Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:19, шпаргалка

Описание работы

О Конт основоположник социологии
Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт (1798—1857), которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Файлы: 1 файл

О Конт основоположник социологии.docx

— 99.64 Кб (Скачать файл)

О Конт основоположник социологии

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт (1798—1857), которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Иными словами, социология возникала  в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.

Она должна была отличаться от философии, которая подходила  к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика – раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Основные социологические  подходы к анализу общества

1. Теория структурно-функционального  анализа. – (Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.)

2. Теория социального  конфликта. – (Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф) основывается на представлении о том, что конфликт - это естественная и прогнозируемая составляющая социального организма, борьба за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника.)

3. Одним из направлений  в современной западной социологии является направление «технологический детерминизм», представители которого считают, что главным фактором общественной жизни является уровень развития техники и технологий. – (Технологический детерминизм был сформулирован еще в 19 в. Основной принцип - определяющая роль техники в социальном процессе.)

Место социологии в системе общ наук

И после дискуссий (об актуальности/неактуальности социологии) конца 80 – - начала 90-х годов в научном мире пришли к выводу, что при решении фундаментальных вопросов о проблемах общества лучше всего оперировать понятием «социальная философия».

Социальная философия  концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. Опираясь на конкретноисторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности, тогда как социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, и т.д.

В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу – выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

Правовыми науками также  накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

Большое влияние оказывает  социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п.

Значительный удельный вес  в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины.

Важное значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. На междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходит стадию становления социопедагогика.

 

Структура и функции  социологии

Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь  всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период.

Базисные элементы культуры

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.

Манеры, этикет и кодекс также  входят в нормативную систему  культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов.

  Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

  Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка – это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. (Пример: обычаи праздновать Рождество и Новый год, уважать старших и т.д.).

  Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль. (Пример: безнравственно оскорблять старших, бить женщину и т.д.)

  Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. (Пример: юридические законы, закрепленные конституцией и т.д.).

Формы и разновидности  культуры

Формы и разновидности  культуры:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

1)Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Народная культура, как правило, анонимна.

     Народная культура  может быть разделена на два  вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.

     2) Элитарная  культура – явление, противопоставляемое массовой культуре. Признаки элитарной культуры: 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры. 

     3) Массовая  культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

Основой массовой культуры является массовое общество.

4) «Экранная культура»  складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Понятие этапы  и агенты социализации

Этапы социализации. В любом  обществе социализация человека имеет  особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

 

 Агенты социализации. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине) и вторичные (охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.).

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. рых.

Социальный статус

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальная роль

Социаальная роль — модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус

Понятие и концепции  социальной стратификации

Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место занимают статус и власть.

 

Наиболее разработана  функционалистская концепция социальной стратификации (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.), согласно которой стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций и является объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой — является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство.

В теории социального действия Т. Парсонс предпринимает попытку разработать универсальные критерии концепции социальной стратификации:

• "качество", т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);

• "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей;

• "обладание" материальными  ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

Принадлежность к страте и маргинальность

Принадлежность измеряется субъективными и объективны­ми показателями:

 

*субъективный показатель — ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

 

*объективные показатели — доход, власть, образование, престиж.

 

Так, крупное состояние, высокое  образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнесли к высшей страте общества.

 

страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

Маргинальность понятие обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к.-л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его психику. Введено амер. социологом Р. Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стеснённостью, эгоцентричностью

 

Понятие и виды социальной мобильности

Социальная мобильность  – это перемещение индивида (или  социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации.

Различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность. Факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов).

От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях и др. Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход  из одной социальной группы в другую Без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Понятие и структура  социального института

Понятие социальный институт предполагает:

  • наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
  • эти механизмы, являясь надиндивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

  • ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);
  • их обоснование (теоретическое, идеологическое, религиозное, мифологическое) в виде категориальной сетки, задающая «естественное» видение мира;
  • средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;
  • социальные позиции — сами институты представляют собой социальную позицию («пустых» социальных позиций не бывает, поэтому вопрос о субъектах социальных институтов отпадает).

Классификация социальных инстутов

Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) ;

2) распределительные (или  экономические);

3) регулирующие (религия,  политические системы).

Данная классификация  основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

Западный социолог-структуралист  П.Блау в основу своей классификации существующих институтов положил ценности, которые они воплощают в своей нормативной структуре:

1) интегративные институты,  т.е. их деятельность направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей в обществе.

