Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:41, шпаргалка

Описание работы

1. объект и предмет социологии
3. Функции социологии
4. Социология в структуре научных знаний об обществе
5. Социологический проект О. Конта
6. Социологическая система Г.Спенсера

Файлы: 1 файл

Otvety_k_zachetu_po_sotsiologii.doc

— 436.50 Кб (Скачать файл)

- свободное (не имеет плана  и заранее сформулированных вопросов). Чаще всего проводится в разведывательной  стадии социологического исследования.

- глубинное (преследует цель  получить информацию, свидетельствующую  не только о наличии социального  факта, но и объясняющую причины,  которые обуславливают появление  данных явлений)

- фокусированное (изучение общественного  мнения относительно конкретного факта, ситуации)  

- интервью с открытыми вопросами  (проводится по заранее разработанному  плану, представляющему набор  вопросов, расположенных в определенной  последовательности)

- интервью с закрытыми вопросами  (стандартизированное)- обращение к опрашиваемым с вопросником, в котором содержатся преимущественно вопросы закрытого типа.

Перед исследователем, который  проводит соц. опрос, постоянно стоит  проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль информации осуществляются разными способами, в том числе с помощью контрольных вопросов.   Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью. 

10. Психологическое  направление в социологии. Основные  психологические теории

Психологическое направление социологии было представлено в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и др. Л. Уорд пытался обосновать психологические механизмы развития общества. Проблема причин и движущих сил деятельности одна из центральных. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он выделял первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей в пище, тепле и т.д. На их основе формируются более сложные желания: моральные, эстетические и религиозные. Желания и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества. В конечном счете он рассматривает их как весьма динамические психологические силы, действующие чаще всего стихийно. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило следует им. Поскольку действия людей осуществляются в их взаимном общении они, по мнению Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Эти законы осуществляются под влиянием  человеческих желаний и воли. Сознательное воздействие на них, насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей.

Наряду с психологическим эволюционизмом Л. Уорда развивалось направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роли в функционировании общества. Ведущим его представителем был французский мыслитель Г. Тард. Одной из фундаментальных проблем, решаемых Тардом, является проблема взаимодействия личности и общества. Для него первичным элементом в этом взаимодействии является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими людьми, в результате чего формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействий отдельных людей и соц. групп. Движущие силы деятельности и развития общества он видел в индивидуальной  и групповой психике людей. Он исходил из того, что в основе соц. деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и соц. групп. В процессе их взаимодействия один человек или соц. группа подражают другим. Во взаимном подражании людей Тард видел изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, соц. групп и общества. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы. Три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания:

1. закон повторения, т.е. усвоения  и воспроизводства людьми тех или иных новшеств

2. закон оппозиции, выражающий  борьбу самих новшеств или  нового и старого в обществе

3. закон приспособления, т.е. адаптации  людей к появившимся новшествам  и изменившимся условиям жизни

Подражательные отношения ведут  к обогащению отношений в обществе. Историю Тард рассматривал как непрерывную цепь подражаний.

В. Парето обосновал логическо- экспериментальный  исследования соц. явлений, исходя из того, что выводы соц. науки должны базироваться исключительно на эмпирических данных. Основную цель науки об обществе Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей соц. явлений, порождаемых соц. действиями людей. Соц. действия он делит на логические (осознаны и логически обоснованы людьми) и нелогические (неосознаны, инстинктивны, спонтанны), которые являются более естественными. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето находил «источник социальной жизни». Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества, всех его сфер. Задача науки – выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, соц. групп и индивидов. Оригинальной частью соц. философии Парето является созданная им теория элит, в рамках которой им решались проблемы соц. неоднородности общества, борьбы за власть и способы ее осуществления. Соц. неравенство обусловлено психологическим неравенством людей, что прежде всего выражается в неравенстве их способностей. Наиболее способные представители общества образуют его элиту. Парето указывал на постоянную циркуляцию элит (менее способные члены опускаются в нижние, неэлитные группы и наоборот).                                       

16. Особенности русской  социальной мысли

Специфика и национальные особенности проявляются не только как сторона или специфическое  качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой  сущности социологии или на представление  социологии в целом. Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов. Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеологизированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений). На формирование социальной мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Дидро, Сен-Симон, Вольтер) и немецкие романтики (Шеллинг). Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., но начиная с этого времени преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество – с другой. Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытала заметное влияние концепций западных социологов Конта, Спенсера, Вебера, Зиммеля, Дюркгейма и др.         

Особенности (по Савченко):

1. развивалась как  ответ на потребности в общественной  жизни

2. социологическая мысль  вовлечена в общественную практику в оппозиционно-критической функции (не выступала в качестве аппологета, но критика и оппонента власти).

3. своеобразие социо–  культурного аспекта общественной  жизни (специфический тип догоняющей  модернизации, потребность в новых  хозяйственных формах отношений, формально остающаяся сословность, приоритет коллективных ценностей над индивидуальными)

4. развитие социологической  мысли от социальной философии  (теоретической, умозрительной) к  социологии (практической)    

 

 

17. Русская  социологическая мысль в XIX – начале XX вв.

Русская социологическая  мысль этого периода была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих общественно-политических течений.

