Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)
  1. Объект и предмет социологии. Методы социологии.

Совпадают ли объект и  предмет социологии? Нет, не  совпадают.  Объект  любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета —  те стороны,  связи  и   отношения,   составляющие   объект   изучения. 

объект - это живые  люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые  можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать. Предмет - это система абстрактных  понятий, при помощи которых ученый пытается осмыслить то, что он наблюдал, получил в ходе опроса, измерил или пересчитал. Предмет идет от науки, объект - от жизни.

Объект социологии, как  и  других  общественных  наук —  социальная  реальность.

Это  лишь  определение  объекта  исследования,  который

часто совпадает с  объектом других общественных  наук  (история,  этнография, право,  философия  и  др.)

 Объектом социологии  являются:

общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы;

Предмет социологической науки - очень сложная система категорий, понятий и показателей, которые образуют компактные тематические области, например социологию молодежи или теорию социальной структуры.

Во всех определениях разных ученых подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.

Одни структурные факторы, как, например, демографическая и  экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и как будто не столь  очевидными. К ним относятся, в  частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.

Метод Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная  наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Методы : Наблюдение —  это сбор информации путем визуального  фиксирования происходящих явлений  и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное  наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

Эксперимент — это  сбор информации на основе введения определенного  индикатора в социальную среду и  наблюдения за показаниями изменения  индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы  по проблеме),

заключительная часть (социальная).

Интервью — метод сбора качественной информации. Должно проводиться только специалистом-социологом. Бывает свободное и стандартизированное.

Анализ документов —  сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин и  т. п.

Контент-анализ — сбор информации посредством массовой печати.

 

 

  1.  Уровни социологического знания. Теоретическая и прикладная социология.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма, которая иногда привлекается для анализа индивидуального поведения, является теория обмена. Этот подход, разработанный социологом Дж. Хомансом, основан на рассмотрении человеческого поведения с точки зрения вознаграждения и расходов. Сторонники теории обмена полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли.

Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания

Объекты макросоциологии – общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам.

 

Метасоциология проводит анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных  компонентов – концепций, теорий, моделей, методов и т.д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что  объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии – сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием “метасоциологии” понятия “социология социологии” и “рефлексивная социология”.

  1. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.

Аристотель (384-322 до н.э.). и Платон (428/427-348/347 до н.э.). Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии.

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”.Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что  несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а  моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему  равенству, а к выравниванию жизненных  шансов.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

В его главном произведении “Государь” описываются принципы создания сильного государства в  условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

Томас Гоббс (1588-1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: “Как возможно общество? ” – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это “война всех против всех”,

Джамбаттиста Вико (1668-1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания “гражданского мира”, полностью сотворенного людьми. По Вико, происхождение всех общественных учреждений следует искать в “модификациях сознания” людей, а не в какой-либо внешней силе, управляющей людьми как марионетками. Причем социальный порядок возникает и развивается “естественным путем... при известных обстоятельствах человеческой необходимости или пользы”. Поскольку история, гражданский мир полностью сотворены людьми по их разумению, то подлежат систематизации, а если создать соответствующий метод, можно и историю превратить в науку, не менее точную, чем геометрия. Вико предложил ряд правил: если периоды в истории тождественны, то можно говорить об аналогии одного периода другому, но не следует распространять на отдельные эпохи представления и категории современности; сходные периоды чередуются примерно в одном и том же порядке; история движется по спирали, а не по кругу, вступая в традиционную фазу в новой форме (закон циклической эволюции).

 

Шарль Луи Монтескье сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определенный порядок. За цепью событий он пытается увидеть закономерности, которым эти события подвластны. Многие вещи, отмечал он, управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народа.

В своих произведениях  Монтескье уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Особый интерес представляют его идеи о  разделении властей и трех видах  правления (демократия, аристократия, деспотия), которые впоследствии были положены в основу политического устройства современных буржуазно-демократических государств.

С именем Монтескье во многом связано возникновение теории географического детерминизма.

 

Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию естественного порядка, который благодаря общественному договору превращается в порядок позитивный. В отличие от Гоббса Руссо не считает, что люди от природы враждебны друг другу. В его понимании человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой – “золотым веком”.

 

Прдпоссылки. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в течение всего XIX в., послужили импульсом для социологических разработок. Следовало искать новые основы для наведения порядка в обществе.

Промышленная революция, привела к тому, что толпы людей  из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические  структуры, необходимые для существования  зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что некоторые теоретики, к примеру Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и предложили альтернативные варианты социал ьного устройства.

  1. Предмет, задачи и методы социологии в концепции О. Конта

Огюст Конт (1798-1857) считается  основателем социологии, он ввел сам термин “социология”.

Задачи - Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью “естественных законов”. С помощью социологии помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

   В  концепции   Конта  порядок  и  прогресс  суть  различные  проявления общественного целого. Потому предмет  социологии  не  отдельные  конкретно-исторические общества, а общество в  целом, общество  как система в его прошлом и настоящем.  Нет  никакого  резона изучать отдельные социальные явления вне их связи с другими частями общества, как и обществом  в  целом, ибо  такое  изучение  теряет  свой  смысл.  Предметная  область  социологии охватывает таким образом, по  мнению  Конта,  всю совокупность  социальных явлений. Социология  превращается  в  своеобразный  компендиум всех общественных наук, становится их теоретической основой.

      Методы. Критикуя умозрительные рассуждения  о  методах,  Конт  предложил  программу систематического изучения исследовательской практики  конкретных  наук. Конт хорошо  понимал  ограниченность чисто эмпирического подхода к исследованию социальных явлений. Он постоянно подчеркивал необходимость перехода от фактов к принципам и от  принципов к фактам. «Если, с одной стороны, всякая позитивная теория необходимо  должна быть основана на наблюдениях, то, с другой -  для того,  чтобы заниматься наблюдением, наш ум нуждается уже в какой-нибудь теории».

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"