Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:06, шпаргалка

Описание работы

20. Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли, этажам расположенных зданий, предметов, ярусам растений и т.п.

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_sots.docx

— 81.75 Кб (Скачать файл)

 

29. Современная семья проблемы и тенденции развития.

Проблемы существования  семьи

на данном этапе  развития общества.

Проблемы существования  семьи на данном этапе развития общества обуславливаются в первую очередь  уровнем развития самого общества, как социальным, так и экономическим. Рассматривая типологию семьи в  сравнении традиционная - существующая модель, можно обнаружить существенные отклонения от классических форм института  семьи.

По традиционной модели наиболее распространенной семейной структурой (в развитых странах) является моногамное супружество, поддерживаемое вступлением  в брак - исторически обусловленную  форму отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающей их взаимные права и обязанности. Семьи, в  зависимости от состава и внутрених отношений, могут делиться на нуклеарные и сложные, детоцентристские и супружеские, патриархальные и эгалитарные, семьи с особыми условиями семейной жизни (дистантные, студенческие).Нуклеарные семьи могут быть полными (родители и ребенок) или неполными (нет одного из родителей), сложные семьи состоят из представителей нескольких поколений; многодетные; детоцентристские ориентированы на воспитание ребенка (детей), супружеские, где ось существования определяется отношениями партнеров между собой; патриархальные семьи имеют в своей основе авторитарность решений главы семьи, эгалитарные, основанные на равенстве партнеров; семьи с особыми условиями отличаются по специфичности занятий одного или обоих супругов, что определяет психологию данной семьи.

Опираясь на приведенную  выше традиционную типологию семьи, можно рассмотреть изменения, произошедшие с ней в настоящее время, причиной которых стали экономические  и политические факторы. Вследствие этого современная семья переживает тяжелый кризис, который выражается в следующих фактах [6]:

- средний статистический  уровень для воспроизводства  населения должен составлять  приблизительно 2.5 ребенка на семью,  в реальности уровень рождаемости  упал ниже 16 рождений на 1000 жителей,  что составляет примерно 1.5 детей  на семью. Это говорит о преобладании  нуклеарных семей (около 90%), в то время как многодетных семей лишь около 1% - поэтому уровень рождаемости не компенсирует смертность, а наоборот, превышает.

- возрасло число неполных нуклеарных семей и чаще всего это семьи, где мать одна воспитывает одного (или редко двух) детей, что наносит существенный урон полноценному воспитанию ребенка;

- вследствии вышеприведенных фактов уменьшается число детоцентристских семей (из-за отсутствия последних) и процентно увеличилось число супружеских семей;

- патриархальность семьи  практически была уничтожена  путем разрушения нравстенных и моральных ценностей общества, а в эгалитарных семьях происходит перерождение демократических отношений в конкурирующие (зачастую противостоящие).

Кроме вышесказанного, проявления кризиса семьи можно увидеть  не только в падении рождаемости: нестабильность семьи, сознательный отказ  от рождения не только второго, но и  первого ребенка, массовый отказ  от детей, жестокое обращение в семьях с детьми – все это говорит  о тяжелом положении семьи. Число  браков снижается с каждым годом (1990 год - 300.000 браков/квартал, 1993 - 200.000), несмотря на это, количество разводов неуклонно растет (в 1995 году разводы  составили на 1000 человек 105%, число  браков - 90%). При этом доля внебрачных детей составила 17%. [1]

Данные факты достаточно красноречиво говорят о крайне высокой  степени отрицательных воздействий  на семью в настоящее время, что  немедленно отражается на ее структуре  и общей стабильности, зачастую подрывая и делая невозможным одну из самых  главных функций семьи - социально-биологическую - воспроизведение населения и  значительно искажает воспитание и  развитие детей.

Тенденции и перспективы  развития семьи.

Развития современной  семьи в условиях тотального разрушения прежних ценностей и изменения  целей ведет к логическому  перерождению семьи в отдельную  экономическо-хозяйственную единицу, ориентированную на поиск внутренних резервов выживания. Вполне закономерно  изменяются почти все функции  семьи приспосабливаясь к новым условиям.

Репродуктивная функция  семьи начинает ослабевать, особенно в городах. На это влияет измененные условия жизни, экология, замена роли женщины в обществе (эмансипация). Иметь детей или даже одного ребенка  становится невыгодным, не поощряемым обществом занятием, ребенок постепенно переходит в категорию либо роскоши (для обеспеченных людей) либо брошенного, ненужного человека (у низших или  опустившихся слоев общества).

Акцент при определении  степени авторитета каждого из членов семьи смещается в сторону  экономических возможостей и материальной зависимости, т.е. главой семьи может стать даже несовершеннолетний ребенок, если материальные возможности остальных членов семьи окажутся ниже.

В современном типе семьи  поощряется более раннее вступление ребенка в самостоятельную жизнь, одновременно с этим появляются разнообразные  формы брака (материнская семья, семья без отца, неполная семья, конкубинат (приходящий отец), групповой брак).

Наиболее распространенным типом семьи становится либо супружеская  бездетная семья, либо гражданский  брак, где могут реализовываться  возросшие требования к качеству межличностных отношений и одновременно упрощается возможность выживания  в современном мире.

На основе сказанного можно  определить главную задачу развития семьи в будущем: необходимо изменить существующее отношение к семье  в сторону сохранения ее реального  существования.

 

30. Управление процессом развития социальных отношений.

В системе научного управления особое место занимает прогнозирование. Пожалуй, никакое другое направление (по сравнению с планированием, управлением, проектированием) не сопровождалось такими зигзагами в своем становлении  за последнюю четверть века от полного  непризнания до чрезмерных упований на его могущество.

