Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

18. Личность  как объект и субъект общественных  отношений. Понятие личность отражает конкретно исторические особенности развития человека на разных уровнях его индивидуального исторического развития. Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Л также, это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. В этих определениях подчеркивается связи индивида, личности и общества. У личности есть роли: семенная, производственная, политическая, в жизни личность выступает в этих ролях.

 

19. Структура  личности. Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества. 1. направленность личности - потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации),- мотивы поведения; - цели человека;- ценностные ориентации;- иные установки человека,- интересы личности;- убеждения,- идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2 жизненный опыт личности: - умения;- навыки,- привычки; Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов - чувства;- восприятие;- мышление,- память;- воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства - строение тела;- патологические свойства в строении тела;- темперамент (тип нервной системы),- половые и возрастные свойства

 

20. Социальный  статус и социальная роль. Во всех обществах существует своего рода дифференциация участников по рангу. Понятие "Социальный статус" можно использовать, чтобы обозначить положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она (личность) получает благодаря своему положению. Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношении. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

 

21. Приписываемый  и достигнутый статус. В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование - раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул).

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными статусами в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо, заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями.

 

22. Понятие  социализации. Агенты социализации. Социал-я - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил), на фоне которого он формируется как конкретная личность. Главный смысл процесса социализации - поиск своего социального места, при помощи: осознания и осмысления своего «Я». Агенты социализации - это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Основные агенты социализации: семья, школа, друзья, сверстники. Социал-я - это не однонаправленный процесс. Соц-я осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

 

23. Первичная  и вторичная социализация. Ресоц-я. Десоц-я. Первичная соц-я охватывает период детства. В период первичной соц-и важнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его сознания, мышления, речи принадлежит общению с родителями, различным играм, подражанию взрослым. Вторичн.соц-я предполагает своеобразную трансформацию личности уже в период ее социальной зрелости, усвоению ею новых ценностей и навыков. Наряду со вторичной соц-й выделяют ресоц-ю. Ресоц-ей называется процесс усвоения новых ценностей, ролен, навыков вместо прежних, не позволяющих человеку адекватно ориентироваться в новых условиях Ресоц-я может происходить в кризисные периоды личной жизни, жизни страны, социальной общности и т.п.

 

25. Девиация  и девиантное поведение. "Девиация", или социальное отклонение, обозначает поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм. Девиантное поведение часто перерастает в делинквентные проступки, то есть неправомерное поведение. Делинквентное поведение - поведение, противоречащее нормам права и интерпретируемое как проступки и преступления (общественно опасные деяния).

 

26. Особенности  девиантного поведения в современном казахстанском обществе.

Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных  веществ произошел в 1997-2001 годы, когда  в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3.5 лет, алкогольных напитков - на 2.5года, наркотических средств - на 3.5 лет. Число наркоманов в стране растет с каждым годом, особенно - в городе Астана. В частности, если в 2004 году в Астане на учете состояли 2439 чел. то в 2005 году - более 2900. Исходя из этого, в РК проводятся мероприятия, направленные на борьбу с наркоманией, организуются профосмотры. Основными методами борьбы с употреблением наркотических веществ является информационная пропаганда и демонстрация наглядных материалов.

 

27. Методы социального  контроля. Формальные и неформальные  методы контроля. Соц контроль - методы и стратегии, определяющие поведение людей в рамках общества. Соц контроль помогает людям соблюдать определенные нормы общественной жизни. Если эти нормы не соблюдаются, то вынуждает людей их соблюдать. Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля. Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Наконец, благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает "неофициальность" и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с "официальностью", обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами. Кросби (1975) выделил четыре основных тина неформального контроля. Социальные вознаграждения, выражающиеся в улыбках, одобрительных кивках и более весомых проявлениях. Наказание - недовольный взгляд, критические замечания и даже угроза физической расправы. Убеждение - еще одни способ воздействия на девиантов. Тренер может убедить игрока в бейсбол, пропускающего тренировки, в необходимости поддерживать свою спортивную форму. Последним, более сложным типом социального контроля является переоценка норм - при этом поведение, которое считалось девнантным, оценивается как нормальное. Например, в прошлом, если муж оставался дома, выполнял домашнюю работу и присматривал за детьми, когда жена уходила на работу, такое поведение считалось необычным и даже девиантным

 

28. Система  образования как объект социологического  знания. Специальной отраслью социологического знания является социология образования. Конституирование социологии образования связано с именами американских социологов Л.Уорда, Дж. Дьюи; французского социолога Э.Дюркгейма; немецких ученых М.Вебера и К.Мангейма. В их трудах были сформулированы основные принципы социологического подхода к образованию, в том числе и принцип непрерывного образования. Образование рассматривается социологией в различных ипостасях: как социальное явление и процесс; как сложная социальная система; как социальный институт и организация; как особый вид деятельности и, наконец, как ценность для личности и общества. Образование во всех своих вариациях, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Выявление диалектики образования и общества связано и с изучением способа влияния первого на второе. Система образования, включенная в общественную систему, не может оставаться безразличной к системе, так или иначе воздействует на нее, заставляет общество реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе. Социологический подход к образованию означает также изучение образования в качестве одного из важнейших составных элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного способа форм и видов деятельности.

