Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Файлы: 1 файл

зачет по социологии.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

1.

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии. Современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе и в форме противоборства, противостояния, взаимного неприятия) теоретической и эмпирической социологии.  По поводу границ между классическим и современным этапами развития социологии есть иная, также распространенная в мировой и отечественной истории социологии точка зрения. Так, В.П. Култыгин считает, что современный этап охватывает послевоенную (имеется в виду Вторая мировая война) и новейшую социологию. Рубежом между двумя периодами в рамках современного этапа автор считает конец 1960-х гг. Что касается классического этапа, то его протяженность определяется зарождением социологии в середине XIX в. и завершением этапа во время Второй мировой войны. При этом он включает в себя периоды ранней и поздней социологической классики. Рубеж между ними — Первая мировая война и Октябрьская революция в России. При рассмотрении предпосылок целесообразно выделить две группы социально-экономические и научно-теоретические. Рассмотрим вначале первые. В социально-экономическом плане предпосылки возникновения социологии необходимо связывать прежде всего с развитием капитализма в первой трети XIX в., которое поставило проблемы общественных отношений, взаимодействия общества и человека в центр социального знания. Жизнь людей в новых условиях породила противоречивые оценки и взгляды на развитие ведущих капиталистических стран, в первую очередь Англии и Франции; не случайно именно в них появились первые великие представители социологии — классики этой науки О. Конт и Г. Спенсер. С одной стороны, в этих странах наблюдался значительный экономический, социальный и политический прогресс в сравнении с предшествующим периодом их развития, с другой — характерными становились усиление эксплуатации, кризисы, неимоверно тяжелое положение рабочих, использование женского и детского труда, увеличение продолжительности трудовой недели, крайне неблагоприятные условия на производстве и в быту.

Реакция на эти процессы, естественно, оказалась неоднозначной. Трудящиеся стали прибегать к новым и мощным формам классового противоборства. Это в первую очередь движение луддитов (направленное на разрушение машин, в которых рабочие фабрик видели своих главных врагов), затем чартистское движение в Англии, восстания лионских ткачей во Франции, силезских — в Германии.

В социальной мысли первой половины XIX в. существовало несколько  форм реакции на эти процессы. Это  были и утопический социализм, и  марксизм, и консервативное, и либеральное  направления, и др. Определенной формой рефлексии социально-экономического и политического развития капитализма стало возникновение новой науки об обществе — социологии, которая должна была объяснить естественность и закономерность этого процесса и всего того, что могло быть с ним связано. Вместе с тем истоки социологии следует искать не только в самом капиталистическом обществе, его социально-экономическом и политическом развитии и потребности иметь объективное научное знание об этих процессах. Несомненно, корни социологии объясняются и общецивилизационной природой. Имеются в виду постепенное складывание мирового рынка, появление схожих политических структур, формирование взаимосвязей различных культур и многое другое. Иными словами, предпосылки возникновения социологии следует видеть в рамках движения в сторону целостного социального мира. Необходимость его изучения, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе.

2.

Дюркгейм - представитель  позитивизма в социологии. Он претендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социологические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пониманию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией. Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.

      Центральная проблема для Дюркгейма - проблема социальной солидарности. Солидарность для него - синоним общественного состояния. Согласно Дюркгейму существует 2 вида солидарности: механическая и органическая. Механическая солидарность. Присуща неразвитым, архаическим обществам. Здесь солидарность определяется похожестью составляющих общество индивидов, аналогичностью социальных функций, выполняемых этими индивидами. Механическая солидарность возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Механической солидарности соответствует репрессивный закон, функция которого - наказать индивида, нарушающего закон или обычай. Органическая солидарность. Присуща развитым обществам, где каждый индивид выполняет специфическую функцию в соответствии с разделением труда. Поскольку разделение труда ослабляет коллективное сознание, то становится главным источником органической солидарности. Каждый индивид здесь - личность. Органической солидарности соответствует реститутивный закон, функция которого - произвести обзор прошлого, чтобы привести его к нормальной форме. Дюркгейм считал, что социальная солидарность обеспечивается разделением труда. В своей работе "О разделении общественного труда" он доказывал, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает следующую теорию. Если в архаических ("сегментарных") обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в "коллективном сознании" ("механическая солидарность"), то в развитых ("организованных") социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной зависимости и взаимообмене ("органическая солидарность"), причем "коллективное сознание" здесь не исчезает, но становится более общим, действует в более ограниченной сфере. Разделение труда - это фактор, который обуславливает переход от первого типа обществ ко второму. Следствием разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни. Рост противоречий между трудом и капиталом он выводил из слишком высоких темпов социального развития. Он различал такие "патологические формы" капитализма, как аномия, социальное неравенство, неадекватная организация разделения труда.

    Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

В своем социологическом  этюде “Самоубийство” он выделяет 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство. Разберемся в них подробнее.

