39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака.

40. Понятие культуры, ее структура и содержание.

41. Основные элементы культуры.

42. Социальные функции культуры.

43. Формы культуры.

44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры.

45. Массовая культура, ее характерные черты.

46. Образование как социальный институт: понятие, его структура и функции.

47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития.

48. Конфликт как социологическая категория.

49 Концепция социального конфликта.

50. Функции социальных конфликтов и их классификация.

51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов.

52. Девиантное поведение. Причины девиации по Э.Дюркгейму.

53. Виды и формы девиантного поведения.

54. Основные теории и концепции девиации.

55. Социальная сущность общественной мысли.

56. Функции общественной мысли и пути ее изучения.

57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции.

58. Политическая система общества и ее структура.

59. Государство как социальный институт. Типы и формы государства.

60. Бюрократия как социальное явление. Признака бюрократизма, его источника и основные направления борьбы с ним.

61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования.

62. Программа социологического исследования, ее структура.

63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях.

64. Основные методы сбора социологической информации.

65. Документы как источник социологической информации. Классификация и методы анализа документов.

66. Метод наблюдения и его основные виды.

67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания.

68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды.

69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления.

Файлы: 1 файл

Шпоры по социологии с интернета.doc

— 898.00 Кб (Скачать файл)

 

Эти характерные, типические качества личности отражаются в понятии «социальный тип личности». Социальный тип личности не охватывает всего разнообразия свойств личности, а фиксирует те качества и свойства личности, которые характеризуют ее с точки зрения принадлежности к конкретной общности, где люди занимаются определенными видами социальной деятельности. Таким образом, личность наряду с индивидуальными чертами имеет типичные, характерные черты, свойственные определенным общностям, слоям и группам.

 

26. Социальный статус личности

 

Социальный статус личности − это положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.

 

Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.

 

Поскольку личность включена в различные социальные связи, взаимодействия, группы и общности, она имеет несколько статусов. Обычно один из них имеет для человека наиболее важное значение, он называется интегральным или главным статусом.

 

Статусы подразделяются:

 

· предписанные − статусы, которые не зависят от усилий личности;

 

· достигаемые − статусы, которые личность приобретает вследствие собственных усилий.

 

Общество создает социальные позиции (статусы) и обеспечивает механизм распределения личностей по этим позициям.

 

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно имеет и множество статусов. К примеру, господин Н. – мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, муж, сын, отец, дядя и т.д.

 

Большую часть статусов человек приобретает независимо от своего желания – это национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными или аскриптивными – навязанными обществом вне зависимости от условий и заслуг личности. К примеру, система родства обладает целым набором предписанных статусов: «сын», «дочь», «мать», «отец» и т.д.

 

Иногда выделяют прирожденные статусы, которые как бы входят в предписанные, но не совсем совпадают с ними. В строгом смысле под прирожденными понимаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например: негр – прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина – прирожденный статус, описывающий пол; русский – прирожденный статус, описывающий национальность. Казалось бы, раса, пол и национальность заданы природой (биологически) и человек наследует их помимо своей воли и сознания. Но в последнее время ученые начали сомневаться в том, существуют ли вообще прирожденные статусы, если пол и цвет кожи можно изменить хирургическим вмешательством, а национальность в определенных случаях люди также изменяют сами. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить национальность их детей. Нередко они сами выбирают, какую национальность указать в паспорте.

 

Итак, предписанный статус очень напоминает прирожденный, но к нему не относится. В строгом же смысле предписываемым является любой статус, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.

 

Позиции, которые человек достигает сам, называют приобретенными или достигаемыми статусами, например статус учителя, пианиста, военного и т.д.

 

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует множество не основных: статусы пешехода, пациента, покупателя и т.д. – как правило, это временное состояние. Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются. Они вообще трудно определимы, но они есть.

 

Иногда исследователи выделяют главный или интегральный статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. С 90-х гг. к ведущим статусам нередко стали относить богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить».

 

Положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личным статусом. Так, знакомясь с людьми, особенно официальными представителями какой-либо организации, мы называем обычно место своей работы, социальное положение, возраст. Однако для наших близких важны не эти характеристики, а наши личные качества. Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером или аутсайдером.