 

29. Массовое и элитарное образование. Существует массовое и элитарное образование. В средневековой Европе вес образование было элитарным, так как было доступно лишь очень небольшой части населения - представителям высших слоев общества Учащимся давались в основном абстрактные гуманитарные знания, необходимые для «джентльмена». Существует также, так называемая, американская модель образования. В ней в течение долгого времени существовало различие по религиозным, расовым и этническим признакам. В наше время в результате социального и политического давления во многих странах увеличился прием студентов. Школьное образование является доступным для всего населения

 

30. Централизованное  и децентрализованное образование. В системе образования различается централизованное и децентрализованное. Централизованное: Казахстан, Россия. Франция (школьники учатся по единым нац программам, сдают единый экзамен) Децентрализованное: Америка (в каждом штате своя система управления, программа обучения и средства финансирования, школы управляются местными советами). Во Франции организовывается в общегосударственном масштабе с централизованным управлением. Стук-тура всех учебных курсов вырабатывается специальным регулирующим органом, действующим в общенациональном масштабе и отвечающим перед министерством высшего образования. В США 54%  высших учебных заведений частные, однако разницы между государственными и частными не столь очевидна. Англия: Университеты и колледжи финансируются государством, большое количество организационных форм и учебных программ.

 

31. Политические  партии как объект социологических  исследований. Политическая партия - один из главных источников политического влияния. Партия действует как посредник между индивидом и правительством. Она собирает информацию о правительстве и его политике. Назначает кандидатов на политический пост и проводит кампанию их поддержки. На политической сцене действуют различные политические силы, причем одни из них действуют открыто, осуществляя различные политические акции, и их называют реальными, а другие предпочитают скрытые нормы реализации групповых интересов, и их называют латентными (скрытыми), к которым относятся: лобби - группы давления на депутатов парламента, т.е. объединения единомышленников, вокруг видного деятеля. Наиболее интересное определение дал Вебер, который считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно»

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Политическая  социализация. Политическая социализация - это процесс приобщения человека к соответствующей информации, процесс усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения, а также реализация их в реальной жизни в процессе взаимоотношений с обществом и государством. Этот процесс начинается с раннего школьного возраста 8-9 лет. С этого периода начинается важный этап формирования политических взглядов. 13-14 лет - подростковый этап. Отрывочная политическая информация начинает формироваться в определенную систему. В школе складывается представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства, имеют представление об общей политической ситуации в стране.

 

33. Понятие  «политика», «власть» «политическая  культура». Политика - сфера деятельности, которая служит удовлетворению общезначимых групповых интересов, реализация которых происходит через борьбу за государственную власть и ее осуществление. Власть - особый статус и полномочия по принятию значимых для общества решений, которые устанавливаются и признаются обществом и которыми в установленном порядке наделяются отдельные представители общества. Политическая культура - совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.

 

34. Специфика  и статус экономической социологии. Экономическая социология исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки, главные из которых социальные механизмы экономических процессов и отношений, экономическое мышление, интересы, культура, поведение. Объектом экономической социологии является любой избранный, взаимодействующий социальный и экон процесс, либо явление, на которое направлено внимание исследователя. Объект экономической соц-и - это взаимодействии двух основных сфер общественной жизни - экономики и социологии - и соответственно, взаимодействие двоякого рода процессов - экон и социального. Взаимоотношение между экономической и социальной сферами - это с одной стороны, влияние экономических отношений на социальную структуру общества и активности социальных групп, а с другой стороны - влияние активности социальных субъектов, занимающих различное экономическое и социальное положение в обществе, на протекание экономических процессов и формирование экономических отношений.

 

35. Функции  и характеристики экономической  социологии. Познавательная ф-я связана с изучением социальной закономерности экономического развития, обусловлена человеческой деятельностью, факторами, тенденциями изменения различных экономических явлений и процессов. Главное в этой функции - это изучение социальных резервов и ресурсов, позволяющие выполнять экономические задачи и решать экономические проблемы. Практическая функция определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности экономики производства, выяснению и определению факторов социального механизма роста производительности труда, улучшению качеств выпускаемой продукции, товаров, их сбыта и реализации, прибыли, повышению эффективности управления различными сторонами социально - экономического процесса. Управленческая ф-я. Данные и результаты конкретных социологических исследований служат исходным материалом для разработки и принятия управленческого решения и прогнозирования. Например, управленческое решение, связанное с изменением режима работы в производственном коллективе, предполагает социальный анализ прямых и косвенных факторов, которые могут возникнуть в сфере сбыта и досуга. Знания экономической соц-и - это упорядоченная совокупность информации, представлений, научных понятий об экономике как динамично функционирующем социальном процессе. В зависимости от поставленных целей и задач исследования определяют уровни экономически - социального знания. Они различаются глубиной социально - экономического анализа производственных процессов и широтой сделанных обобщений и выводов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"