Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Символический интеракционизм.

Представителей символического интеракционизма больше интересуют микроаспекты социальной жизни. Им занимались Кули, Мид, Кун, Блумер.

Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации. В соответствии с этой теорией, существуют два вида действий: незначимые, или автоматические рефлексы, и значимые действия, основанные на интерпретации стимулов. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковые значение данному символу.

На основе этой теории можно анализировать  многие ситуации. Например, Миллер (1978) исследовал, каким образом женщины  идентифицируют себя с положением беременной.

Оценка. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми. Большее внимание уделяется людям. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придают.Символисты принижают роль, которую играет в нашей жизни социальная структура.

  1. Основные направления развития социологии в России.

Михайловский был одним  из первых критиков органической теории общества и социал-дарвинизма. Он разработал теорию внушения-подражания и психологии толпы. Данилевский стал основоположником теории культурно-исторических типов, которая получила дальнейшее развитие в трудах О. Шпенглера. Работа М. Энгельгардта “Прогресс как эволюция жестокости” является одной из самых оригинальных и глубоких работ в области “реалистической интерпретации социальной эволюции”. B.C. Соловьев предпринял оригинальную попытку интерпретации контовского понятия “Великого Существа” в аспекте православной соборности. Труды по социальной философии К. Леонтьева не уступают лучшим работам Ж. де Местра и Т. Карлейля. По сути, русские социологи всех школ и направлений стремились создать всеобъемлющую универсальную модель социального познания.

Первый этап — с  середины XIX века до 1918 года XX века; связан с  П. Л. Лавровым (1829 - 1900) и Н. К. Михайловскиим (1822  -1904).  Развиваемое ими направление получило название субъективной социологии. Как и у других классиков теоретической социологии  — О.Конта,  Г.  Спенсера,  Э.  Дюркгейма,  в центре   внимания   субъективной социологии  стояли  разработка  учения  об обществе  в целом,  выявление закономерностей  и  направленности  его  развития.  Значительное  внимание представители   субъективной   социологии  уделяли   разработке    теории общественного прогресса.  Сущность  общественного  развития,  по  Лаврову, состоит в переработке культуры,  а  именно:  в переработке традиционных, склонных к  застою  общественных  форм  в  цивилизацию,  характеризующуюся гибкими,    динамичными    структурами    и    отношениями.    Цивилизация истолковывается субъективными социологами  как  сознательное  историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего,  критической  мыслью. Но поскольку мысль реально  появляется  только  через  действия  личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Заметное место в социальной  науке того  периода  занимают  работы  М.М.  Ковалевского  1851-1916  гг.   М.М. Ковалевский  был  последним  представителем   классического   позитивизма. Ведущую роль в  своей  социологической  теории  М.М.  Ковалевский  отводит учению о социальном прогрессе.

  Параллельно  с   субъективной   социологией   и   позитивизмом   М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология  марксизма, представленная двумя основными  теориями:  ортодоксальным  марксизмом,  во главе с В.  Плехановым  и  В.  И.  Лениным,  и так называемым  легальным марксизмом, представителями которого являются  П.Б.  Струве,  М.И.  Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.

Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов; Характеризуется нарастанием процесса  институционализации,  приобретением  социологической наукой  статуса  социального  института.  В  1920   г.   в   Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович  Сорокин  (1889  - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный  вклад в развитие отечественной и мировой социологии.  П.А.  Сорокин   один  из родоначальников теории социальной стратификации и социальной  мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как  солидный институт полностью прекращает свое существование.

Третий — с начала 60-х до наших дней. начинается в конце  50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». Это время принято  считать  началом третьего этапа развития социологии в России. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине  1960  года  было создано  первое  социологическое  учреждение   —   отдел   социологических исследований в институте философии АН СССР и  лаборатория  социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный  журнал  «Социологические  исследования».  В  настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие  широкие  эмпирические  и  теоретические  исследования  в различных областях общественной жизни.

  1. Исходные элементы социальной жизни: социальное действие и социальная связь. Структура социального действия (концепция Т. Парсонса).

 

Социа́льное де́йствие  — "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или  внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"

внутреннее СТРОЕНИЕ Субъекты (единичные  Деятели или коллек-СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ тивный субъект) вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок.

Следовательно, связь есть не что  иное, как взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т.е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентациями друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда взаимна, налична и осуществляема (хотя бы в воображении). В отличие от социального действия, которое представляет собой отдельный, ориентированный «на другого» акт, социальная связь — это взаимонаправленный процесс обмена социальными действиями между индивидами, двумя и более, включая и ответную реакцию партнера.

