Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

Целесообразно выделять два основных этапа в развитии социологической науки. Первый охватывает XIX в. (со времени Конта) и начало XX в. (вплоть до 1920-х гг.), второй — весь XX в. Первый этап получил название классического (этап возникновения и развития классической социологии), второй — современного (этап развития современной социологии). Если первый связан с существованием, причем преимущественным, теоретической социологии, то второй характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Файлы: 1 файл

зачет по социологии.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;

ориентация на ожидаемую реакцию  других лиц.

      Что же представляет собой социологический идеальный тип? Если история, согласно Максу Веберу, должна стремиться к каузальному анализу индивидуальных явлений, т.е. явлений, локализованных во времени и в пространстве, то задача социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий. В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы "чистыми идеальными типами". Так социолог конструирует чистые идеальные модели господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. "Чистые типы" пригодны в исследовании тем больше, чем они "чище", т.е. чем дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.

"Чистые типы" социологии Макс  Вебер сравнивает с идеально-типическими  конструкциями политической экономии в том отношении, что, во-первых, в обоих случаях имеет место конструирование такого человеческого действия, как если бы оно происходило в идеальных условиях, и, во-вторых, обе дисциплины рассматривают эту идеальную форму протекания действия независимо от локальных условий места и времени. Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любую эпоху, в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. Различие условий и их влияние на ход действия фиксируется, согласно Максу Веберу, по тому отклонению от идеального типа, которое встречается всегда, но заметить и общезначимым образом выразить это отклонение в понятиях позволяет лишь идеально-типическая конструкция.

5.

Первой по настоящему профессиональной научной школой социологии в Германии стала “формальная социология” . По своей содержательной и организационной роли значение  этой школы для развития социологической науки можно сравнивать с Дюркгеймовской школой во Франции. Свое название школа получила потому, что, борясь с эволюциционалистским натурализмом, истоки которого были заложены Контом и Спенсером, “ формалисты” стремились поместить все социальные явления и отношения в рамки конечного набора элементов социологических понятий. Форма  в анализе  стала важнейшим элементом научного анализа общественных явлений и тенденций. К школе принадлежали видные не только в Германии ученые, ведущими из которых являются Зиммель, Теннис, Л. фон Визе, Фиркандт. Зиммель является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Рассмотрим его социологию форм : Формальная, или чистая социология,  по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество,  отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Зиммель утверждал, что определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выпажением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует собственно общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взамодействия индивидов. Ключевое понятие  Зиммелевской социологии – социальная группа  (социация) , размер которой прямо пропорционален свободе ее членов (чем меньше группа,  тем более сплоченно она функционирует). Таким образом, задачу социологии Зиммель видел в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия, как геометрия абстрагирует пространственные формы от физических объектов, а грамматика  отделяет свои формы от языка  и конкретных слов. Существует три основные группы форм: социальные процессы  ( подчинение,  господство,  соперничество,  примирение), социальные типы, социальные модели поведения . Создавая концепцию формальной социологии, Зиммель выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.  

6.

Итальянский социолог считал, что социология является синтезом различных  специальных общественных дисциплин: права, политэкономии, политической истории, истории религий, — «цель которого — в изучении человеческого общества, взятого в целом»    Метод, при помощи которого Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, он назвал логико-экспериментальным. Стремясь сделать социологию такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, поэтому подлежат устранению.  С точки зрения Парето, каждую теорию можно рассматривать в трех аспектах: 1) объективном — независимо от автора и воспринимающего ее реципиента; 2) субъективном — в соотнесении как с автором, так и с реципиентом, когда выясняется, почему автор создает свою теорию, а данный индивид ее воспринимает; 3) утилитарном — с точки зрения ее полезности, индивидуальной или общественной. Полезность, по мнению Парето, не зависит от объективности или субъективности теории. Сама по себе истина нейтральна и обнаруживает свое общественное качество только в результате применения или достижения определенных целей. Если результаты окажутся полезными для общества, окажется полезной и теория. Если результаты вредны, значит, теория принесла вред При этом Парето считал, что по содержанию все общественные теории в равной степени ложны, ограниченны, деформированы, поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом Трактовка итальянским социологом проблем причинности, закономерности, социального факта и некоторых более второстепенных методологических вопросов несет на себе печать влияния механицизма. Как и большинство позитивистов, Парето требовал отбросить понятия «абсолютный», «необходимый», поскольку они якобы заключают в себе априорное содержание — признак метафизики и теологии.

7.

 
Актуальность изучения социологии  П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность  идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

1. социология как наука  должна строиться по типу естественных  наук. Ни о каком противопоставлении  «наук о природе» и «наук  о культуре» не может быть  и речи. Различны объекты изучения  тех и других наук, но методы  изучения этих объектов одни и те же; 

2. социология должна  изучать мир таким, каков он  есть. Всякий нормативизм, т.е.  субъективное вмешательство в  науку с позиции нравственных  и других норм, должен быть  изгнан из социологии. В этом  смысле истина должна быть  отделена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;

 3. социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е.  изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; 

4. поскольку социология  хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;

 5. разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

8.

Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально  взаимосвязанных переменных. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «сохраняющимися границами». С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем. Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний и структурный функционализм в  отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.

9.

Социальный  конфликт -борьба между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д.

 

 

Концепции Л. Козера

- обществу присуще неизбежное социальное неравенство =постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

- социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

- социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

- постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

- разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

10.

Во второй половине Х1Х  века, по мере становления социологии на западе, новая социальная наука  стала проникать в Россию. Российское научное общество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней классической социологической мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние марксисткой теории, которая к концу Х1Х века приобрела не только академический вес, но и превратилась в политическое движение.

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула  теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.

Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский, Лев Ильич Мечников - российские социологи. Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.

Социологическая мысль  в России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней.

 

11.

 Слово "социология" (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - "наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал "обществоведение". Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. В книге современного английского ученого Дж. Херда "Введение в социологию" она определяется как учение о человеческом обществе. Его соотечественник Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления - социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). "Социология - это учение о человеческой жизни, группах и обществах". Американский социолог Дж. Снелзер утверждает, что социология - наука об обществе. Но общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название "общественные науки": история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология - это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия "социальное".Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии. Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников. Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и методов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческих (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культорологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).

12.

Эмпирическая  социология - это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.). Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

13.

Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру:

 а) общетеоретическая социология  как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания - соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии - в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования. Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между марко- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"