Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

6. Почвеннический  вариант, или построение Всеславянского Союза. Предполагается возрождение российского национального самосознания на базе нашего особого культурно-исторического типа. И здесь возникает очередной вопрос: предположим, что Н.Я. Данилевский был прав и России предначертано стать центром славянского мира. Разве не выполнена была эта миссия в рамках Советского Союза и социалистического содружества (пусть даже способ осуществления идеи заставил бы Н.Я. Данилевского содрогнуться)? Причем к славянской оси этого содружества, завернутой в коммунистическую оболочку, был притянут целый ряд иных культурно-исторических типов. Или, Может, это был «ложный старт», путь к деградации? Можно ли считать попытки интеграции с Белоруссией началом нового объединения?

Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.    В.И. Добренькова. М., 1998. 

 

 

  1. Специальные социологические теории (социального конфликта, общения, общественного мнения)

Гражданское общество - это совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

Общественное  мнение - способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы.

В поле зрения общественного  мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.

В огромной степени развитость общественного мнения как института  зависит от состояния общественного  сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений — собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

Именно возможность  гласного, публичного высказывания населения  по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на функционирование и развитие социальных систем и есть функционирование общественного мнения как особого социального института.

Возможности влияния  такого рода различны и, соответственно, роль общественного мнения может колебаться от ничтожной (например, в «закрытых» общественных системах) до определяющей (характерной для современного мира). Так, общественное мнение все в большей степени оказывает влияние, как на внешнюю, так и внутреннюю политику государств. Политические лидеры зачастую выступают заказчиками опросов, призванных оценить отношение населения к различным сценариям развития событий в обществе, а иногда – сформировать общественное мнение по той или иной политико-правовой проблеме с целью получения легитимности для своих действий. Наиболее оптимальный вариант взаимодействия – ситуация, когда роль и значение общественного мнения как института гражданского общества четко ограничено и сбалансировано государственной властью.

Итак, в современных  обществах наличествует механизм реагирования на социально – значимые проблемы путем высказывания суждения заинтересованными  общностями, возможной при наличии  гражданского общества, в котором  власть считается с позицией последнего и не стремиться ему диктовать свою волю.

Конфликт – это  серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей и целей. Социальный конфликт вызван объективными противоречиями в  одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п.

По характеру:

    1. Подлинные – возникающие из-за действительно существующих противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п.
    2. Случайные – возникающие по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности.
    3. Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные.

 

По участникам: внутриличностные, межличностные, между личностью  и группой (обществом), межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные.

Структура конфликта:

  • субъект (участник конфликта, оппоненты)
  • объект (то, за что борются)
  • повод или инцидент (пусковой механизм конфликта)
  • позиции сторон
  • причины конфликта
  • развитие конфликта
  • способы его разрешения.

Чтобы конфликт возник и  стал развертываться, необходимы 3 его  составляющие:

  1. наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, социальной группы, социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, политической власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.
  2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;
  3. активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.

 

Из этой ситуации существует 2 выхода:

  1. обострение борьбы, конфликта в результате 3-х причин:
    1. власть у немногих, а большинство ее лишены
    2. не существует спокойных, свободных путей перераспределения власти
    3. большинство безвластное не имеет возможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспределению власти
  2. преодоление конфликта, у которого тоже свои условия и этапы. Для преодоления конфликта люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть.

Социальные конфликты  выполняют в обществе разные функции:

  1. функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность;
  2. конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят идею, решение, которое удовлетворить решению, разрешает противоречия;
  3. конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участника конфликта.

Конфликты играют двоякую  роль. Положительная: вскрывают назревшие  проблемы, стимулируют разрешение спорной  ситуации, способствуют обновлению жизненной  ситуации, снижают напряженность  в обществе, способствуют объединению в группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.

Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.    В.И. Добренькова. М., 1998. 

 

* Структура общества и его элементов, считают многие исследователи, является предметом изучения социологии (см.: Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д, 1996. С.53.).

 


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"