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования. Наибольшее распространение получила точка  зрения И.В.Бестужева-Лады, который исходит из того, что прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и решений. Прогнозирование предположительно характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считает, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как аподиктическое (невероятностное) утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Не трудно заметить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем.

Есть и другие точки  зрения. По мнению К.Шустера, прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с "календарем", т.е. с определенными количественными оценками. В соответствии с этим он относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях к категории предсказаний. А.Шмидт и Д.Смит заявляют, что под прогнозом обычно понимают количественное предсказание. Таким образом, "демаркационная линия" проводится между качественными (предсказание) и количественными (прогноз) оценками будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Социальные функции образования

В результате радикальных  преобразований российского общества реформированию подвергаются все социальные институты, в том числе и институт образования. Оно обеспечивает непрерывный процесс обучения на протяжении всей жизни. Образование призвано выработать у человека готовность и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, способность к самостоятельному выбору. Оно служит базой будущего развития общества.

Традиционно образование  играет значимую роль в процессах  социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем  самым выполняя функцию социального  контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, – распределение  “индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного  выполнения своих социальных функций”. Поэтому школа, наряду с другими  социальными институтами, такими, как  семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно “каналом вертикальной циркуляции”, способствующим продвижению  вверх или спуску вниз по социальной “лестнице” и своеобразным “ситом”, которое “просеивает” индивидов  и определяет им то или иное место  в обществе.

Иными словами, школа играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя  процессу социальной мобильности. Дефекты  в образовательной системе неизбежно  сказываются на всем обществе и, напротив, успешное функционирование данного  социального института приводит к его благоденствию и процветанию. В этой связи необходимо также  отметить, что П.Сорокин считает школу вторым по значимости после семейного статуса механизмом тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса. “Школа – это следующий этап в перепроверке “вердикта” семьи, и очень часто она решительным образом изменяет его”.

Кроме функций социального  контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование как социальный институт выполняет такие свои важнейшие функции, как обучающая (в высшей и средней специальной школе – это профессиональная или подготовка кадров) и социокультурная (социализирующая, воспитательная, просветительская). В этой связи необходимо отметить, что, как показывает история становления и развития отечественного образования, эти функции могут быть взаимодополняющими, а могут вступать в противоречие и даже в конфликт друг с другом.

Уже с момента становления  школьного образования стало  возникать противоречие между потребностями  государства и общества, между  пониманием роли и функций образования  государством и теми, для кого предназначались  школы. Особенно выпукло оно проявилось в эпоху петровских преобразований.

“Прорубив окно” в Европу, великий реформатор увидел через  него не просто неразвитость российского  общества по сравнению с западным, но и ужасающее невежество своих  граждан. С таким “материалом” проводить задуманные реформы было нельзя. Сам “материал’ оказался не особо податлив и поначалу не был склонен разделять реформаторские начинания великого преобразователя. Напрасно Петр I, настаивая на необходимости профессиональной подготовки к гражданской службе, убеждал представителей знатных фамилий в пользе обучения, аргументируя тем, что без этого никто не будет произведен в высшие чины. Как до Петра I, так и при нем обществу были известны различные пути попадания на верхние этажи социального здания, “не имеющие ничего общего с профессиональной подготовкой. Даже введение юриспруденции в программу дворянской школы не могло заставить дворян заняться этой наукой”.

Что же касается социокультурной  функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью, т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного  человека. Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать. Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы  вкоренить в сердца народа добронравие. С этого момента школе вменялись  в обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые  до сих пор были возложены на семью. Так, одной из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения.

40. Перспективы развития человеческого общества.

С точки зрения Н. Моисеева, информационное (постиндустральное) общество должно представлять "такой социально-политический организм, в котором Коллективный Разум играет такую же роль в его жизнедеятельности, как разум человека в его организме". Это означает качественный скачок в развитии общественного сознания, частью которого является Коллективный Разум. Общественное сознание должно приобрести новое качество вместе с совершенствованием своей "нервной системы" (Интернета, информационных сетей), управлением жизнедеятельности людей, общностей, институтов через компьютерные сети Мирового Разума.

Н. Моисеев видит большие  идеологические, политические, экономические  трудности, которые встают перед  человечеством на пути создания нового мирового порядка и ноосферы. Прежде всего, это собственность на информацию и знания. Вместо собственности на средства материального производства, разделяющей людей на экономические  классы, возникает разделение людей  на владельцев и пользователей информации. И здесь его пугает проблема возникновения информационно-политической формации человечества.

Коллективный Разум должен быть демократической системой управления Человечеством, в которой важное место должна занимать интуиция, совесть, эмоции. Это предполагает такую реорганизацию  ООН, когда среди его органов "должен появиться некий Совет мудрецов с менталитетом исследователей... Он должен быть составлен не из представителей правительств и народов, а из представителей профессий и цивилизаций", то есть людей, которые в отличие от политиков способны ставить под сомнение любые принципы и принимать решения, отвечающие интересам человечества.

41. Социальные отношения в российском обществе.

В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом  множеством невидимых нитей: они  взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.

На основе непосредственных контактов между людьми формируются  социальные связи.

Социальная связь —  это совокупность зависимостей между  людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые  объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.

— социальные отношения  — отношения между людьми (или  группами людей), осуществляющиеся в  соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка  в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины  в отношениях между субъектами: партнер  по контакту может быть легко заменен  другим человеком. Социальный контакт  — это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"