Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:34, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии. Методы социологии
3. Становление социологии как науки. Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы становления.
5. Учение О. Конта об обществе. Социальная статика и социальная динамика. Закон трех стадий
7. Социологические взгляды Э. Дюркгейма: функции социологии, понятие «социальный факт», структура социологии. «Социологизм» и его сущность (1858-1917).
19. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.
и тп

Файлы: 1 файл

biletisocio.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Статус, который мы получаем посредством индивидуального выбора или конкуренции, благодаря своим  собственным усилиям называется достигнутым. Он определяется наличием индивидуальности у человека.

Основной статус –  ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное  с определенными его правами  и обязанностями.

Социальные  роли. Статус предполагает наличие прав и обязанностей, формирующих модель поведения – то что социологи называют ролью. Роль – это ожидаемое поведение, которые мы ассоциируем с определенным человеком

Роли позволяют мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом.

В реальной жизни наблюдаются  расхождения, а так же права и  обязанности реализуются по–разному.

Ролевой набор – совокупоность  ролей. Взаимодействие индивидов в  группах осуществляется через сети ответных ролей. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей.

Ролевой конфликт возникает, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми  требованиями. Например если к строгому учителю в гости приедут дети.

Ролевая напряженность  – ситуация, при которых одна роль предъявляет человеку противоречивые требования.

  1. Социальные институты. Основные признаки социальных институтов. Функции социальных институтов.

Социологи рассматривают  институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные  сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удволетворяется основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг решения проблем. Например, сеьмя для воспроизводства населения и др. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут выполнять одну функцию.

Т.о Институты во-превых служат для людей ориентиром в  решении проблемы, а во-вторых являются устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей  при фактической реализации ими этих решений.

Институализация - процесс, когда некая общественная потребность  начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для её реализации в общества устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. Ключевые подребности, выделенные Ленски- в коммуникации, в производстве, в распределении благ, в безопасности, в защите, в поддержание системы неравенства, в социальном контроле.

Совр. Общество характеризуется  разрастанием и усложнением этой системы.

  1. Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации.

Неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.

Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества.

Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж; положение, занимаемое в обществе, иногда делает их влиятельными политическими группами.

Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Как и рабство, кастовый слой характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Предшествующая жизнь человека определяет характер его нового рождения и касту, в которую он при этом попадает - низшую или наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахмы(священники), шкатрии(воины), вайшии(купцы), шудры(рабочие и крестьяне) - и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами.

Сословия - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или юридическом законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшее сословие (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-XIII веках главных сословий было 3: духовенство, дворянство, крестьянство. В РОссии со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. права и обязанности каждого сословия закреплялись юридическим законом и освещались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством). Межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и  знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных  отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и  правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе у высшего сословия - дворянства - были свои символы и знаки, дарованные ему государством.

Титулы - установленные законом сословные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателя, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как "генерал", "статский советник", "камергер", "граф", "флигель-адъютант", "статс-секретарь", "превосходительство" и "светлость". Стержнем системы титулов выступал чин - ранг каждого государственного служащего(военного, штатского или придворного). До Петра I понятие "чин" обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 году Петр I учредил новую систему званий, известную как "Табель о рангах". Каждый год государственные службы - воинская, штатская и придворная - делился на 14 рангов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классового чина. За его обладателем закрепилось наименование "чиновник".

  1. Социологические концепции социальной стратификации (Дюркгейм, Маркс, Вебер, Сорокин, Уорнер). Средний класс. Его роль в социальной структуре.

Первыми попытались объяснить  природу социальной стратификации  Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс  считал, что в капиталистических  обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех кто может только продавать свой труд. Эти 2 группы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса СС существовала только в одном измерении.

Вебер же утвержал, что  в обществе существуют и другие линии  раздела, которые не зависят от классовой  принадлежности, и предложил многомерный  подход к стратификации, выделив: класс, статус (престиж) и партию (власть). Хотя конечно эти 3 явления взаимосвязаны, они могут не совпадать.

В основе функционалистских  теорий (Дюркгейм) лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество считает более важными, чем другие. По мнению сторонников этих теорий, неравенство есть средство, обеспечивающее обществу уверенность в том, что такие виды деятельности; выполняются самыми квалифицированными лицами.

Сторонники конфликтологических  теорий (Маркс) полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. Их взгляды основаны на теории классов и социального расслоения, разработанной Карлом Марксом. Согласно этой теории, экономическая система любого общества формирует два основных класса, один из которых эксплуатирует или контролирует друго

Концепция стратификации Вебера выделяет три фактора: богатство, престиж и власть. Эти факторы часто, но не всегда взаимодействуют

Теория стратификации Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

Сорокин: Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение данного  явления.

Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:

    • Экономическая
    • Политическая
    • Профессиональная

 

 

  1. Социальная мобильность. Типы мобильности. Маргинальность. «Открытое» и «закрытое» общество.

В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня на другой. Этот процесс наз. Социальной мобильностью. Имеется 2 причины её существования. Во-первых, общества меняются, а соц. Изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых естественные таланты и способности должны как то распределяться.

Виды: вертикальная, горизонтальная, межпоколенная внутрипоколенная.

Положительным следствием мобильности можно считать более  полное раскрытие индивидуалных дарований. Но высокий уровень вертикальной мобильности приводит к индивидуально и общественной аномии – происходит исчезновение общепринятых убеждений и стандартных поведений.

Общество, члены которого могут менять свой статус легко, назвапют открытой системой стратификацци, а наоборот – закрытой. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных компетентных специалистах, обеспечивают довольно свободное движение индивидов.

Примером закрытой системы  служит Индия до 1900г.

  1. Общество как социокультурная система. Социально-исторические типы.

 

 

 Понятие общества  как социокультурной системы  появилось у нас в последние  годы. Исходным тезисом в обосновании  этого положения явилось то, что  социальное взаимодействие рассматривается  как фундамент общественной жизни.

     Элементами  социальной системы являются  люди и их деятельность, которую  они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия  с другими людьми, объединенными  в различные социальные общности  в условиях данной социальной  среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.

    Включение  человека в общество осуществляется  через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

    Общество отсюда  рассматривается как социокультурная  система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

    Эти две  подсистемы тесно связаны между  собой.  Вся повседневная жизнь  (и деятельность) протекает в определенных  институтализированных рамках и  в соответствии с некоторыми  нормативами. И те, и другие  существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представления – эти слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки. Социокультурные образы – это продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе их совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичных социокультурных ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления. Они множественны, и каждый человек имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей индивидуальной жизненной проблеме или групповой ситуации.

    Ценности складываются  в ходе установления межличностных  групповых предпочтений по отношению  к определенным предметам и  социокультурным образцам. Культурные  ценности еще более социально  обязательны. Они фиксируют индивидуальные или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.

    Социокультурные  нормы – относительно устойчивые  образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже «пограничное» поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции. Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"