Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

идеология.docx

— 109.66 Кб (Скачать файл)

- концепции гражданского  общества;

- концепции правового  государства;

- идеи равенства  возможностей индивидов и равноправия  в достижении ими своих целей;

- отождествления  свободы личности с частной  собственностью, рассматриваемой как  гарант свободы;

- признания основополагающего  значения конституционализма, парламентаризма  и демократии;

- признания принципа  плюрализма во всех сферах  жизни общества.

Однако к концу  ХIХ в. выяснилось, что реализация идей либерализма ведет не к социальной гармонии и справедливости, а ко всё более резкой социально-имущественной поляризации общества, а лозунг свободной конкуренции воплощает интересы крупнейшей монополизирующейся буржуазии.

В связи с этим идеология либерализма трансформировалась в идеологию неолиберализма. Главное  отличие новой идеологии состоит:

- в признании  приоритета социальной справедливости;

- в признании  необходимости государственного регулирования экономики (кейнсианство);

- в инициировании  широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения.

Неолибералы выдвигают также идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и др.

Б) Консерватизм

Консерватизм  – идеология «охранительного» направления, ориентированная на сохранение и  поддержание существующих общественных порядков, на отказ от радикальных  проектов общественного переустройства. Основой консервативной идеологии  являлся традиционализм – опора на надежные, «проверенные историей» прошлые стандарты общественного бытия.

В идеологию консерватизма  традиционализм превратился в эпоху  Французской буржуазной революции  конца ХVIII в., став идейной реакцией контрреволюционной аристократии. Базовые положения консерватизма были сформулированы в трудах английского политического мыслителя ХVIII в. Э. Бёрка, французских политических писателей ХVШ-ХIХ вв. Ж. де Местра, Л. де Бональда, Ф. Р. де Шатобриана.

Основными идеями, противопоставленными революционаризму консерватизмом, являлись идеи непрерывности, преемственности и органичности исторического развития, божественного проведения, ограниченности человеческого разума в осознании смысла истории, опасности произвольного социального переустройства.

Консерватизм  допускает изменения – но лишь те, которые согласуются с существующими  порядками и осуществляются подконтрольно.

В 1970-1980-х годах, когда либеральные и социал-демократические  идеи частично утратили свою популярность, консерваторы, реформировав свою идеологию  в виде неоконсерватизма, выдвинули  и осуществили эффективные антикризисные  мероприятия в странах Запада: высвобождение частнопредпринимательской  инициативы, снижение налогов, отказ  от чрезмерного государственного регулирования  рыночных отношений, сокращение госаппарата  и ряда социальных программ, сужение  функций государства и др. (М. Тэтчер в Англии, Р. Рейган в США). В результате инфляция снизилась, выросли темпы экономического роста, спал уровень забастовочного движения. В состав идеологии неоконсерватизма вошли и традиционные ценности: прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность.

В 1970-1980-х годах  неконсервативная идеология прочно господствовала в западном мире, сохранив свои позиции и в 1990-х годах, в  условиях нового оживления неолиберализма.

В) Социализм

Идеи утопического коммунизма были развиты уже в  трудах Т. Мора (1478-1535) и Т. Камианеллы (1568-1639). В 1796 г. во Франции Гракх Бабёф (1760-1797) пытался воплотить их в жизнь путем коммунистического «заговора равных». В первой половине ХIХ в. А. де Сен-Симон (1760-1825), Ш. Фурье (1777-1837), Р. Оуэн (1771-1858) создали теоретические модели коммунистического устройства общества.

Но самое развернутое  и последовательное обоснование  идеи социализма получили в учении К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Они выдвинули три радикальные  цели-требования:

- пролетарская (социалистическая) революция;

- диктатура пролетариата;

- установление  общественной собственности на  средства производства.

Идеология марксизма  стала политической стратегией европейского рабочего движения ХIХ в. К концу  ХIХ в. оно добилось серьезных  успехов: были созданы и окрепли  национальные социал-демократические партии, дважды объединявшиеся в Интернационалы; достигнута демократизация избирательного права.

Однако в этот период в самом марксизме произошел  раскол, связанный с разным видением способов завоевания пролетариатом  политической власти. Сторонники плавного, эволюционного пути осуществления  социалистических реформ – Э. Бернштейн (1850-1932), К. Каутский (1854-1938) – пересмотрели наиболее радикальные требования марксизма.

С течением времени  они отказались от идей революции, диктатуры  пролетариата, обобществления собственности  и объявили своей целью демократический социализм, предполагающий длительный процесс социальных преобразований. Вместо прежней идеи классовой борьбы приверженцы социал-реформизма – социал-демократы – выдвинули концепции социального партнерства, консенсуса и равновесия между трудом и капиталом.

Главным достижением  социал-демократии стало создание в  Европе системы социального государства (ФРГ, страны Скандинавии), ставящего своей главной целью социальную защищенность трудящихся. В 1960-1970-х годах социал-демократическая идеология достигла своего апогея в странах Западной Европы. Однако с «наступлением» неоконсерватизма в 1980-х годах идеология социал-демократизма на Западе ослабла.

Национальные  идеологии

Национальные  идеологии вырабатываются на основе осознания политических задач национального  единения (или размежевания) в конкретный исторический момент. Они служат идейным  оружием народов в борьбе за национальное освобождение и становление политической независимости.

Но те же идеологии  могут являться идейным знаменем политических элит тех или иных наций, которые стремятся к повышению своего статуса.

В политических движениях, строящихся на фундаменте национальных идеологий, возможны разные направления:

- созидательно-охранительное направление (утверждение идеи национальной самобытности);

- разрушительное направление (утверждение идеи этнического превосходства, ведущее к усилению национальной розни и открытым конфликтам).

