Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

1. Объект и  предмет социологии. Функции социологии. Социология - учение об обществе. Наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также соц процессы, протекающие в этих структурах. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа Функции социологии: 1. Теоретико- познавательная. Направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и повеления в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни. 2. Управленческая. Заключается в нахождении разумных способов решения общественных проблем. Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состояниях и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Также существуют: Прогностическая. Ценностно-ориентирующая человека; Мировоззренческая.

2. Структура социологического знания. Микросоц-я изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, главный предмет исследования - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействия между людьми Макросоц-ю интересуют социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени Особое внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Два основных направления: фундаментальное и прикладное. Фундаментальное направление занимается социально-философским осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, механизмами построения структур социальных ассоциаций и т.д. Эмпирический уровень - это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений соц групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формирование первичных выводов относительно конкретных социальных явлений со жизни. Теории среднего уровня - что-то среднее между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социальной информации. Благодаря этой теории появляется возможность прочной и удобной теоретической основы для следования конкретных областей человеческой деятельности.

 

3. Место социологии  в системе современного обществознания. Современное естествознание представляет собой сложную широко разветвленную систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объем социологического видения и глубину исследования. 1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился (post fuctum). Там, где кончается история, начинается социология. 3. Экономика, право, психология, педагогика. демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

 

4. Становление  социологии как научной дисциплины (О.Конт, Г. Спенсер М. Вебер,  Э. Дюркгейм, К. Маркс). О Конт - основоположник соц-и. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Позитивист О Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1838 году. Его методы в социологии: Наблюдение социальных фактов; Эксперимент, Сравнение. Понимающая социология М. Вебера. Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение". Социологическая концепция Э. Дюркгейма. Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки тождественной обществознанию к науке самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. Знаменитый принцип его социологии: «Изучайте социальные факты как вещи». Аномия - это ощущение бесцельности или бесполезности существования, вызванное определенными социальными условиями. К. Маркс основатель теории конфликта. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе. Равенство людей, а, следовательно, справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции, задача которой - перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.

 

5. Понятие термина «общество». Общество - это совокупность людей, объединенная исторически-сложившимися формами, их взаимосвязи и взаимодействия. В целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся цельностью, саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов. Структура общества может быть рассмотрена в различных ракурсах, весьма распространенным подходом является выделение сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); другой подход к структуре общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития (социализация, ннституционалнзация, соц стратификация и мобильность, соц. организация и соц. контроль).

 

6.Социологические  взгляды на развитие общества  и личности казахских мыслителей XIX-XX вв. (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев,А. Байтурсынов,А. Букейханов). Чокан Валихаиов рассматривает человека и человеческое общество как продукт развития природы. Считает, что законы общества намного сложнее законов природы. Методом, позволяющим избежать ошибок в при исследовании общественных явлений, согласно Ч. Валиханову является метод, который «употребляется в с/х при культивировании растений». Сущность теории заключается в том, «чтобы доставить растению все то, в чем оно нуждается и устранить все то, что ему мешает». Абай был врагом эксплуататоров и искренним другом трудящихся. Мир представляет собой нечто внешнее по отношению к человеку и его сознанию Основой познания человеком мира являются его ощущения. Чувственное восприятие человеком существующих предметов и тел природы является начальным этапом его познавательной деятельности. Согласно глубоким убеждениям Абая осуществляя познание мира, занимаясь наукой человек не волен преследовать корыстные цели, использовать свои знания в интересах личного обогащения, либо во вред другим людям. А.Байтурсынов призывал к созданию свободной школы, школы обучения на родном языке, достойной воспитать настоящего гражданина своего отечества. В статье "Обучение по-казахски" он считал, что "улучшение жизни народа надо начинать именно с дела обучения детей, ибо власть, управление, народ исправляется только образованием". Как предостережение для потомков звучали его слова: "Каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдёт в руки более цивилизованных народов". Алихан Букейхан как ученый и мыслитель глубоко верующий возможностями просвещения и сам не мало сделавший просвещению своего народа, с большим уважением относился к идеалам великой французкой революции. «Свобода, равенства, братство – это лозунги, которые появились на свет в ХVIII веке, - пишет он. Их провозгласили политические деятели Франции. Кто захочет, тот найдет о них в нашем Коране, Библии, в учении Будды, в философии Льва Толстого. Иного пути к подлинному счастью и любви, как через них, нет. Отход до этого пути равносилен возврату к варварству ».

 

7. Типология  общества. В современной социологии существуют различные способы типологии общества По полит. признакам: тоталитарное и демократическое. По господствующей религии - христианское, исламское, православное и др. По господствующему языку: англоговорящие, франко-, русскоязычные. По этнич. признаку: однонац-ые, двунац-ые, многонац-ые. Типы общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Даннель Бел разделяет развитие общества на 3 этапа доиндустриальное, сельское (основанное на натуральном производстве); индустриальное (характерно исполнение достижений НТР), постиндустриальное (распространение компьютерной технологии, объединение всего общества в единую инфосистему).