Анархизм М Бакунина и П. Кропоткина

Центральная идея анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Человек вступает в противоречие с основными институтами, ограничивающими его свободу, тем более с государством, как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию. Бакунин и Кропоткин резко выступали против государственного социализма, который, по их мнению, далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей.

Социологические взгляды народников

П. Лаврова  и Н. Михайловского

 Основную задачу  социологии Лавров видел в  изучении мотивов деятельности  личностей  и их нравственных  идеалов, особое внимание уделяя  анализу «солидарных» действий  люде, направляемых их общими  интересами. Солидарность – это общность привычек, интересов, аффектов и убеждений. Основным двигателем истории считал действия критически мыслящих личностей, составляющих передовой слой интеллигенции. По мнению М. и Л., существует правда-истина (объективная) и правда-справедливость (справедливость).  Две стороны субъективного метода народничества: учет многообразных помыслов и чувств людей, а также субъективная позиция самого социолога., с другой стороны – поиск оптимальных форм солидарности, т.е. общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние интересы, свободно действовать и развиваться.

Психологическое направление

Главные труды Е.В. Де-Роберти  и Н.И Кареева касались фундаментальных  проблем общественного развития, которые решались ими, исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии (совокупность коллективных восприятий, чувств определенных масс и национальных общностей). Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры. На этих двух видах базируются психические взаимодействия людей, которые являются основой общественной жизни. По их мнению психическая деятельность определяет социальную деятельность, которая в свою очередь развивается под влиянием биологических факторов. 

«Легальный  марксизм». П. Струве и М. Туган-Барановский

В борьбе против идеологии  народничества легальные марсксисты обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в  России, прибегая к марксистской теории и марксистской терминологии. Но затем многие положения марксизма стали подвергаться критике, и вырабатывались свои взгляды. Фактически это течение было выражением либеральной буржуазной мысли. С позиций буржуазного  материализма Струве рассматривал соотношений классов и политических партий, считая универсальной формой разрешения конфликтов между ними компромисс. Т.-Б. Выступал против капиталистической эксплуатации человека. Но капитализм заключает в себе большие возможности к развитию, т.к. в конечном счете ведет к расширению возможностей удовлетворения материальных благ и духовных потребностей членов общества.  

Плюралистическая  социология М. Ковалевского       

Считал социологию наукой об организации и эволюции человеческого  общества. Идеи о закономерном характере развития общества, поступательности исторического процесса и социальной преемственности человеческих знаний, культуры, опыта и т.д.  Важную роль играет историко-сравнительный метод, позволяющий выявить специфические особенности в развитии разных народов и их культур

Социологический неопозитивизм Сорокина (см. №12)

            

 

18. Социологическая  наука в СССР

В первые годы советской  власти наблюдался значительный Взлет  социологии. Начался процесс ее институционализации. Наряду с теоретическим социологическим мышлением были сделаны шаги в проведении конкретных социологических исследований. В 20-30е гг. также проводились экономические и социально-этнографические исследования, которые выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности. Однако формирование авторитарного режима, административно-приказной системы управления всеми сферами общества самым губительным образом сказалось на общественных науках и на социологии в частности. Так уже в 22г. были изгнаны выдающиеся мыслители: Сорокин, Струве, Бердяев и др. Все больше ужесточался идеологический контроль, что вело к подавлению социальной мысли и упразднению социологического мышления. В то же время в теории и практике социологии не могла не отразиться канонизация теоретических положений, выдвинутых Сталиным. Будучи дилетантом, он упразднил социологию в административно-приказном порядке. Также он вернул исторический материализм в лоно философского знания, с тех пор понятийный аппарат и теории социологии рассматривались только на философском уровне. Социологические методы конкретного изучения общества были изъяты из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему.  Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60х гг. Изданные в этот период монографии по историческому материализму анализировали социальные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в отрыве от реальной жизни. Господствовали догматизм и схоластика. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». В то время социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука- нет. Поэтому социология была определена как наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями. Всеми способами насаждалась идея разделения труда между философами и социологами. Социологи, чтобы сохранить за собой право проводить конкретные исследования, должны были делать акцент на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные. Появилась традиция издания примерно раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. В эти же годы были созданы новые социологические учреждения. Социологические исследования стали проводить многие научно-исследовательские институты  ведомственного подчинения, соц. лаборатории предприятий и производственных объединений и др. В университетах и при некоторых экономический ВУЗах были введены спецкурсы по социологии. Значительно выросло число публикаций по различным разделам социологического знания. В период 70х гг. – первой половины 80х гг. социология развивалась вопреки командным методам. Снова усилилось административно-бюрократическое вмешательство в эту науку, многие труды известных социологов подверглись критике. Теоретическая социология полностью отвергалась и была заменена термином «прикладная социология». Но на XXVII съезде КПСС встал вопрос о восстановлении прав науки, была поставлена задача развития социологических исследований. Трансформация общества в 80е гг. оказала серьезное влияние на процесс институционализации социологии. Она была институционализирована в результате решения Коммунистической партии. Институт соц. исследований АН СССР был преобразован в институт социологии АН СССР, а в 1991г. создан Институт социально-политических исследований АН СССР.       

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"