В последнем случае возможно отклонение национальных идеологий  к крайне радикальным негативам (фашизм, расизм, религиозный фундаментализм и др.)

 

 

 

Вопрос 9  Либерализм — это идейно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, которые выступают против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Этот термин вошел в употребление в первой половине XIX в., когда в Европе появились первые либеральные партии, однако истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ведущие идеологи классического либерализма — Дж.тЛокк, А. Смит, Ш.Л. Монтескье, за перестройку общественно-политических и государственных институтов, за ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменением ситуации в обществе. Декларация независимости США от 4 июля 1776 года стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили выражение. Декларация прав человека и гражданина 1789 года легитимизировала идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма. Либерализм формируется и развивается в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. Выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции — англосаксонскую и либерально-европейскую. В XIX веке англосаксонская традиция ассоциировалась со свободой торговли, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы. Господствующие принципы, свобода рынка и свобода конкуренции социальной и экономической сферах. В конце XIX — начало XX века под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии была признана позитивная роль государства в социальной и экономической жизни и пересмотрены отдельные базисные принципы классического либерализма. Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы и естественных прав человека на жизнь и собственность. На смену классическому либерализму пришла идея социального либерализма — неолиберализм. Наибольший вклад в ее развитие внес английский экономист Дж. Кейнс 1881-1946. Центральное положение его теории — это признание решительной роли государства в регулировании экономического развития и в социальной политике. Неолиберализм с его идеей всеобщего благосостояния доминировал в политике, экономике, духовной жизни вплоть до середины 1970-х гг.

 

Вопрос 10 Консерватизм — это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. История консерватизма начинается со времен Великой Французской буржуазной революции. Впервые основные положения были сформулированы в работе английского философа Э.Берка 1729-1797 Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, иерархичность человеческого общества, привилегий отдельных социальных слоев, отдает приоритет преемственности над инновациями. Власть дана от бога, она носит сакральный характер. Государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к объединению на местном, региональном уровне. Консерваторы считали, что в сознании людей надо культивировать частную собственность, гуманные традиции прошлого, идеи децентрализации власти. Важнейшей чертой консерватизма было положение об изначальной и абсолютной несовместимости свободы и равенства людей. Консерватор, в отличие от либерала, — носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или социальной группы. 
После второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы: предпринимается попытка обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Для него характерно соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи: семья, религия, мораль с ценностями постиндустриальной эпохи творческий труд, уникальность личности, ускоренное развитие нерыночной сферы — культуры, образования. Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании. Неоконсерватизм проявляет большую склонность к либеральным ценностям, мягче относится к государственному регулированию, участию населения в управлении, но и требуя укрепления законности и порядка. Неоконсерватизм предложил обществу ясные духовные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности. Приверженность рыночному хозяйству, привилегированность отдельных слоев рассматриваются как основа для сохранения универсальных нравственных законов, человеческих качеств. В современном консерватизме органично сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного человека и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

 

Вопрос 11 Социализм и его формы. Сам же термин социализм от лат. socialis — общественный появился сравнительно недавно. Его ввел в оборот французский теоретик Пьер Леру, С тех пор с этим понятием связываются социально-политические концепции, целью которых был поиск путей к социальной гармонии. Эти концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идет совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Преодолеть эгоизм и взаимо отчуждение людей должно общество, основанное на принципах коллективизма, равенства и социальной справедливости. В основе различных подходов к пониманию социализма лежит вопрос о том, какова материальная, экономическая основа будущего общества. Различные ответы на этот вопрос порождают и многочисленные разновидности концепций социализма. 
Одним из направлений в развитии социалистической идеологии является концепция утопического социализма. Социалистическая идеология в этих условиях целеустремленно защищала интересы трудящихся, идею социального прогресса и веры в прекрасное будущее человечества. 
В этот период времени возникает и крайнее проявление социализма — коммунистическая идеология. Она была более последовательна в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления. Представители утопического социализма и коммунизма по разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь — реформы. Другие — Мабли, Бабеф — призывали трудящихся к революции. 
В 40-е годы XIX в. возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс 1818-1883 и Ф. Энгельс 1820-1895 создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX-XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами. 
В учении Маркса о новом обществе можно выделить две стороны: теоретическую и политическую. Теоретическая часть этого учения анализирует суть социализма коммунизма как общественно-экономической формации, обосновывает закономерность его порождения всем ходом естественноисторического процесса. Политическая сторона посвящена выражению, артикуляции интересов рабочего класса и обоснованию политических средств их реализации так, как это виделось Марксу в середине XIX века. Учением о классовой борьбе, которую ведет пролетариат и которая должна завершиться революцией и установлением диктатуры пролетариата Маркс предельно радикализировал идею социализма. Это относится, в первую очередь, к идее насильственной революции пролетариата и установления его классовой диктатуры. Главный смысл марксистской теории социализма заключен в раскрытии экономической закономерности перехода к общественной собственности и в выяснении ее сущности. На рубеже XIX-XX вв. в марксизме возникают два основных направления — ревизионистское реформистское и радикально-революционное, которые с разных позиций стремились осмыслить новые процессы. 
Сущность ревизионизма заключается в ориентации на реформистское эволюционное преобразование капитализма и медленное приближение к строю социальной справедливости и равенства граждан при сохранении социального мира. Радикально-революционное направление в марксизме — ленинизм. В.И. Ленин 1870-1924 защищал в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции. Постепенно идейная эволюция марксизма-ленинизма шла в сторону все большего догматизма. Абсолютным выражением философии насилия и нетерпимости к инакомыслию стал сталинизм. На практике марксизм-ленинизм все больше и больше превращался в идеологию тоталитарного общества.

 Вопрос 12 Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основывающееся на тезисе о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо  собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.

Суверенное  право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.

Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.

Национальная  самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.

Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"