Основными элементами социальной связи независимо от ее формы являются:

субъекты связи (ими  может быть любое количество людей);

предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

механизм сознательного  регулирования взаимоотношений 
между субъектами (опосредованно или нет).

 

Особое значение имеет различение непосредственных и опосредованных связей, В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. По мере развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большую роль в *изни индивида начинают играют опосредованные связи.

Связь может прекратиться в силу нескольких причин:


1) Изменение или утрата предмета связи.

2) Сохранение предмета связи, но несогласие одного участника (или обоих участников) связи с принципами ее регулирования. Иногда субъекты связи неудовлетворены принципами ее регулирования, но не могут ее расторгнуть, ибо предмет связи оказывается неделимым. Возникает конфликт — один из типов взаимодействий между социальными субъектами

Социальная  связь может иметь вид или социального контакта, или социального взаимодействия. Социальный контакт — это единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие.

В своей первой книге (»Структура социального действия», 1937) П. утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный  акт, который конституируется из: актера; целей деятельности; и социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства: «Если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация». Система действия является структурированным набором единичных актов. В таком социальном контексте индивиды стремятся к максимальному удовлетворению, а поведение и отношения, достигающие этой цели, становятся институционализированными в систему статусных ролей. П. описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков - «нормативными» и элементами «условий». Если рассматривать социальное действие как процесс, то он означает «последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности с элементами норм». Впоследствии П. определяет социальную систему как «модель организации элементов действия, соответствующих последовательности или упорядоченному набору изменений интегративных образцов множества индивидуальных актеров».

 

  1. Социальное взаимодействие. Принципы регуляции социальных взаимодействий. Типы социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество (конкуренция, конфликт).

Социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором  люди действуют и реагируют на действия других. Социологи изучают этот процесс на двух уровнях: микро- и макроуровне.

Микроуровень состоит  из самых мелких элементов межличностного общения. Макроуровень включает такие  крупные структуры, как правительство  и торговля, и такие институты, как религия и семья. При любых социальных условиях люди взаимодействуют на обоих уровнях.

Классификация:

Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

Разнонациональные,

Между людьми разного  достатка,

и т. д.

 

Все многообразие видов  социального взаимодействия и складывающихся на их базе социальных отношений принято  делить на две сферы - первичную и  вторичную. ПЕРВИЧНАЯ СФЕРА - область  личных отношений и взаимодействия, существующих в малых группах: среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. ВТОРИЧНАЯ СФЕРА - это область деловых, или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, театре, церкви, банке, на приеме у врача или юриста. Деление на первичную и вторичную  сферы интеракции удобна тем, что благодаря ей устанавливается соответствие между социальным взаимодействием и социальными отношениями, с одной стороны, социализацией и социальными группами - с другой. (Как мы узнаем дальше, социализация делится на первичную и вторичную, а группы на первичные и вторичные.)

Формы взаимодействия

 

Принято различать три  основные формы взаимодействия -  кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится  к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

 

КООПЕРАЦИЯ - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения  общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

 

КОНКУРЕНЦИЯ - индивидуальная или групповая борьба за обладание  дефицитными ценностями (благами). Ими  могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

 

КОНФЛИКТ - скрытое или  открытое столкновение конкурирующих  сторон. Он может возникнуть и в  кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда  конкуренты пытаются помешать либо устранить  друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например, индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, это называется конкуренцией. А когда это происходит  не  мирным путем, возникает вооруженный конфликт - война.

 

Взаимодействие как  обмен 

 

Отличительная черта  взаимодействия, которая отличает его  просто от действия, это ОБМЕН. Любое  взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

 

 

  1. Социальная структура. Социальные статусы и социальные роли.

Социальная структура  – упорядоченность, переплетение взаимоотношений  людей в повторяющихся и устойчивых формах. Она находит своё выражение  в системе социальных позиций  и распределении в ней людей. СС придает нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря ней мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их «семья», «церковь».

Соц. Структура даёт ощущение того, что жизнь организована и  стабильна. Социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества, в то время в неё могут вливаться новые люди и уходить другие.

Социологи рассматривают  СС как социальный факт из тех, которые  описывал Дюркгейм. Мы воспринимаем соц. Факт как нечто существующее вне нас, которая явл. Частью нашего окружения. Социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Социальные структуры всегда переживают модификации и изменения.

Социальные  статусы. Социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола, возраста и соц. Принадлежности человека.

Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Например, возраст и пол..

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"