Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Содержание работы

Социология как наука, специфика ее объекта и предмета. Методы социологического познания.
Структура социологического знания.
Основные социологические парадигмы: структурно-функциональная, социального конфликта, символического интеракционизма.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
Структурно-функциональный метод исследования общества.
Социологические модели общества: функциональная, конфликтологическая, социокультурная.
Проблема и критерии типизации общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Классовый и стратификационный подходы к изучению социальной структуры.
Социальные общности, виды.
Социальные группы: причины формирования, организация, структура, виды.
Скрытые группы, виды.
Статусные группы, виды.
Социальные институты: понятие, признаки, функции.
Понятие, особенности, черты социальных организаций.
Понятие бюрократии. Основные подходы к проблеме бюрократии.
Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования. Глобальная и гендерная стратификация.
Понятие социальной мобильности и ее разновидности.
Понятие личности в социологии. Структура личности.
Мотивационный и диспозиционный механизмы поведения человека.
Статусно-ролевая концепция личности.
Социализация личности. Институты и агенты социализации. Стадии социализации личности.
Социальная типология личности.
Понятие девиации. Разновидности девиантного поведения.
Понятие аномии. Э. Дюркгейм и Р. Мертон.
Социальное действие и его мотивация: типы социальных действий по М. Веберу.
Социальное взаимодействие. Социальная коммуникация.
Понятие, признаки и формы социального контроля.
Культура как социальное явление: понятие, признаки, элементы и функции. Субкультура и контркультура.
Глобализация и модернизация обществ. Органическая и неорганическая модернизация.
Социальное партнерство и его функционирование в современной России.

Файлы: 1 файл

Соц.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

1.Соц.наука как специфика ее объекта и предмета. Методы соц познания.

Соц – эмпирическая  и теоретическая наука о закономерностях соц жизни современного общества как целостной системы, проявляющаяся во взаимодействии , сознании, поведениями людей и их общности.

Объект соц- соц жизнь об-ва, Предмет- соц закономерности соц жизни общ, Методы: специальные 1. Наблюдение(сбор  первичных данных) включенное, невключенное, 2 Эксперимент сбор и анализ данных с целью проверки гипотезы,3 опрос-совокупность людей в форме вопрос-ответ, диалог (уст-интервью, пись-анкетирование)4 Контекст-анализ-изучение сообщений. Общенаучные- анализ дедукция, индукция.

 

2.Структура соц знания.

Структура соц знания- это определенная упорядоченность знания об обществе как динамичной и развивающейся соц системе.

-макроуровень: анализируется общество в целом, его структура и основные компоненты(познав об-во в целом можно познать личность)

-микроуровень: межличностные  отношения, внутреннее  поведение  людей, 

-эмпирический(задача описывать собранные факты, группировать и классифицировать их)

-теоретический( логически объединить факты , дать смысловое объяснение)

-фундаментальный: выявление закономерностей функционирования и развития об-ва,

-прикладной: преобразование  соц действительности

 

3. Основные со парадигмы:  структурно-функциональная, соц конфликта, сомволич интеракционизма.

Совокупность принципов  находящихся на основе той или  иной теории, признанных научным сообществом  называют парадигмой.

соц конфликт- рассматривает об-во как совокупность конфликтующих группировок, исследует роль различных факторов в конфликтах. Миллс, Дарендорф

сомволич интеракционизма-анализирует взаимодействие людей с помощью интерпритациии (совокупность смыслов) символов, изучение поведение чел.

структурно-функциональная-рассматривает об-во как систему взаимодействующих саморегулирующих частей. Внимание на стабильности соц жизни.

 

4.Фрмационный и цивилизационный подход изучения об-ва

 Формационный подход, разработанный в марксизме предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации (духовная жизнь, общественные отношения к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни. В качестве основных общественных формаций в марксизме выделялись следующие: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая.