 

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.

 

27. Социальные черты личности

 

С понятием «социального статуса» теснейшим образом связано понятие «социальной роли».

 

Социальная роль − это функции, которые должна выполнять и выполняет личность в связи со своим статусом.

 

Используя другой подход, можно определить социальную роль как ожидания общества, предъявляемые к личности, которым личность должна удовлетворять в соответствии со своим социальным статусом.

 

Социальные роли, как и социальные статусы, различны по содержанию, значению в обществе.

 

Разного рода общественные потребности и потребности общностей определяют выполнение разного рода ролей. Нормативная структура социальных ролей определяет их разделение на нормы обязательного поведения, нормы желательного поведения и возможного поведения. Если социальные роли не вписываются в эту нормативную структуру, то включаются методы социального контроля, с помощью которых общество обеспечивает надлежащее исполнение личностями своих социальных ролей, удовлетворяющих требуемым нормам.

 

Поскольку общество развивается, изменяясь от эпохи к эпохе, то и социальные роли претерпевают изменения в этом процессе. На рубеже эпох, в переходные периоды своего развития общество востребует типы личности, которые исполняют исторически значимые роли.

 

Исполнение таких значимых ролей возможно не только при определенной общественной востребованности, но и при условии, что личность располагает необходимыми личностными качествами и соответствующими возможностями для реализации данной востребованности.

 

Уровень задач общественного развития и определяет масштаб ролей, исполняемых личностью на данном этапе истории.

 

В реальной жизнедеятельности социальный статус проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами личность. Впервые определение социальной роли дал американский социолог Р. Линтон в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую характеристику социального статуса, как его функцию, связанную с набором определенных норм. Социальная роль возникает в связи с конкретной социальной позицией, которую занимает личность в социально-стратификационной структуре общества. Она выступает как конкретный, нормативно одобряемый способ поведения. Таким образом, социальные роли являются решающей характеристикой личности.

 

Поскольку человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми выполняет не одну, а много ролей, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор». Данное понятие обозначает совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях.

 

Каждый статус для своей реализации требует множества ролей. Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Данное понятие описывает все виды и все многообразие ролей, закрепленных за одним статусом. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей – один из аспектов индивидуальности личности.

 

Столкновение требований двух или нескольких несовместимых ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым конфликтом. Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их исполнению придается приоритетное значение.

 

Через социальную роль индивид включается в свойственную обществу культуру. Если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности в культуру.

 

Социальные роли выступают в трех разновидностях: роли должного (обязательного) поведения; желательного поведения и возможного поведения. Ролевые нормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются, прежде всего, позитивными санкциями (общественное одобрение, повышение престижа и т.п.).

 

Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспечиваются как позитивными, так и негативными санкциями (поощрение, вознаграждение, повышение общественного авторитета либо отчуждение, наказание и т.д.). Соблюдение обязательных нормативных требований обеспечивается чаще всего санкциями негативного характера (это осуждение в соответствии с правовыми нормами, господствующими в данном обществе, через деятельность суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов).

 

Итак, социальный статус и социальная роль являются важнейшими социальными характерами личности в ее повседневной жизнедеятельности.

 

 

28. Социализация личности и ее формы

 

Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов − социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

 

Социализация включает:

 

· воспитание,

 

· обучение и

 

· информацию (личный жизненный опыт объекта социализации).

 

Она может проходить в двух режимах:

 

· адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям;

 

· интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

 

Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа). Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека. Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.

 

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

 

1) имитация − это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;

 

2) идентификация − это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

 

3) стыд и вина − это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

 

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям:

 

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

 

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

 

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

 

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация − это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

 

Т. Парсонс (структурный функционализм) особое значение придавал семейной социализации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям. Распространенная в современном обществе нуклеарная семья (12.1) включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и эпрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).

 

В процессе социализации человек интернализует (усваивает) не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между "Ты – Я", "Мы – Не-мы". Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое "Сверх-Я" З. Фрейда, которое Т. Парсонс определил как различение культуры как объекта потребления и культуры, усвоенной личностью).

 

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с "моделью". "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

 

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"