 

8. Понятие «социальный  институт». Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

 

9. Функции социального  института. Представители «институциональной школы» Липсет и Ландберг выделили осн ф-ции соц. инст-в: 1) воспроизводство членов общества. Эту ф-ю выполняет инст-т семьи, но и причастны другие соц инст-ты, такие как гос-во. 2) социализ-я – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деят-ти – инст-ты семьи, образ-я и религии. 3) произв-во и распределение обесп-ся экономико-соц. инст-ми упр-я и контроля – органы власти. Ф-и контроля и упр-я осущ-ся через с-му соц. норм и предписаний типов поведения.

 

10. Понятие  «социальный процесс». Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые неразрозненны, а, наоборот, взаимно сопряжены. Соц процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действии, которые можно выделить из множества других соц действий. Примеры: сотрудничество, соперничество, конфликт, конкуренция, приспособление, кооперация, ассимиляция…

 

11. Социологический  анализ особенностей казахской  культуры, изменение традиционных  казахских ценностей в современных  условиях. Одной из важнейших особенностей казахстанского общества является резко бросающееся в глаза многообразие этнических культур, которое самым непосредственным образом сказалось на национальном сознании казахстанцев, на их мировоззрении, ценностно-нормативных установках, а также в целом на политической культуре. Изучение ценностных установок населения Казахстана важно не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Оно тесно связано с такими понятиями, как менталитет народа, ценностная идентификация, межнациональное согласие, политическая и духовная культура и т.д. В Казахстане, несмотря на многочисленные трудности переходного периода, имеется достаточный потенциал для развития демократической политической культуры - это экономический, социальный, культурный и духовный опыт адаптации в сложных перипетиях жизни. В казахстанском социокультурном пространстве соприкасаются две ментальности: западная и восточная, которые имеют свою специфику. Западный тип ментальности рассматривается как носитель культуры динамического, активистского начала, ориентирующейся на преобразование внешней реальности (экстравертная форма); восточный тип ментальности имеет более традиционалистский вид культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку (интравертная форма).

 

12. Основные понятия теории стратификации. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний – открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены

 

13. Стратификационная  система современных развитых  стран. Во второй половине XX в. на Западе возрос интерес к изучению проблем социальной стратификации. Как правило, при анализе социальной структуры стран с развитой рыночной экономикой социологами выделялись три слоя или страты: высший, средний и низший, внутри которых также существовала своя иерархия. Американский социолог Ллойд Уорнер в 40-х годах выделил шесть классов: 1. Высший высший класс. Включал в себя богатых людей, но главным было «знатное происхождение» в так называемых «старых семьях».

2. Низший высший класс.  Объединял людей высокого достатка, но они не были выходцами  из аристократических семей. 3. Высший  слой среднего класса. Включал  высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, средних предпринимателей. 4. Низший средний класс. Представляли главным образом канцелярские и другие «белые воротнички» (банковские кассиры, делопроизводители), а также высококвалифицированные рабочие. 5. Высший слой низшего класса. Составляли «синие воротнички» – малоквалифицированные рабочие и другие работники несложного, но достаточно специализированного физического труда. 6. Низший слой низшего класса. Включал неквалифицированных рабочих, разнорабочих, занятых примитивным трудом, и безработных. Так же используется семиклассовая вертикальная стратификация:

1.Высший класс профессионалов, администраторов; 2.Технические специалисты  среднего уровня; 3.Коммерческий класс; 4.Мелкая буржуазия; 5.Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6.Квалифицированные рабочие; 7.Неквалифицированные рабочие.

 

14. Теория среднего  класса. В нашем обществе выделяют 3 основных страты: высшая, низшая, средняя. Каждая страта делится еще на мелкие подгруппы. Средняя страта - страта, являющаяся прослойкой между двумя основными стратами. Данный слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть - к буржуазии. Этот слой соединяет в себе и новые управленческие функции, и новые производственные связи. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Общество среднего класса нельзя понимать как такое общество, где будет достигнута всеобщая уравниловость, где во всем будет обеспечена счастливая, материально обеспеченная жизнь. Дифференциация, стратификация будет иметь место в любом обществе и даже в обществе среднего класса.

 

15. Типы стратификационных систем. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости оттого, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Кланы - типичны для аграрных обществ, представляют собой очень разветвленную семью, допускаются браки между различными кланами. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

 

16. Становление  среднего класса в Казахстане. В нынешней соц структуре Казахстана происходят серьезные изменения. Всего за 3-4 года в Республике появились новые классы и страты. Усиливается дифференциация в обществе, в основном по доходам, по экономическому положению. Хорошо заметны вертикальная и горизонтальная формы мобильности. Увеличивается численность населения, работающих в сфере услуг. Это связано с высвобождением огромного числа людей из сферы производства и в связи с развитием автоматизации и роботизации. Казахстан вполне современное цивилизованное общество. Он имеет квалифицированные кадры специалистов, рабочих, развитую науку и культуру, богатые сырьевые ресурсы, широкие связи разного уровня со многими странами мира, золотые запасы и многое другое. Поэтому нет оснований отвергать возможности построения в недалеком будущем общества среднего класса.

 

17. Социальная  мобильность: понятие и разновидности. Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности; горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"