Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой  через противопоставление «мы —  другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу);

хабитуализация — то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

 

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат  в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Различают: 
- постоянные, временные и случайные группы; 
- свободные и обязательные группы; 
- формальные и неформальные рабочие группы.  
Неформальная группа 
Informal group 
Неформальная группа - малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: 
- относительной независимостью от социальных структур; 
- нечетко выраженной целью групповой деятельности; и 
- неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства.  
Обязательная группа 
Обязательная группа - семья, нация или другая группа, к которой человек принадлежит по факту рождения.

Выделяются большие, средние  и малые социальные группы. В большие  социальные группы (помимо классов) входят совокупности людей, существующие в  масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной  деревни, города, района и пр.).

 

К многообразным малым  группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские  общности. Их отличают также некие  родственные контакты друг с другом.

 

  1. Национально-этнические общности и отношения.

Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и т.д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия "национальные отношения" и "национально-этнические отношения" по сути тождественны. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями

языка, культуры, этнического  сознания и т.д. Национальные отношения  не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны. Национальные отношения носят, как правило, комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они

заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения,

предрассудки и мифы. В этом – одна из особенностей проявления национально-

этнических отношений  между народами. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание.

  1. Социологическое исследование: объект и предмет, цели и задачи.

Социологическое исследование – способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

В социологическом исследовании применяются методы психологии, демографии, истории, географии, статистики и др.

В исследовании важно  выяснение, каким образом одно явление  соотносится с другим. Для этого пользуются переменными – переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возрасти др.). Различают зависимые и независимые переменные. Корреляция имеет место, если изменение одной переменной связано с изменением другой.

Важными вопросами в исследовании являются: как перейти от исходных теоретических положений к исследованию? Как от полученных фактов обратно подняться к теории, но так, чтобы исследование служило средством развития теории?

Цель исследование предопределяет его ориентацию (может быть теоретической или прикладной)

Объектом исследования являвется общность людей, их деятельность, организация с помощью институтов и условия, в которых это деятельность осуществляется.

Предмет – конструкция, созданная мышлением и существующая постольку, поскольку есть знания об объекте (детерминация самим объектом, условия исследования)

 

  1. Программа и этапы социологического исследования

Программа – теоретико-методологическая основа осуществяемях социологом процедур (сбора, обработка и анализа информации)

Прогрмма включает несколько  частей: 1) Проблема, объект и предмет  исследования 2) Предварительно систематизируется  анализ объекта, цели и задачи исследования. 3) Интерпретация, операционализация  понятий 4) Порождение научных гипотез 5) Описание методов сбора данных 6) Описание схем анализа полученных данных

Этапы 1.) Выбор исследуемой проблемы. Выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов

2) Обзор литературы. Обзор существующих теорий и исследований по теме. Чтобы можно было на них опираться и чтобы исследование не повторилось.

3) Построение гипотезы. Выработка формулировка, определяющей  взаимосвязь между переменными  и операционального (рабочего) определения,  устанавливающего переменные в форме, делающей их доступными для измерения.

4) Выбор программы  исследований: определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение за поведением людей в определенных ситуациях, изучение сцществующих результатов и исторических свидетельств или указанные процедуры в различных сочетаниях

5) Сбор данных. Сбор  и регистрация данных в соответствии  с особенностями исследовательского  проэкта

6) Анализ результатов.  Поиск значимых связей между  фактами, выявившимся в ходе исследования

7) Выводы. Определение  результатов исследования, выявление  более широкого смысла работы  и наметка направлений будущих  исследований.

 

  1. Исследовательские стратегии в социологическом исследовании.

Монографическое исследование. Нацелено на изучаение социального явления или процессов на одном объекте, взятом самостоятельно. 2. Сравнительное – нацелено на изучение сходства или различия 2-х объектов. 3. Выборочное исследование: нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на совокупность объектов, отобранных по специально процедуре. 4. Временные (лангитюдные) нацелены на изучение и развитие процессов во времени. Делятся на Панельные исследования, трендовые (повторные – измеряются данные соц. Группы как определенной целостности) и кагортные (изучение изменений выбранной группы специфическим образом)

  1. Выборочный метод.

