Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

      В социологии, по мнению  Конта,  применимы  все  основные  общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие, но каждый из них при этом имеет свою специфику. Как и другие  науки,  социология  строит все здание своей науки на  наблюдении.  Чтобы   быть   надежным источником знаний, наблюдение должно  опираться  на  теорию,  иначе  ученый запутается  в  бесконечном  многообразии  фактов.  Ввиду  особой  сложности социальных явлений  теоретическое  обоснование  наблюдения  здесь  особенно важно.

  1. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий

переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.

На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. (Этот период разделяется на три этапа: фетишизм с высшей формой – поклонением небесным светилам; политеизм (наибольший расцвет воображения – античная Греция); монотеизм, когда признание единого духовного принципа ведет к единству многообразных форм духовной жизни, но приглушает воображение.) На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: “человеческий Ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений”, чтобы заниматься лишь “открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними”. Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.

Таким образом, “позитивность” у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественных отношений с помощью “естественных законов”.

С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии – социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика  имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на “структуре коллективного существа” (общества), исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда – это основные отношения общественного порядка. Семья – живое воплощение социальной статики, которая в сущности сводится к изучению общественного консенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой – анализ элемента (или элементов), определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус – основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадии политико-социальных форм организации:

теологическая стадия – военное  господство;

метафизическая стадия – феодальное господство;

позитивная стадия – промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют  друг за другом; поэтому неравенство  между социальными группами связано  с определенным уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики (“закон прогресса”) заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции.

Огюст Конт по праву может считаться  основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы Для придания ей академического статуса как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние  на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

  1. Учение Г. Спенсера об обществе. Общество как социальный организм. Типы обществ (1820-1903)

английский философ  и социолог, разделял мнение Конта  о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему. Не принимал общество как объективную реалию. Для него общество – номинальное понятие. Общество сводится к сумме составляющих его индивидов. Спенсер – предтеча структурного функционализма. В основе взглядов лежит идея эволюции – переход от гомогенности к гетерогенности, возрастающей связности и специфической определенности. Все социальные действия детерминируются с точки зрения биологического закона. Процесс изучения индивида способствует развитию контроля над его чувствами и желаниями. Пристрастия вызваны образованием, патриотизмом, социальным положением, религиозными предпочтениями. Основной принцип социологии – свобода от оценочных суждений. Основные законы общества: 1. Закон детерминируемости общества усредненным уровнем развития его членов. 2. Выживание сильнейших и лучших.

«Начиная с развития семьи объяснить  возникновение и развитие политической организации, эволюцию церковных учереждений, контроль, заключенный в обрядовых формах и отношение между регулятивными и производительными структурами каждого общества. Рассмотрев развитие этих элементов мы должны перейти к рассмотрению других, ассоциированных с ними элементов, развитие которых помогает в социальной эволюции и получает от неё помощь к вопросу о развитии языка, знания, нравственности и эстетики. Наконец, мы должны рассмотреть взаимную зависимость строений, отношений и продуктов, взятых во всех их совокупности»

Надо разделять то, что мы есть и то что может быть проверенно исследованиями и то что может быть желательно. Социология формируется как целостно-нейтральная наука.

Эволюционная теория Спенсера: Все элементы вселенной – неорганические, органические и надорганические эволюционируют вместе. Эволюция идет по 3-м направлениям: 1. Интеграция (менее связные формы становятся сцепленными) 2. Дифференцация (от однородного к сложному) 3. Определеннсоть. Изменения происходят в структуре и функциях общества.

Спенсер выделяет 4 типа общества: 1) Простые (дикари-животные) 2) Сложные (имеют иерархию и систему управления, дифференцированную соц. Структуру, разделение труда) 3) Общество двойной сложности (В политической сфере более разные и стабильные правительства, права отделяется от религии и традиции, экономическое разделение труда, развитие культуры) 4) Общество 3-й сложности (функции государства сведены до охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу).

Так же спенсер делит общества на Военные (более примитивные) и промышленные (более сложные). Потребности промышленного типа исключают возможности деспотически котролирующего деятеля.

Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение  в Англии и США как теоретическая  база, оправдывающая существование “дикого” капитализма. Джон Д. Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру, заметил: “Рост крупного бизнеса есть просто выживание наиболее приспособленных... Эту тенденцию в бизнесе нельзя назвать порочной. Это просто результат действия закона природы”.

Труды: «моциальная статика», «синергетическая философия», «принципы социологии, «грехи законодателей».

  1. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).

 

Один из основатель структурно-функционального  подхода. Предметом социологии являются социальные факты. В социологии должны применяться объективные методы. Главная тема в его социологии – тема социальной солидарности. Солидерность – общественное состояние. Разделение труда это фактор, который создает и воссоздает единство общества. Дюркгейм выделяет общества с механической и органической солидарностью

Механическая: индивиды неразрывны и сходы в их задачах и общественных функциях. В архаическом обществе индивид не чувствовал себя личностью. Право держит репрессивных характер

Органическая: Её носит современное общество. В её основе разделение труда. В отдельности каждый индивид не совершенен. Функция разделения труда и заключается в интегрировании частей общества в социальный организм.

Социальным фактом является всякий способ действия, устоявшийся  или нет, способный оказывать  на индивидов внешнее принуждение. Социальные факты бывают 2-х родов: 1) материального характера. Общество, социальные структуры общества, морфологические компоненты общества 2) Духовного характера. Мораль, ценности, нормы, коллективное сознание. Общество, хоть оно и возникает как результат взаимодействия индивидов обретает самостоятельную реальность, которая 1) автономна 2) развивается по своим собственным законам, для которых характерна первичная структура функции общества.

Труды: «метод социологии», «о разделении общественного туда», «социология образования».

  1. Социологическая концепция К. Маркса. Материалистическое понимание истории.

Карл Маркс (1818-1883) –  политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса – идея материалистического  понимания истории.

Маркс стремился выявить  базовые принципы исторического  развития в рамках материалистического понимания истории.

“...Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее ясным  выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов  и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь  обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства определяемого им обмена

На Маркса влияние оказало творчество Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и особенно его учение о диалектике. В философии Гегеля этим термином обозначался логический процесс развития идеи. Диалектический подход предполагает, что любая идея, определяемая как тезис, приобретает смысл только в том случае, когда соотносится с противоположной или противоречащей ей идеей, называемой антитезисом. В результате взаимодействия двух идей образуется новая идея, так называемый синтез. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при рассмотрении общественных отношений в материальном мире - исторический материализм. Марксистская концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Маркса больше интересовало изучение реальных взаимосвязей, особенно классовых конфликтов, чем сугубо абстрактные гегелевские выкладки о тезисе-антитезисе-синтезе. Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего строя. Ни одна общественно-экономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения (совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движение общественного продукта от производства до потребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.(См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 8.) Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм – социализмом и наконец социализм – коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Маркс утверждал, что  политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на формирование всех общественных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается целая “система рычагов”, необходимых для формирования прочих аспектов институциональной жизни – надстройки, причем таким образом, чтобы это соответствовало интересам правящего класса. Однако экономическая система воздействует на надстройку не в одностороннем порядке. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс полагал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй – коммунизм.

 

  1. Понимающая социология М. Вебера.

Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Универсально образованный, он одинаково хорошо ориентировался в политэкономии, праве, социологии и философии, “выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук”.

Социология, по Веберу, так  же как и психология, изучает поведение  индивида или группы индивидов. Но она  в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией “понимание” (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как процедуры (метода), предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи в качестве субъектов действия должны исследовать не формы коллективности, а отдельных индивидов, те определения, которыми они пользуются и которые формируют их модели поведения.

Важнейшим методологическим инструментом является понятие идеального типа. Идеальный тип – это теоретическая  конструкция, используемая для определения основных характеристик социального феномена. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Идеальные типы – исследовательские “утопии”, не имеющие аналогов в действительности, средства для изображения индивидуальных исторических образований (в гл. 4 мы рассмотрим, как Вебер применял понятие идеального типа при разработке модели бюрократии, а в гл. 9 – при анализе связей между кальвинизмом (протестантской этикой) и капитализмом). Вебер утверждал, что социологи обязаны устанавливать причинно-следственные связи, им необходимы строгие и недвусмысленные понятия. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций. Оно выполняет роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"