2) диструбутивные институты воплощают в себе и реализуют универсальные ценности, которые выступают средством «сохранения социальных соглашений, выработанных для производства и распределения необходимых социальных льгот, вложений и различного рода вознаграждений».

3) организационные институты используют ценности для достижения цели, они служат «увековечению авторитета и организации, необходимых для мобилизации ресурсов и координации коллективных усилий, направленных на достижение социальных целей».

Западные социологи подразделяют на три вида; реляционные, регулятивные и интегративные. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

Функции социальных институтов

Функция закрепления и  воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

  • Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте.
  • Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения..
  • Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

 

Стоит отметить, что кроме  явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или  латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

Этапы прикладн. социо иссл

1.  Подготовительном этапе осуществляется изучение степени разработанности интересующей исследователя проблемы, определяется методологическая стратегия исследования, разрабатывается его программа и инструментарий.

Программа исследования включает два основных раздела: Методологический, в котором формулируется проблема исследования, определяются его цели и задачи, характеризуется объект и предмет исследования, осуществляется логический анализ основных понятий, формулируются гипотезы; Методический, где определяются границы исследуемой совокупности, характеризуются методы сбора первичной социологической информации, разрабатывается инструментарий и схема обработки и анализа полученных данных.

2.  На втором этапе исследования осуществляется Сбор первичной социологической информации. Исследователь может обратить свое внимание на сбор и анализ статистического материала, характеризующего изучаемое явление, а также использовать такие методы сбора необходимой информации, как анализ документов, опрос и наблюдение.

3.  Следующий этап работы – это Обработка собранной на предыдущем этапе Эмпирической информации, которая предполагает проверку полученных данных на полноту и надежность, а также их подготовку к обработке на ЭВМ. Итогом данного этапа является представление сгруппированных статистических данных в виде статистических таблиц и графиков.

3.  Заключительным этапом прикладного социологического исследования является аналитический этап, в ходе которого осуществляется анализ структуры явления, поиск и определение социальных закономерностей, выявление причинно-следственных, факторных и функциональных взаимосвязей. Результаты анализа данных, полученных в ходе исследования, представляются в аналитическом отчете. В том случае, если это являлось целью исследования, разрабатывается система рекомендаций по оптимизации рассматриваемого социального процесса, формулируются научные теории, публикуются научные статьи и монографии, проводятся дискуссии.

Виды прикладного социологического исследования

Программа социологического исследования: общая характеристика

Социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направ­ленной на исследование социальных объектов, отношений и процес­сов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Методикой социологического исследования называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.

 

Процедурой социологического исследования можно назвать определенный порядок действий, направленных на выполнение задач конкретного этапа социологического исследования (подготовки исследования, сбор первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ).

 

Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез.

Объект и предмет, цели и задачи прикладного социологического исследования

Предмет социологического исследования предполагает, но, как правило, не совпадает с объектом. Объект и предмет лишь тогда могут совпадать, если необходимо познать всю совокупность закономерностей развития и функционирования конкретного социального объекта.

Обычно предмет ограничивается в пространственном и временном  отношении. Предмет эмпирического исследования является частью предмета теоретического социологического исследования. Переход от теоретического к эмпирическому осуществляется с помощью операционализации выделенных понятий.

Существуют некоторые  правила по выбору и обоснованию  предмета социологического исследования. Анализируя объект и выделяя для  изучения одну из его сторон, необходимо сводить до минимума неопределенности во всех ставящихся познавательных задачах, во-первых. Во-вторых, предмет должен обладать относительной самостоятельностью. Это необходимо для построения и эмпирической проверки гипотез. В-третьих, выбор и обоснование предмета предполагает переход от эмпирического изучения к теоретическому способу познания, и наоборот. В-четвертых, результаты, полученные при изучении определенной стороны объекта на выборочной совокупности, могут быть перенесены на генеральную совокупность.

Определив объект и предмет  эмпирического социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Решение проблемы всегда связано с теми или иными целями.

Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе.

Задачи исследования - это  совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Гипотезы и основные понятия прикладной социологического исследования

Гипотеза – это вероятностное  предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Можно выделить несколько  типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

 

Основные требования к  формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать  понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить  ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема  при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

 

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы  социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения  выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества и  недостатки анкетирования

Используется в тех  ситуациях, когда необходимо за достаточно короткий срок и простыми методами собрать информацию, необходимую для проведения оценки. Как правило, составляются листы, включающие в себя вопросы, предполагающие либо выбор одного (нескольких) из предложенных ответов, либо написание конкретного и емкого ответа на вопрос. Анкеты раздаются случайно выбранным лицам, либо группе лиц, специально отобранных для данного анкетирования.