Характерной чертой эгоистического самоубийства является “состояние “томительной меланхолии, парализующей всякую деятельность человека … ему невыносимо соприкосновение с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир выигрывают настолько же, насколько теряется внешняя дееспособность”.14 Человек закрывает глаза на все окружающее, т.к. оно лишь усиливает его боль и обращает внимание своего сознания только на себя, на свои переживания, но тем самым он только углубляет свое одиночество:

Что касается альтруистического самоубийства, то оно диаметрально противоположно самоубийству эгоистическому. В противоположность эгоистическому суициду, характеризующемуся, как правило, полным упадком сил, альтруистическое самоубийство, “имея своим происхождением страстное чувство, происходит не без некоторого проявления энергии”.20 Образцом этого типа самоубийств, по Дюркгейму, является смерть Катона, который отдал свою жизнь за государство. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: “Спокойствие полное; никаких следов самопринуждения, акт совершается от чистого сердца, потому что все деятельные наклонности прокладывают ему путь”.

Третий тип самоубийств  – аномические суициды. Этот тип отличается “от первого тем, что совершение его всегда носит характер страстности, а от вторых – тем, что вдохновляющая его страсть совершенно иного происхождения”.24 Доминирующим чувством в данном случае, по мнению Дюркгейма, является гнев. Если об эгоистическом самоубийстве можно сказать, что человек не испытывает острого отвращения к миру, то при аномическом суициде наблюдается горячий протест против жизни вообще. Дюркгейм считает, что характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство.

3.

 Марксизм возник  в 40-е годы XIX в., во времена,  когда были сделаны важные научные открытия, создана техническая основа капитализма, мир пережил три экономических кризиса (1825, 1836, 1847 гг.), имели место выступления рабочих, выдвигавших политические требования (лионских и силезских ткачей), созданы чартистские организации в Англии. Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), английская классическая политэкономия (Смит, Рикардо). Создатель этого учения Карл Маркс (1818-83), немецкий ученый, экономист, историк, социолог, философ, еще при жизни приобрел мировую славу и известность. Большой вклад в создание экономического учения Маркса внес Фридрих Энгельс (1820-95). Экономическое учение Маркса знаменовало открытие нового объяснения природы общества и явилось теоретической программой пролетариата по защите своих прав. Начало формирования экономического учения Маркса относится к 40-м гг. XIX в. В «Рейнской газете» (1842), «Немецко-французском ежегоднике» (1844), «Манифесте Коммунистической партии» (1848). «Экономико-философских рукописях» (1844), «Немецкой идеологии» (1846) и «Святом семействе» (1845) Маркс и Энгельс создали основы теории трудовой стоимости, рассмотрели вопросы собственности, разделения труда, первоначального накопления капитала, проблемы монополий и конкуренции, перерастания экономической борьбы в политическую. 
В 50-60 гг. XIX в. создание экономического учения Маркса вступило в новый период. В книге «К критике политической экономии» (1859) и в первоначальном варианте «Капитала» -«Черновая рукопись» (1857-58) дано развернутое изложение проблем товара и денег, раскрыто содержание понятий постоянный и переменный капитал, открыта тайна создания прибавочной стоимости. Первым политэкономическим произведением марксизма считается работа Фридриха Энгельса (1820-1895) "Наброски к критике политической экономии". В ней рассматриваются проблемы частной собственности как исходной базы капитализма; накопления капитала; концентрации и централизации капитала; экономические кризисы. "Экономико-философские рукописи" Карла Маркса (1818-1893) посвящены проблемам соотношения труда и капитала, динамики заработной платы. В совместной работе Маркса и Энгельса "Немецкая идеология" (1845-1846) создаётся учение об общественно-экономических формациях, исторический процесс характеризуется как смена этих формаций революционным путём.

 

    Экономическое учение Маркса - обоснование исторического значения роли пролетариата в создании общественного богатства, источником которого является материальное производство и прогресс в развитии производительных сил. Согласно экономическому учению Маркса развитие производства обуславливает изменение формы производственных отношений. Устаревшие производственные отношения тормозят развитие производительных сил. С изменением экономической основы в результате развития производительных сил старые производственные отношения должны быть заменены новыми. В этом революционная суть учения. Единство производительных сил и производственных отношений создает исторически определенный способ добывания материальных благ, необходимых для личного и производственного потребления. В истории было, согласно экономическому учению Маркса, пять способов производства, сменявших друг друга: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Основу экономического учения Маркса составляет учение о прибавочной стоимости и стоимости рабочей силы. Прибавочная стоимость выступает как определяющая цель, как движущий мотив и конечный результат производства. Теория прибавочной стоимости во всех цивилизованных странах произвела впечатление удара грома среди ясного неба. 
Экономическое учение Маркса доказывает, что продукт труда не принадлежит рабочему, и поэтому никакой доли в продукте рабочий не получает. Заработная плата является частью авансированного капитала предпринимателя, которая обладает способностью увеличивать капитал и называется переменным капиталом.

4.

Свою концепцию Вебер  называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории — только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» — это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

- осмысленный характер;

- ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального  действия в порядке убывания их осмысленности  и осмысляемости:

целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"