Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

20. Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_sots.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

20. Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления  о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"[1]. Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

 

21. Социально-классовая структура общества – это совокупность различных по численности, облику, положению в системе социальных отношений общественных групп, существенную роль среди которых играют классы и социальные слои (страты). Социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам доли общественного богатства. Социальные слои – это социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам  - доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.

Социально-классовая  структура современной России до конца не сложилась, не устоялась, поскольку  трансформационные процессы еще  не завершились, возможны возвратные движения, даже в силу влияния политических изменений на перераспределение  собственности, власти. Российское общество может быть представлено как своего рода коктейль переходного периода, где сосуществуют социальные группы, сложившиеся еще при социализме и возникшие в процессе рыночных реформ.

Среди отечественных  социологов пока не сложилось единого  методологического подхода к  определению социальной структуры  современного российского общества. Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного периода в обществе появляется все больше групп, находящихся  на стыках различных социальных классов. Сама социальная структура становится аморфной, идет интенсивный процесс  люмпенизации части населения.

 

22. Жители города и деревни как социальные общности.

 Среди социологических проблем города, напрямую связанных с селом, выделяется проблема миграции. Две трети городского населения нашей страны - вчерашние жители сел. Мигранты из села и в городе длительное время сохраняют многие признаки сельского образа жизни, происходит рурализация - окрестьянивание городов. Горожанином по образу жизни трудно стать выходцу из традиционного села. Именно поэтому новые города, население которых состоит в значительной мере из сельских мигрантов, выделяются невысоким уровнем бытовой культуры, специфическим укладом повседневной жизни. 
     С другой стороны, из сельских поселений уезжает самое молодое, образованное население, и возникают серьезные перекосы в развитии сельских поселений и отраслей экономики, связанных с ними. 
     Крупные города как бы "обезлюживают" окружающую территорию. Есть такое понятие, как ареал города, то есть окружающая территория, на которую он оказывает всестороннее влияние. И чем крупнее город, тем больше такой ареал. Вот почему между Петербургом и Москвой расположены разваленные российские деревни, заброшенные села, пашни. 
     Социологи изучают мотивы миграции населения из деревни в город. По данным исследований, на первом месте стоит стремление получить профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); примерно столько же опрошенных указывают на желание улучшить социально-бытовые условия; примерно по 12% - на семейные обстоятельства, стремление быть там, где больше молодежи. На самом последнем месте находится нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом. 
     При всей привлекательности городского образа жизни он пока очень далек от идеала: скученность, безликость городской среды, особенно в новых городах, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, отклоняющегося поведения молодежи. Все заметнее проявляются отчужденность людей, одиночество. Не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города. 
     Первыми стали заниматься проблемами городов зарубежные социологи. Согласно теории аномии Эмиля Дюркгейма и Луиса Арта, города по своей природе враждебны человеческим отношениям. Город заставляет человека отдаляться от других, обезличенное общение постепенно входит в привычку. Первые исследования, приведшие к таким результатам, были проведены в Чикаго еще в 1930 г. Корреляционные связи показали, что уровень психических расстройств выше в тех районах, где не сбалансирован половой состав населения, в семьях, где не было радио. 
     За прошедшие десятилетия в социологии накопилось еще больше наблюдений и выводов о неблагоприятном воздействии на человека городской среды. Однако сегодняшняя социология города не только накапливает такие факты, но и, опираясь на них, активно ищет пути улучшения среды обитания человека, совершенствования городских поселений.

23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодёжи.

Конфликт поколений проявляется  как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс  в историю показывает, что XVIII- век  остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для  России? Что особенно есть в нашей  стране, что беспокоит и будоражит  сознание людей, берущих на себя ответственность  за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие  между поколениями проблемы (как  разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • передача собственности по наследованию;
  • степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в  конфликте поколений являются следующие:

  • понижение социального статуса пожилых людей;
  • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
  • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

 

 

 

24. Социально-этнические сообщества.национальные отношения в современном мире.

Социально-этнические общности.

Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами  общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных  отношений. Наименьшая кровнородственная  группа - семья, объединение нескольких семей образовывало род, роды объединялись в кланы, несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это уже более  высокая форма общественной организации; племена обладают собственным языком, территорией, определенной организацией, традициями. В ходе культурного и  экономического развития на основе племен складывались народности - этнические общности, в которых кровнородственные  связи утрачивают свое определяющее значение; эти этнические образования  объединяет общность территории, языка, культуры, системы хозяйствования. Наиболее высокий уровень развития этноса - нация.

Нации - наиболее многочисленные этнические образования, отличающиеся общностью самосознания, определенным национальным характером и психическим  складом. Представители одной нации, помимо общего языка и культуры, обладают и общей ментальностью.

Этнос - это исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общей экономической и духовной культурой, особенностями психологического склада, этническим самосознанием.

Этническое, или национальное, самосознание - осознание представителями  нации своего единства и отличия  от других подобных образований, основывающееся на общности происхождения и исторического  развития, закрепляемой и передаваемой в легендах, былинах, песнях, сказаниях.

Этническое самосознание является показателем сформировавшейся этнической общности. Этнос нередко  имеет самоназвание (вятичи, майя и  т.п.).

Русский этнос был сформирован  на базе славянского этноса. К середине IX в. относится начало формирования русской нации, что в значительной степени было связано с принятием  христианства в качестве государственной  религии Киевской Руси. Дальнейшее складывание русской нации шло  путем территориального и духовного  единения во имя борьбы с внешним  врагом, формирования единого Московского  государства. Общность территории имеет  первостепенное значение в период формирования этноса. Но после формирования нации  этот признак приобретает второстепенное значение, этнос продолжает ощущать  свою идентичность и в период рассеяния (например: еврейский этнос в период отсутствия единой территории). Значительную роль в формировании этнической общности может играть религиозное единство, которое приводит к формированию этноконфессиональных образований (например: католики и протестанты Северной Ирландии). Объединяющую роль играет и расовое единство.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"