Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Форма подачи материала позволяет усвоить за короткое время большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.

Файлы: 1 файл

Социология. Полный курс. Шпаргалка_Ритерман Т.П_2009 -128с.doc

— 892.00 Кб (Скачать файл)

Теории линейного развития культуры

Огюст Конт (1798–1857) предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Важнейшими показателями развития разума являются наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.

Согласно Конту, прогресс культуры носит кумулятивный характер. Он ускоряется с каждым веком и поколением. Чем  больше достигнуто к сегодняшнему дню, тем легче и быстрее можно двигаться дальше. Конт утверждал, что наука не может разрешить вопроса о том, является ли прогресс общественный также прогрессом моральным, хотя сам был убежден, что это так.

Положив закон трех стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа многообразия форм исторического развития народов. Теория общественного развития Конта предельно схематична и не объясняет истинной специфики общественной жизни, движущих сил истории.

Жан-Антуан Кондорсе (1743–1794) выделял десять основных этапов исторического процесса, или, по его определению, десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха, согласно Кондорсе, открывается Французской революцией и должна характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.

Кондорсе обратил внимание на взаимосвязь  материально-хозяйственных, социальных и интеллектуально-моральных явлений, образующих особого рода систему  – культуру, основу развития которой он видел в коллективном разуме. По Кондорсе, прогресс разума необратим и ведет к равномерному развитию всех сторон культуры, к рациональному, управляемому, гуманному обществу. Но в силу сложности разума, консерватизма человеческой природы прогресс разума протекает неравномерно и противоречиво.

Теории циклического развития культуры

Н. Я. Данилевский  (1822–1885) отрицал эволюционный принцип объяснения истории и не считал возможным говорить об общей истории человечества. В качестве истинных участников исторического процесса Данилевский выделил несколько обособленных «естественных групп» и обозначил их термином «культурно-исторические типы». Всякое племя или семейство народов, говорящее на собственном языке или группе языков, достаточно близких между собой, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, является самобытным культурно-историческим типом. Данилевский насчитывает 10 таких типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Данилевский также предположил зарождение в России нового типа цивилизации – славянского.

По Данилевскому, начала цивилизации  одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно, при большем или меньшем влиянии предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Данилевский допускает лишь в смысле «почвенного удобрения», безусловно отрицая возможность определяющего воздействия одних культур на другие.

Освальд Шпенглер (1880–1936) отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Шпенглер полагал, что концепция «всемирной истории» основана на европоцентризме в понимании иных культур и что в действительности каждая культура имеет свою собственную историю. К числу «великих культур», полностью реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Культура, по Шпенглеру, подчинена  жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой биологической ритмики в пределах общего «цикла» эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Процесс «омассовления», означающий развитие «цивилизации» на основе количественного принципа, заменившего качественный принцип «культуры», находит свое дополнение в «глобализации» форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т. д.

В основе историософской концепции Арнольда Тойнби (1889–1975) лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него – группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. С точки зрения Тойнби, цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

 

Социализация  личности

Социализация  личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален  или его социальность сводится к  потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации – охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации – соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18–25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции – характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;

– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;

– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.

5. Послетрудовая стадия – соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией  называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Основные теории социализации:

Теория «зеркального Я» Чарлза Кули

Согласно Чарлзу Кули (1864–1929), развитие личности начинается с некоторой  инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения: «чувства моего». В ходе социализации «чувство моего» развивается и дифференцируется, разделяясь на множество различных самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Формирование человеческого Я  Кули связывал с суммированием тех  впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление  человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Теория социализации Парсонса

Согласно Толкотту Парсонсу (1902–1979), индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Механизм этот, как полагает Парсонс, работает на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия – страдания, приводимого в действие с помощью вознаграждения, и наказания и включает в себя также процессы торможения и замещения.

Согласно Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов:

– познавательных механизмов (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

– защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

– механизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами и согласно сублимируют те конфликты, которые связаны с внешними объектами.

Личность, согласно Парсонсу, благодаря  учению всегда находится в состоянии  изменений, однако ее уравновешенное состояние  сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения.

Теория нравственного  развития Колберга

Теория Лоуренса Колберга (1927–1987) предполагает существование универсальных  этапов нравственного становления. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.

Согласно Колбергу, существует два  главных фактора, влияющих на переход от одного этапа развития к другому:

Информация о работе Шпаргалка по социологии