 Цивилизационная  концепция общественного развития рассматривает этот процесс как тесно связанное взаимодействие и взаимовлияние культурных особенностей и трансформаций, определяющих всю систему общественных связей. Цивилизация трактуется как «материальное тело» культура, ее социальная организация и т.п. Но главным элементом является тип культуры (идеалов, ценностей и норм), определяющих специфику человеческого общежития.

 

5.Стуктурно-функциональный  метод исследования об-ва.

Основная задача- определить набор функций как способ поведения системы. Характер функ- устойчивость, Америк социолог Парсонс утверждал, что ситсема имеет 2 оси ориентации. 1-ориентирована либо на событиях окр среды, либо на  внутренные элементы. 2-ориентация системы на долгосрочные цели, либо на средства. 2 правила исследования обществ:1чтобы объяснить суть соц явления нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком соц контексте2для этого нужно искать позитивные и неготивные его проявления.!

6. Соц модели об-ва: функциональная, конфликтологическая, социокультурная.

Функцион- рассматривает об-во как единое целое, об-во как систему( согласованных действующих людей)структуированную(разделенные на соц группы)

Конфликтолоическая-рассматривает об-во как конкурирующих людей разделенную на экономич, соц, полит, институты), совокупность группировок с разными интересами, извлекающих для себя пользу за счет других.

Социокультурная- выражает об-во как систему символов. Культура порождает взаимодействие и взаимосвязь людей на основе общих целей, идеалов, верований.

 

7.Проблема и критерии  типизации об-ва. Традици, индуст, постиндуст.

Доиндустриальное об-во (традиционное, аграрное), главным элементом являются земледелие и радиции. Поведение людей контролируется обычиями,  традициями, опирается на опыте. Натур хозяйство- низкие темпы производст- удовлет потребностей мин.  Жизнь зависит он климот-природного цикла. ВЛАСТЬ

Индустриальное-промышленное производство, создание машинного произв и урбвнизация, в 18в рев анг(промыш) во Фран (соц) об-во стало гражданским, соц мобильность, раз коммуникаций, рациональное ведение хоз , лич выгода. ДЕНЬГИ

Постиндустриальное об-во вызванно научно- техническим прогресом. Образование, доступ к информации, движение по соц лестнице. Движение от свер производства к сфере услуг, рыночная экономика, укрепления защиты населения. ЗНАНИЯ

 

8.Классовый и стратификационный подход к изучению соц струк.

Соц структура- система различий в положении, условиях жизни людей отношения между ними, взаимодействия.

2 подхода изучения соц структ:стратификационный(слоевой) –деление об-ва на отдельные (доход, власть, престиж, образов). Любая соц общность всегда стратифицирована. Учет дохода, образования, доступа к власти. Эконом полит соц факторов.

Классовая Маркс- группа людей находящиеся в прямом отношении к средствам производства, основа выделения классов- обладание собственностью, деление об-ва на конфликтные группы.

 

9. Соц общности, виды.

Соц общность- реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, связанных общим интересом, которые находятся в прямом или косвенном взаимодействии, разделяют единый образ жизни.

Публика(аудитория)- временное множество людей, испытывающие сходное ожидание определенных переживаний, содство установок, ориентации и готовности к действию. Односторонное взаимодействие.

Толпа-кратковременное внутренне неорганизованное множество людей на ограниченной территории, объединенных внешним стимулом и эмоциями.

Сц круг- совокупность лиц поддерживающих контакты с целью обмена инфомациями.

Маргиналы- совокупн людей находятся на краю доминирующей группы, отвергающей их. Этничес общ-семья, клан, племя, народность, территор: страна, деревня. Религ общ

 

10.Соц группы: причины формирования, организация, структура, виды.

Группы: 1взаимодействующие  люди, 2разделяющие общую цель, 3стабильн отношений, 4(система)нормы поведения.

Факторы формирования: численность (семья-этнос), структура и организация(неорганиз, организ) , симпатия и антипатия людей.

