Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

1. объект и предмет  социологии

Социология – это наука, изучающая закономерности организации, функционирования и развития общества через исследование социальных связей, взаимодействий и отношений во всем их многообразии.  Правильный выбор предмета и объекта социологии имеет принципиальное значение, т.к. с одной стороны, он очерчивает круг изучаемых проблем, а с другой стороны, выступает структурообразующим моментом, который определяет теоретический строй знания и одновременно методологический статус дисциплины в целом, ее место и роль в научной системе. Трудность заключается в нестрогости обыденного употребления понятий предмет и объект, перешедшей и в научную сферу. Предмет выступает как нечто уже захваченное человеческим разумом или опытом, развернутое вовне и представленное изучающему субъекту. Объект же остается неразвернутым вовне бытием. Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, абстрактных, объектов, которые репрезентируют тот или иной фрагмент реальности. В отличии от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, где происходит исследование и материальную среду которых ученый анализирует. Любой из этих объектов очень многообразен в одном исследовании невозможно охватить все грани и стороны объекта исследования. Поэтому социолог каждый раз выбирает только один аспект или грань реального объекта, описывает его через совокупность абстрактных конструктов и называет предметом исследования. Хотя предмет исследования и предполагает свой объект, но полностью не совпадает с ним. Объясняется это тем, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. По существу, предмет устанавливает те самые границы, в рамках которых объект изучается в данном исследовании. Таким образом, предмет социологического знания отражает лишь одну из сторон объекта, но зато самую важную, главную. В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Но оговаривая степень самостоятельности объекта, следует заметить, что реально и независимо от нас существующий объект, прежде чем попасть в фокус нашего внимания и стать источником информации, претерпевает определенную трансформацию, воплощаясь в позициях документов сбора первичной социологической информации, затем в таблицах, формулах, графиках и т.д.     

Эмпирические свойства, таким образом, зависят от познающего субъекта. Уже на стадии первичного сбора социолог оперирует не непосредственными признаками, а идеализированными объектами. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное с точки зрения Г.В. Осипова – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющиеся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения  и способ их организации являются объектом социологического исследования. Предмет же социологии, поскольку  он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно.

Представляется целесообразным различать предмет социологического исследования и предмет социологии как науки.

4. Социология в структуре научных знаний об обществе

Рассматривая взаимоотношения социологии  и смежных с ней наук об обществе, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его перспектив, направленности, движущих сил его развития. Эти вопросы могут частично служить предметом теоретических размышлений социологов.  У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется более отчетливо в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем (особенно смысложизненных). Еще большее различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Самостоятельное развитие социологии как раз связано с тем, что она начала активно использовать при анализе соц. процессов количественные методы с использованием сложных математических процедур. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др. дисциплин, изучающих общество и человека. Проблема разграничения социологии и других наук об обществе особенно сложна и в значительной мере является нерешенной и в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демографии, социологии брака и семьи и др.). Довольно остро она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме: психология сосредоточена в основном на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект соц. связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д., он выступает как социолог.    

Проанализируем соотношение  отдельных разделов, направлений  социологии с соответствующими частными социологическими науками.

Во-первых, социология изучает  процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе говоря, происходит отнесение частных соц. явлений к целому, обществу.

Во-вторых, исследуя конкретную сферу жизни общества, социолог изучает, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы.

В третьих, социолог анализирует  все с точки зрения людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений.         

2.Структура  социологического знания

Структура социологического знания – это определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь-то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологическая структура знания формируется в зависимости от двух основных факторов: от круга изучаемых социологией объектов и от глубины научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.   

Исходным моментом структуры  социологического знания выступают  знания об обществе как целостном  социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступают представления о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Важным элементом ССЗ являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Речь идет также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой. Еще одним элементом ССЗ являются представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь главное внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти.  Следующим элементом ССЗ выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких как государство, право, церковь, наука, культура  и т.д.

Можно назвать еще  ряд элементов ССЗ, выделенных в соответствии с объектами социологии с объектами изучения социологии. Это, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также малых групп межличностного общения и отдельных личностей.

В ССЗ можно выделить отдельные уровни, исходя из того, насколько  масштабны отражаемые в социологических  взглядах и теориях общественные явления и насколько глубоко  они осмыслены. Выделяют следующие уровни:

-общесоциологические  теории или общетеоретическая  социология

-специальные социологические  теории, которые нередко характеризуются  как частные

-конкретные социологические  исследования

Общесоциологические теории касаются, как правило, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом, исторического процесса.  На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего, производственной деятельности людей, выявляется роль труда в развитии человеческого общества.

Специальные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социальных институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества.             

Конкретные  социологические исследования проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Они могут проводится в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности: об отношении населения к тем или иным событиям,  для изучения общественного мнения и т.д.

5. Социологический  проект О. Конта

Основателем социологии как самостоятельной и целостной  науки об обществе явился французский  ученый и философ О. Конт (1798-1857). Конт выступил против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного организма. Согласно его взглядам общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь-то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в его работах. О. Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю как основоположник позитивизма – одного из наиболее влиятельных направлений в области философии и социологии. Центральным звеном взглядов Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. На теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремится к абсолютному познанию поражающих его воображение явлений и в конечном счете объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. Теологическая стадия завершается переходом к единобожию. На место религиозного воображения все более становится опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для постоянного сочетания моральных и политических идей. На метафизической стадии или в метафизическом состоянии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако в силу слабого развития науки эти понятия довольно абстрактны. Различного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых являются предметы внешнего, в том числе и социального мира. Но в то же время метафизический метод не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не мог окончательно избавится от мифов. На позитивной стадии человеческое сознание состоит преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение, которое «составляет во всех отношениях главную черту позитивной философии. Представляют интерес взгляды Конта о закономерном прогрессивном характере развития общества. Он писал о влиянии климата, расового состава, однако главное влияние оказывает интеллектуальная эволюция человечества как эволюция его сознания. Он разделил предмет науки на соц. статику (изучение структуры, элементов и связей) и соц. динамику (процессы развития общества). В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль общественного разделения труда в этом и, в частности, политической деятельности.

По мнению Конта, гармония в обществе есть гармония «между целыми и частями социальной системы», а  также между «самими ее частями». Соц. гармонии можно достигнуть с  помощью науки, которая должна найти  нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония – это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и соц. слоев. Значение политической власти состоит в том, чтобы мудро согласовывать интересы субъектов. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, народа, каждого человека. 

3. Функции социологии

1. познавательная

Она заключается в  исследовании соц. явлений с целью  получить адекватные научные представления  о сущности и содержании, связи с другими явлениями, о характере и закономерности их развития. Функция конкретных соц. исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей и в их эмпирическом анализе. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования соц. институтов.  

2. практическая (управленческая)

На основе эмпирического и теоретического анализа соц. явлений и процессов выработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих соц. институтов. В конечном счете эти рекомендации направлены на улучшение механизма соц. управления, повышение его эффективности на всех уровнях, начиная от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные.   

3. идеологическая

Социология в той  или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Это связано с тем, что социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию или же в общественно-политическое движение. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы с позиций определенного мировоззрения, на формирование которого оказывает влияние его социальное положение и сформировавшаяся в его сознании система ценностных ориентаций. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе и классов. Тем самым, данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.       

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"