Выборка – процедура  отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всём множестве наблюдений. Основаня цель – выбор элементов таким образом, чтобы распределении этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Выборка, которая хорошо отражает структуру наз. Репрезентативной. Вероятностная выборка репрезентативна, если все элементы имеют равные шансы быть отобранными. Главная задача выбороченого исследования – оценка параметров.

Генеральная совокупность – множество элементов, которые  явл. Объектом исследованя. Обследуемая  совокупность – множество элементов, кот. Действительно обследуются. Единица  наблюдения – элемент ГС с которого ведется сбор социальной информации. Переменная – множество отдельных значений, характеристик элементов совокупности. Параметр – суммарное описание переменно в данной ГС.

Способы отбора обследуемой  совокупности: 1. Случайный. Каждый член нумеруется, используется таблица случайных цифр. 2. Систематический. Например, каждый 15-й. Выборочный интервал – дистанция. Выборочное отношение – отношение выборки. 3. Стратифицированная выборка. Разделение генеральной совокупности на страты. 4. Сложные методы отбора (многоступенчатые) «квотный отбор».

Объем выборки определяется материальным образованием, ресурсами  и опытом исследователя.

Методический раздел включает этапы методического исследованя:

  1. Первичное исследование – исходные эмпирические данные 2. План обработки первичной информации (математические методы) 3. Рабочий лан исследования 4. Пилотные исследования 5. Полевые исследования (например, массовый опрос) 6. Кодировка (ввод) данных 7. Контроль качества работы 8. Обработка данных. 9. Анализ
  2. Методы сбора данных в социологическом исследовании.

 

  1. Качественные исследования
  2. Количественный подход. Менее субъективный. Имеет смысл при большом количестве текстов. Единицца отбора – слова, фразы, смысловые единицы и отдельные статьи
  3. Наблюдение. Метод сбора информации социального явления путём его изучения в естественных условиях. Предполагает четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и кольроль. Может быть структурированное и неструктурированное, включенное, статусное включенное и невелюченное. Достоинства наблюдения – позволяет установить детали явления многогранно.
  4. Массовый опрос. Когда необходимо получить информацию о сфере сознания людей.
  5. Эксперимент – метод сбора и анализа эмперических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями. Эксперименты различаются 1) По характеру объекта и предмета исследования 2) По специфике поставленной задачи 3) По логической структуре доказательства гипотезы.

Социологи в экспериментах  отдают предпочтений полевым экспериментам. В полевом эксперименте условия  воздействия экспериментального фактора  близки к естественным. В активно  направленном эксперименте исследователь вводит экспериментальный фактор, приводящий, к определенным последствиям, а в естественном эксперименте – воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

  1. Массовый опрос: его возможности, виды, проблема контроля.

Для опроса доступны системы ценностей, убеждений, взглядов, представлений, мотировки и чувств.

Может быть в виде анкетирования или интервью.

Интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану. Бывает: формализованным, направленным (фокусированным, глубинным, где цель – сфокусировать внимение на какой то проблеме), CAP (компьютерно асистируемое), телефонное.

Анкетирование – метод опроса, при котором социолог – исследователь общается с респондентом с помощью анкеты. Бывает: групповое (интернет опрос, прессовый, почтовый) и индивидуальное.

 

Проблемы. Посколько данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут предоставлять искаженную информацию. Многим людям не хватает самопанимания. А некоторые вообще могут вопросы не понять, а другие получив анкеты просто не утруждают себя их заполнением. В целом точность очень низка. Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы поняты и достаточно корректны.

 

  1. Качественные методики в социологических исследованиях.

Одна из характерных  черт качественной методологии состоит  в том, что она не требует детально прописанной теоретической модели (программы исследования) и предполагает разработку правил проведения исследования по ходу самого исследования.

Кейс-стади (case study) - это эмпирическое исследование, изучающее уникальный объект в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для изучения другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты. Объектом изучения может быть и трудовое сообщество: например, производственная или учебная группа.

В тактике кейс-стади  исследователи на протяжении длительного времени становятся участниками повседневной жизни данной группы, изучают систему взаимоотношений, значимость определенных событий. Длительное «погружение» в поле исследования дает возможность всесторонне рассмотреть «случай» в единстве его взаимосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного обычного функционирования конкретного социального организма. Исследовательская стратегия, в данном случае, напоминает журналистское расследование, с той особенностью, что его ведет социолог, а его цель - выработка научной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"