Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. Культура и общество. Функции культуры. Культурные универсалии. Типы культур. Этноцентризм и культурный релятивизм.

 

Культурой называется система  ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. Поведение животных в основном /65/ обусловлено инстинктами или генетически запрограммировано, в то время как поведение людей в значительной мере - результат обучения или поучения. В человеческом обществе культура осуществляет ту же функцию, которую у животных выполняет инстинктивное поведение. Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

По мнению Гуденау, культура включает четыре элемента: а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта; б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой; в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться; г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры.

Санкции <= нормы <= ценности и реальные знания образуют структуру социальной регуляции, в которой каждый последующий элемент носит более общий характер, чем предыдущий, и может быть использован для его обоснования. Например: человека посадили в тюрьму (санкция), потому что он убил, а убивать нельзя (норма), а убивать нельзя потому что жизнь важна (ценность)

конфликты Кроме определенных черт единства, между культурами могут существовать различия и обнаруживаться конфликты. Социологи выявили несколько видов культурного конфликта. Аномией называется нарушение единства культуры вследствие недостаточной ясности социальных норм. Культурное запаздывание (культурный лаг) наблюдается в случаях, когда темпы изменения материальной культуры опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Господство чужой культуры приводит к конфликту в виде столкновения культур, имеющих разные структуры.

Идеология явл ярким примером культуры -  Идеологии выполняют ряд функций. Одна из них — ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни. Идеология также выражает или защищает интересы группы. Марксисты выделяют два типа идеологий: консервативную, поддерживающую статус-кво и либеральную или радикальную, выражающую противоположную тенденцию. В ситуациях, связанных с конфликтами и переменами, идет борьба между двумя идеологиями: одна из них стремится к защите, а другая - к разрушению статус-кво

Виды культур Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Культура становится "массовой", когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называется субкультурой. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

иногда группа активно  стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Функции Поскольку культура влияет на формирование личности, она в значительной степени регулирует поведение. Помимо других функций, культура определяет условия, при которых возможно удовлетворение влечений. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

Факторы, ограничивающие культуру:

  1. Небеспредельные биологические возможности человеческого организма
  2. Небеспредельный объем знаний.
  3. Факторы окружающей среды
  4. Необходимость Поддержания устойчивого общественного порядка. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ Джордж Мердок (1965) выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай /45/ дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду. Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия.

Некоторые антропологи  считают, что культурные универсалии формируются на основе биологических факторов. По мнению Клакхона, к ним относятся: наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище, тепле и сексе; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ  И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ. Тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов.

Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в  книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. По его же мнению, культуру можно  понять только на основе анализа ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

 

  1. Личность как социальный тип. Теории личности в социологии.

Личности людей формируются  в процессе их интеракции друг с  другом. На характер этих интеракций оказывают  влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Окружающая среда также может воздействовать на личность. Наконец, личность формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным аспектом формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников. В прошлом веке психологи и социологи предложили ряд теорий, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия различных факторов - физических качеств, окружающей среды, индивидуального опыта и культуры - происходит формирование неповторимой личности.

 

Взаимодействие таких  факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. Кули считал, что личность формируется благодаря "зеркальному Я", из нашей интерпретации мыслей и чувств других людей по поводу нас. Согласно точке зрения Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитации, или копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей, и групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей.

 

Согласно теории развития личности, предложенной Фрейдом, личность включает три элемента: Ид – источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе "принципа реальности", и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии поло вой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.

 

Согласно теории когнитивного развития Пиаже, дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания. Стадии сменяют друг друга в строгой последовательности: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с двух до семи лет); стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет); стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

 

Колберг основывает свою теорию развития личности на процессах нравственного совершенствования, состоящем из шести стадий. На ранних стадиях дети стремятся избежать наказания или получить вознаграждение. На средних стадиях люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем. На последних стадиях происходит становление нравственных принципов личности, не зависящих от общепринятых ценностей.

  1. Социализация. Этапы социализации личности. Агенты и институты социализации.

Социализация, т.е. пути, которыми люди приобретают опыт и  осваивают установки, соответствующие  их социальным ролям, имеет две цели: способствовать нашей интеракции на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Люди почти не имеют  врожденных моделей поведения. Но они  в гораздо большей мере, чем  любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности - от законов до неписанных правил хорошего тона, - регулируют поступки и стремления людей.

Социобиологи утверждают, что совокупность генетических предрасположений стимулирует или сдерживает наши поступки. В соответствии с этой точкой зрения такие типы поведения, как альтруизм, обусловлены тем, что они способствуют выживанию вида, в то время как, например, кровосмешение вредит этому. Критики социобиологии подчеркивают, что нет доказательств основного принципа данной теории

Согласно адаптивистскому подходу к социализации жизнь взрослых людей включает ряд ожидаемых и неожиданных кризисов. К примеру, уход на пенсию или преждевременная смерть одного из супругов. Человек должен найти выход из создавшейся ситуации и приспособиться к ней. Противоположной точки зрения придерживаются сторонники эволюционного подхода, согласно которому благодаря преодолению кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Например, Эриксон разработал теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из которых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.

 

 

Еще одна точка зрения на социализацию выдвинута Гоулдом, считающим, что социализация взрослых связана с постепенным отказом от наивных детских представлений, на пример, о всемогуществе авторитетов и о том, что окружающие должны выполнять наши требования.

 

Брим считает, что процесс  социализации продолжается в течение  всей жизни человека, и социализация взрослых отличается от социализации детей следующими особенностями: социализация взрослых - это главным образом изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации. Взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их. Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации.

Среди агентов социализации следует отметить роль средств массовой информации и школы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные навыки детей, в то время как другие передачи могут стимулировать негативное поведение. Приобщая детей к таким ценностям, как патриотизм, школа подготавливает их к усвоению других ценностей общества.

  1. Социальные общности и группы. Типы социальных групп.

Социа́льная о́бщность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.

Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Исторически первой формой социальной общности была семья

Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

 

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия

 

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в  социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"