Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

4. функция социального контроля

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления  действенного социального контроля над социальными процессами. Без  этой информации возрастает возможность  появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

5. прогностическая функция

Прогностическая функция  заключается в том, чтобы на основе анализа соц. процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего  развития, происходят ли они в сфере  материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут  иметь текущий и долговременный характер. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология может определить диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты и долговременные последствия. 

6. гуманистическая  функция

Социология может служить  улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

7. методическая, методологическая  

Данная функция заключается  в выработке приемов исследовательской  деятельности.

 

6. Социологическая  система Г.Спенсера

Английский мыслитель  Г. Спенсер (1820-1903) развивал многие идеи Конта, прежде всего его позитивистские установки и его представления  об обществе, как целостном организме. Основное его сочинение – «Система синтетической философии». Он являлся основателем органической школы в социологии. Общество рассматривается прежде как взаимодействие природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органически связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Спенсер уподобил общество живому биологическому организму. В обоснование своего подхода он приводил следующие доказательства: 1. как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в их массе; 2. те и другие усложняются; 3. их части приходят во все большую зависимость друг с другом; 4. те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. Эти доказательства целиком вращались вокруг естественных обстоятельств, не принимая во внимание специфические социальные качества общества. Спенсер уподоблял правительство в государстве мозгу человека, торговлю сравнивал с кровообращением, телеграфные провода – с нервной системой.

В эволюции Спенсер выделил  следующие основные моменты: переход  от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Она объективно обусловлена потребностями людей. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. В ходе соц. эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь, возрастают в размере, в разнообразии, определенности и сложности. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Соц. эволюция совершается людьми в процессе их деятельности; общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. Каждый индивид должен смотреть на себя не только с субъективной точки зрения, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе, как одного из многочисленных общественных единиц.   Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия также необходимы, как и эгоистические.

Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как  результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается  как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Он анализирует многочисленные проявления соц. равновесия, в том числе равновесие между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между общество м и личностью.            

Спенсер излагает свое понимание  проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду  общества предшествует его упадок. Распад начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Картина распада общества, предложенная Спенсером дает немало для понимания современных процессов, происходящих в нашем обществе.

65. Выборка  в социологическом исследовании. Методы выборки

Выборочное обследование – одна из разновидностей эмпирического  исследования. Большинство соц. исследований имеет выборочный характер: по строгим  правилам отбирается определенное количество людей, отражающих социально-демографические признаки структур населения. Выборочное обследование – экономичный и надежный способ, хотя требует изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность, которая является частью генеральной совокупности, отобранная с помощью социальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают с помощью математических методов. Чтобы отобрать для исследования часть объектов (единиц), социолог описывает объекты исходной совокупности. Перечень описания

единиц исходной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, выступает  в качестве основы выборки. После определения объема выборочной совокупности социолог должен выбрать способ и прием формирования выборки (вид или тип выборки). Выборки делятся на три больших класса: сплошные (переписи, референдумы); случайные и неслучайные. В сплошных выборках опрашиваются все единицы отобранной совокупности. К случайным выборкам относят: вероятностную, систематическую, районированную, гнездовую. К неслучайным: стихийную, квотную, метод «основного массива». Если генеральная совокупность имеет небольшой объем, единицы отбора удается пронумеровать, и каждая из них имеет равную вероятность попасть в выборку, то применяется вероятностный тип выборки, основанный на использовании таблицы случайных чисел. Его упрощенным вариантом является систематический отбор. Если генеральная выборка велика, то приходится разделять обследуемую совокупность на более или менее однородные части, а затем осуществлять отбор единиц внутри этих частей. Если деление происходит по стратам (соц. группам), то выборку называют стратифицированной, а если по экономико-географическим районам, то районированной.

Гнездовая выборка – вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой гнезда (кластеры) более мелких единиц. После отбора небольшого числа территориальных сегментов проводится выборочный или сплошной опрос проживающих в них людей. Гнездовой отбор позволяет осуществить отбор и обследование нескольких компактных групп много проще, чем десятков отдельных единий.         

Квотный отбор основан на целенаправленном формировании структуры выборочной совокупности. Квота – это некоторое количество лиц определенного возраста, пола, образования и профессии, которых опрашивает социолог. Обычно квотная выборка применяется на последних ступенях отбора и завершает процесс районирования и применения вероятностных процедур. Социолог разыскивает респондента определенного пола, статуса и возраста в заданном районе и беседует с ним.

Стихийный отбор: социолог, примерно зная кого ему надо опросить идет на улицу и опрашивает всех, кого удастся или тех, кто похож на представителей генеральной совокупности. Математические процедуры при составлении выборки здесь не применяются. Чаще всего фиксируется мнение тех, кто имеет возможность и желание поговорить с интервьюером. К стихийному отбору тесно примыкает метод основного массива. Из жителей данного района или работников данного предприятия опрашивается простое большинство. В результате средние генеральной и выборочной совокупности сближаются, а выборочная совокупность составляет преимущественную часть генеральной и перекрывает возможное смещение.          

 

 

 

 

67.Анализ  документов в социологическом    исследовании.  Виды анализа документов.

Как правило, под документом в социологии подразумевают те или  иные источники, содержащие в себе информацию о социальных фактах, явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих или развивающихся в обществе. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат в себе богатую и емкую информацию об этой деятельности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на «полевые» исследования, не получив предварительно официальные статистические данные не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книжной и журнальной литературы, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении кинотеатров, концертов и т.д. Однако, чтобы использовать возможности, заключенные в документах, следует, в свою очередь, получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентированию во всей многообразной массе документов в наибольшей степени соответствует классификация, основанием которой служит форма фиксации в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации документы делятся на:          

- письменные документы  (в них сведения изложены в  форме текста)

- статистические данные (цифровая форма)

- иконографическая документация (кино-, фотодокументация)

- фонетические документы

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов, однако наиболее распространенным, прочно утвердившимся  в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный). Под традиционным анализом понимают все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятых исследователем в каждом конкретном случае. Фактически, это не что иное, как интерпретация документа, его толкование. Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления, факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной. Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного метода анализа документов, или контент-анализа. Суть данного метода сводится к тому, чтобы по выделенным признакам, например, тех или иных терминов, выражений, употребленных в тексте документа, определить его содержание, направленность. При таком подходе к изучению документов их анализ, опирающийся на количественные признаки, становится объективным, уже не зависимым от позиции, занимаемой тем или иным исследователем по конкретной проблеме. Вместе с тем ему присуща своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не все богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных показателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68. Социологический  опрос т его виды

Из многочисленных методов  сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам  наиболее распространен метод социологического опроса респондентов. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондантом различают письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах и т.д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение), групповые и индивидуальные и т.д. Метод опроса используется в ряде случаев:

1. когда изучаемая проблема недостаточно  обеспечена документальными источниками  информации, либо когда такие  источники вообще отсутствуют

2. когда предмет исследования  или отдельные его характеристики  недоступны для наблюдения

3. когда предметом изучения являются  элементы общественного или индивидуального  сознания: потребность, интересы, мотивации  и т.д.

4. в качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных.   

Анкетный опрос – важнейший  источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса.

Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, теснота контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника социолог может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетирования. Виды интервью:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"