Болш статус- рабство, сословия(аристокр), касты(кровные различия)классы.

Классы: высший, средний, низший.

Группа:первичная, вторичная,….формальная, неформальная…внутренная, внеш, референтная-источник норм поведения(эмигрант)

 

 

 

 

11.Скрытые группы, виды. Скрытые группировки.

Скрытые группирови оказывают влияние на все сферы общественной жизни. С скрытым группам относятся группы давления –включающие лиц, воздействующих на чиновников, депутотов, оставаясь при этом в не власти, средство влияния –угроза.

 Группы давления делятся  на: лобби- поддержка на выборах, подкуп заинтересованных лиц, клика- компания или сообщество людей, стремящихся любыми средствами, достьч корыстных целей.(банды) Мафия- группа лиц, которая стремиться к достижению корыстных целей в масштабах всего общества.

 

12.Статусные группы, виды.

Статусные группы: рабство – наиболее выраженная форма неравенства, когда индивид принадлежит другим, как их собственность. Касты- (чистый род)- кровные различия между отдельными группами людей. Замкнутая группировка, членом становится в слу рождения.(неприкасаемые), Сословия- зап культура, они включают аристократию и дворянство, «третье сословие» слуги, тогровцы. Классы- созданные на эконом основе. Высший- владельцы производства, руководители, средний- владельцы средст существования, не имеющие наемных рабочих, нисший- наемные работники.

 

13. Соц институты понятия признаки, функции.

Соц институт- это организованная система связей, представлящая с собой ценностно-нормативный комплекс, по средством которой направляються и контролируются действия людей по удовлетворению основных потребностей об-ва. (семья, гос-во, религия)Признаки:-совокупность учреждений, соц групп, целью которых является удовл потреб об-ва,- система норм, ценностей,-система поведения в соответсвии норм,- материальн и человеч ресурсы для решения задач…Функции: 1 закрепления и воспроизводства общественных отношений(правил), 2 Регулятивная(регулятор отношений по правилам, 3 интегративная- по средс правил обеспечивает сплочение, 4 Транслирующая-смена поколения, соц опыта, 5 коммуникативная- взаимодействие с институтами.

 

14.Понятие, особенности,  черты соц организаций.

Соц организация-это объедение людей, ориентированных на достижение определенных целей. Орг формирует механизм регуляции и контроля за деятельностью людей, Снергия- принцип объединение индивидуальных и груповых усилий, Формы орг:деловые(административ)предприятия(широкой соц системе) для решения отдельных задач. Союзные-(общественные)-обобщение индивидуальных целей. Формальная-строится на основе установ целей, регуляции поведения. Неформалспонтанная система связей , котор являет результатом межличн отношений.

 

15.Понятие бюрократия. Основные  подходы к проб бюрок

Бюрократия представляет с собой формальную организацию (админ персонал) с иерархической структурой, в котором власть осуществляется сверху вниз. Подходы 1Вебер- бюрок идеальн тип рационального организации управ( Разделение труда, иерархизация, формализация(формаль система инструкций)), 2бюрократия негативна, не желательное общественное явление(узкая специолизация тормазит процесс организации, интересы бюрократиии становятся выше интересов людей.

 

16.Стратификация, её факторы и механизмы слоеобразования. Глобальная и гендерная стратификация.

Сорокин ввел соц стратифик- это дифференциация совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге. ЕЕ основная сущность неравномерное распределение прав и обязанносте, наличие ценностей. Отличие слоев( доход, власть, образование, престиж-статус, должность). В теории сратив 2 направления: функционалистическое(общие интересы об-ва) и конфликтологические(различн интересы). Глобальная- неравенство между странами, разделение стран на богатые и бедные ВВП, Гендерная- классификация по полу муж и жен.

 

 

 

17.Социальная мобильность  и ее разновидность.