Преимущества метода анкетирования:

  1. Является независимым и показывает полную картину ситуации;
  2. Не требует больших материальных затрат;
  3. Собранную информацию легко систематизировать и анализировать;
  4. Не требует большого количества людей для проведения;
  5. Можно собрать большое количество информации;
  6. Прост в проведении.

Недостатки метода анкетирования:

  1. Отсутствие серьёзного отношения со стороны отвечающих;
  2. Нельзя выявить склонности опрашиваемых;
  3. Анонимность опроса;
  4. Опрашиваемым могут понадобиться образцы заполнения анкеты;
  5. Не дает полной картины ситуации

Структура анкеты и основные типы вопросов

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

1)    Вводная - указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

2)    Содержательная (основная) - Содержание анкеты ( характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты. При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог.

4)  Заключительная (паспортичку) - Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

 

 

 

Виды анкетирования

  • По числу респондентов
    • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
    • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
    • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
    • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).
  • По полноте охвата
    • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
    • Выборочное — опрос части представителей выборки.
  • По типу контактов с респондентом
    • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
    • Заочное — анкетёр отсутствует:
      • Рассылка анкет по почте;
      • Публикация анкет в прессе;
      • Публикация анкет в Интернете;
      • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Преимущества и  недостатки интервью

Используется, когда требуется  узнать мнения, взгляды конкретного человека или для более детального изучения материалов, собранных методом анкетирования.

Преимущества метода «интервью»:

  • Помогает наладить контакт с опрашиваемым;
  • Дает полную и конкретную информацию;

Недостатки метода «интервью»

  • Может занять много времени.;
  • Возникновение затруднений в сборе и систематизации информации;
  • Может оказаться дорогостоящим.;
  • Нельзя исключать влияние интервьюера.

Виды интервью

По степени  формализации

  • Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Преимущества и  недостатки наблюдения как метода социологической информации

Позволяет собрать точную информацию о работе программы в процессе ее проведения.

Преимущества метода наблюдения:

  • Можно наблюдать за ходом программы в процессе ее проведения

Недостатки метода наблюдения

  • Может оказаться сложным описать процесс наблюдения;
  • Может оказаться сложным выделить результаты наблюдения;
  • Можно попасть под влияние участников программы и не сформировать собственного мнения (при «включённом» наблюдении);
  • Может оказаться дорогостоящим

Виды наблюдения

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности  различают

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым  объектам

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Виды эксперимента

  • Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.
  • Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.
  • Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
  • Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости.
  • Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной.
  • Вспомогательные методы

1. тестирование

2. анализ продуктов деятельности

3. математическая статистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный эксперимент: специфика и границы использования

Значение экспериментального метода в естественно-научном и гуманитарном познании. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Требования к проведению эксперимента: контроль за экспериментальными условиями, проблема изоляции контрольных факторов, выравнивание экспериментальных условий. Логическая структура эксперимента. Понятие переменной в социологическом исследовании. Виды переменных: зависимые, независимые, нейтральные. Средства измерения переменных в эксперименте. Структура вывода по результатам измерения.

 

Классификация экспериментов: по условиям проведения; по характеру логической структуры доказательств и гипотез; по типу создаваемой экспериментальной обстановки. Преимущества лабораторного и естественного экспериментов. Эксперимент и социальная практика.

Документы как  источник социологической информации

Используется, когда необходимо собрать результаты работы программы не прерывая сам процесс действия программы. Проводится методом просмотра заявлений, финансовых отчетов, записей, протоколов совещаний и.т.д.

Преимущества метода изучения документов

  • Дает большой объем конкретной информации;
  • Не прерывает процесса работы программы и людей, задействованных в ней;
  • Информация уже есть в наличии, ее не нужно собирать

Недостатки метода изучения документов

  • Часто занимает много времени;
  • Информация может оказаться неполной;
  • Необходимо точно знать, что искать в документах

Изучение документов (качественный анализ)

Этот способ включает все  многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Такой метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и изложение своих выводов в виде научного обзора. Главное ограничение — возможность субъективных смещений информации, обусловленная влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа. Подобные влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления подобных недостатков применяют­ся методики формализованного анализа текстов.

 

Традиционный анализ позволяет  преобразовать первоначальную форму  информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя.

 

Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от:

1) содержания, направленности  самого документа;

2) условий, целей и задач  проводимого исследования;

3) квалификации, богатства  опыта и творческой интуиции  исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий исследователь сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).

Контент-анализ документов

Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.



Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"