Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Файлы: 1 файл

зачет по социологии.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

14.

 Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

15.

С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству. Конт выдвигает ряд положений о классификации наук, объективной основой которой являются различные формы движения материи.

В своей работе «Курс позитивной философии» (1910), Конт рассматривает  «закон трех стадий» развития интеллектуального  сознания человечества, исторически  и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.

16.

Английский социолог рассматривает три вида эволюции - Неорганический, органический, надорганический, соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу. Наряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждой из них. Причем, как указывает Спенсер, эволюционные законы высших сфер бытия не могут быть сведены к законам низших сфер, поскольку в первых существуют явления и процессы, которые отсутствуют в последних. Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной, которой оказывается социализация человека. Социология должна раскрывать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивидуальное социологическая наука должна отвергать.

Со времен Спенсера и (чуть раньше) еще одного британского мыслителя - Дж.Ст. Милля английская социология становится четко ориентированной на последовательное проведение принципа индивидуализма. Он был заложен в концепцию Спенсера при рассмотрении основных типов общества - военного и промышленного - и процесса эволюции от первого ко второму. По существу сама эволюция типов общества характеризовалась как переход от одного его типа, базировавшегося на принудительном объединении "сверху" (военное общество), ко второму типу, основанному на добровольном объединении "снизу" (индустриальное общество).

17.

 Учёные по-разному трактуют понятие “общество“. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Система – это определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.Таким образом, социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё Признаки общества как социальной системы таковы:

 

Объединение не является частью какой-либо более крупной  системы (общества).

Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного  объединения.

Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

У него есть собственное  название и своя история.

Оно обладает собственной  системой управления (суверенитетом).

Объединение существует дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида.

Его объединяет общая  система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую  называют культурой.

18.

Термин культура характеризуется  многозначность и используется для  определения процессов духовного, интеллектуального, эстетического развития; форм и продуктов духовной,  интеллектуальной и художественной деятельности; описания состояния общества, основанного на порядке, гуманности и праве.

Понятие культуры в социологии очень широкое, оно подразумевает  изучение ее во всем многообразии перечисленных  аспектов.

Понятие культуры в социологии у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает  предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению.

Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный  уровень производства, а также   все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проявлениях. Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности. Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей. Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.

Понятие культуры в социологии, ее роли , места в жизни людей  имеет разные направленности по двум течениям. Первый подход по этому вопросу  – эволюционистский (Иоганн Готфрид  Гердер). В нем культура рассматривается  как решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо. Второй подход – критичный. Он толкует культуру как особое средство закабаления человека и поступательного превращения его в орудие сил, враждебных человеку. Элементы культуры в социологии выделяются такие: ценности, язык, нормы, обычаи, традиции, нравы. Наиболее продуктивные элементы культуры – это понятия или концепты (которые упорядочивают мир людей), отношения (выделяют связи между людьми), ценности (показывают убеждения людей) и правила (регулируют поведение людей).

Виды культуры в социологии выделяются следующие, в зависимости  от определенных критериев.

По региональному или  географическому признаку: культура Запада, Востока, Европы, Африки, Америки  и т.д.

По хронологическому признаку: античная культура, культура Средневековья, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени.

По виду общественного  производства: материальная (все, что  относится к среде обитания человека и удовлетворению его потребностей, технологической стороне жизни: средства производства, орудия труда, властные структуры, политические партии и т.д.), духовная (включает субъективные аспекты, установки, идеи, ценности и исходящие из них модели поведения) и социальная (отношения между людьми, статусы, социальные институты).

19.

Личность — совокупность сочетание социальных качеств в  определенном человеке. Личности присуще  индивидуальность. Индивидуальность —  термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Каждый человек  в  социальной  системе  занимает несколько  позиций. Каждая  из  этих  позиций , предполагающая  определённые  права  и  обязанности , называется  статусом. Человек  может  иметь  несколько статусов. Но  чаще  всего  только  один  определяет  его  положение  в  обществе . Этот  статус  называется  главным  или  интегральным. Часто  бывает  так , что  главный  статус  обусловлен  его  должностью (например , директор , профессор). Социальный  статус  отражается  как  во  внешнем  поведении  и  облике  (одежде , жаргоне), так и  во  внутренней позиции (в  установках , ценностях, ориентациях).

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается  происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).       

 Социальный  статус  обозначает  конкретное  место, которое  занимает  индивид  в  данной социальной  системе. Совокупность  требований, предъявляемых  индивиду  обществом, образует  содержание  социальной  роли. Социальная  роль- это  совокупность  действий, которые  должен  выполнить  человек, занимающий  данный  статус  в  социальной  системе. Каждый  статус  обычно включает  ряд  ролей.      

 Одна  из  первых  попыток  систематизации  ролей была  предпринята  Т. Парсонсом. Он  считал, что  каждая  роль  описывается  5  основными  характеристиками:

1.    эмоциональной - одни  роли  требуют  эмоциональной сдержанности, другие - раскованности

2.    способом получения - одни  предписываются, другие  завоёвываются

3.    масштабом - часть  ролей сформулирована  и  строго  ограничена, другая - размыта

4.    нормализацией - действие в  строго  установленных  правилах, либо  произвольно

5.    мотивацией - на  личную  прибыль, на  общее  благо 

В  нормальной  структуре  социальной  роли  обычно  выделяются 4  элемента:

1.    описание  типа  поведения, соответствующего данной  роли

2.    предписание  (требования), связанные  с данным поведением

3.    оценка  выполнения  предписанной  роли

4.    санкции - социальны  последствия  того  или  иного  действия в  рамках требований социальной  системы. Социальные  санкции  по  своему  характеру  могут  быть  моральными, реализуемыми  непосредственно  социальной  группой  через  её  поведение (презрение), или  юридическими , политическими, экологическими.  

Следует  отметить, что  любая  роль  не  является  чистой  моделью  поведения. Главным  связующим  звеном  между  ролевыми  ожиданиями  и  ролевым  поведением  служит  характер  индивида. Статусно-ролевой конфликт

Основан на принижении значимости человека и на неуважении со стороны  партнера.

Угроза возникновения. Развивается на почве различного социального или географического  происхождения (например, когда один всю жизнь прожил в деревне, а  другой - в большом городе). Симптомы: недовольство социальным статусом партнера, подавление или игнорирование его интересов и потребностей, постоянное желание перевоспитать с приведением примеров: "А вот Петров...".

Лучший способ избежать. Следует принимать человека таким, какой он есть. Вы можете найти множество плюсов в разнице вашего опыта. Но если не получается - подумайте, стоит ли связывать с ним жизнь. Важно знать, что в основном личность складывается уже к 5 годам, а потом человек поддается лишь частичной коррекции, но не перевоспитанию (если только не произойдет событие, сильно затрагивающее эмоциональную сферу).

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"