Соц мобильность- премещение людей в иерархической структуре об-ва, связвнное с изменением его статуса. Различают два вида: межпоколенная моб(сравнение соц статуса род и детй) и внутрипоколенная (сравнение статуса одного индивида на протяжении всей жизни), 2 основных типа: вертикальная (перемещение из одной страты в другую, изменение соц статус- повышение в должности), горизонтальная –переход из одной группы в другую без изменения статуса, передвижение из родительс семьи в собственную). Восходящ и нисходящий передвежение в высокую и низкую позицию.

 

18.Понятие личности в  соц. Структура личности.

В соц человек исходящий и конечный пункт познания. Индивид- единичный представитель человеческой общности, объект соц отношений. Личность – целостность соц свойс качеств,субъект общественной жизни. Природа человека заключается в том, что он способен освоить технологию, культуру, войти в общество т.е стать общественним существом. По теори Фрейда в личности 3 психических компонента: «оно»-подсознание( естественные потребности), Сознание «Я»- правила поведения, огран естест потреб, Сверхсознание «сверх-я» -нравственный принцип, мораль. Главное в личности: совокупность знаний, соц функции, общественная цель деятельности.

 

19.Мотивационный и диспозиционный механизм поведен чел.

Мотивационный механ складывается из взаимодействия потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые преобразуются в цель деятельности. Потребности:естест-пищя, одежда, жилье, социальн- труд. Культура, ценности- то в чем человек нуждается.

Диспозиционный(расположение) механизм-связан с внутренней формой человеческой деятельности. Взаимодействие мотивов и стимулов. Мотивы- внутреннние побудители к действию, стимулы – внешние установки поступать определенным образом.

 

20.Статусно-ролевая концепция  личности.

Современный челов учавствует в деятельности множества групп и организаций, занимая там определенное положение. Соблюдение статусных правил и обязанностей, называют соц ролью. Функция в единстве личности в об-ве наз соц статус

Генеральный статус- личность оценивают другие люди, определяет стиль и образ жизни людей, поведение. (начальник отдела). Соц статус- оцениваю положение индивида в группе (национальный).

 

21. Социализация личности. Институты и агенты социализации. Стадии социализации личности.

Процесс усвоения индивидом  соц норм, культурных ценностей и образцов поведеия об-ва, называют социализацией. Для личности социал –возможность реализовать свои способности.

2 процесса: адаптация-приспособление к внешним соц условиям, итериоризация- внутренний мир чел , нормы и ценнос.

Первичная соцал- воздействие близких, детсво, вторичная- воздействие спец подгот людьми до старости. Агенты – это конкрентные люди ответсвенные за обучение норм и ценностей, Институты- учереждения, влияющие на процесс социализации.

Стадии стов личности: приобретает культурный идеал стремится соответсвовать, формируе «Субъективное я»-собст качества в днтстве, «отроженное я»-контроль личности.

 

22. Социальная типология  личности.

Совокупность соц качеств людей, входящих в какую- либо общноть – соц тип личности.

2 типа личности: идеальный-  свойством является требования общественного идеала, нормативный- формируется применительно к об-ву в его настоящем состоянии( конкурентно –способный в россии). Реальный – совокупность господствующих образцов поведения. 1) профессиональная типология, 2 национальная типология,3 соц- классовая.

 

 

 

 

23.Понятие девиации. Разновидности  девиантного поведения.

Девиантное поведение –это отклонение от общепринятых норм. Нома- мера дозволенного(закрепленная традициями, обычиями), мера обязательного (в законодательных актах), Аномия –когда старые нормы обесценивались, а новые еще не утвердились, в результате возникло девиантное поведение, т.е преступления и самоубийства… Негатывные формы девиантного поведения –преступления, пьяницы, наркоманы. Не противаречевщие общ нормам дев – азартные игры, аутизм. Позитивные творчество- гении не понятны простым людям, они от много отказываються. Угрожает стабильности об-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"