Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Современная семья переживает процесс глубокой трансформации. Коренным образом меняются ее структура и функции. Эти изменения во многом закономерны и объективно обусловлены. Они отражают тенденции развития общества в целом. Современные тенденции в развитии семьи характеризуются рядом особенностей. Назовем сначала положительные. В развитых странах брак, лежащий в основе семьи, становится равноправным и добровольным. Экономические мотивы и давление "третьих лиц" минимальны. Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что около 40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин заключили свой союз по любви, у остальных доминируют другие мотивы. В семье создаются возможности для профессионального и духовного роста ее членов, преодолевается отчуждение супружества от брака. Однако эти и некоторые другие положительные тенденции не могут снизить остроту кризиса современной семьи.

Отрицательные тенденции в развитии современной семьи преобладают. Характерной чертой семьи является ее нестабильность: от 30 до 50% заключенных браков распадаются. Наблюдается тенденция ослабления родственных связей.

Причины кризиса семьи  многогранны. Жены становятся менее  зависимыми от мужей в экономическом  смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность  семейных связей. Изменяются функции семьи. На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация.

В большинстве западных стран уменьшается количество заключаемых  браков. Количество семей растет быстрее, чем численность населения. Увеличивается количество бездетных семей. В США их уже около двух миллионов.

Тенденция жить в "гордом одиночестве" наметилась в США  еще в 1956 г. В настоящие время  в стране насчитывается свыше 27 млн одиноких людей, т.е. один из каждых девяти человек в возрасте 18 лет и старше предоставлен самому себе (см.: Правда. 1991. 17 июля). Неуклонно растет средний возраст вступающих в брак.

Массовый характер приняло  сожительство мужчины и женщины  без оформления брака. Во Франции в середине 80-х гг. 12% семейных пар в возрасте до 30 лет жили без регистрации, в Швеции этот показатель составил 20%. В США численность неофициальных браков за последние 20 лет увеличилась в 4 раза.

Для нормального процесса смены поколения необходимо, чтобы женщина имела в среднем 2,1 ребенка. В настоящее время в западных странах этот показатель составляет примерно 1,6 - 1,8. Это означает, что не происходит даже простого воспроизводства населения. В 1987 г. во Франции 50,5% семей не имели детей, 22,7 - имели только одного ребенка, 18,0 - двоих, 6,5 - троих, 1,7% - четверых.

Уменьшение количества детей в семье имеет неоднозначные  последствия для социализации ребенка. К положительным последствиям западные исследователи относят большие возможности непосредственных контактов  ребенка с родителями, тем самым ускоряется его интеллектуальное развитие, обогащается речь и т. п.

Отрицательные же последствия  состоят в отсутствии коммуникативных  навыков, что затрудняет вступление молодых в мир взрослых. Развивающийся процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями. Снижает преемственность поколений.

Трансформация семьи  во многом связана с постоянно  увеличивающимся притоком женщин на рынок труда. Комплексная механизация  и автоматизация производства, внедрение роботов и микропроцессоров позволили сократить область применения тяжелого физического труда. В некоторых новых отраслях, таких, как электроника, точное приборостроение и других, женский труд оказался особенно эффективным.

Расширение сфер обслуживания, образования, здравоохранения и  т.п. открыло миллионы новых рабочих  мест для женщин.

Экономическая активность женщин в значительной мере объясняется  нехваткой средств для поддержания  должного уровня жизни семьи. Это  касается не только беднейших слоев населения, но и многих семей, принадлежащих к “среднему классу”. У них относительно высока планка материальных притязаний. Тем более, что даже в самых развитых странах все еще значительная часть населения не имеет достаточных материальных условий для своего развития. Так, по данным американского юридического консультанта Рой Ден Холландера, 25 млн американцев  (один из десяти) получают талоны на питание и более 30 млн живут в нищете (см.: Рой Ден Холландер. Америка – разлучница. Каждому по его жадности // Юридическая газета.1994. №7–8). Общеизвестно, что 1% семей в США владеют 35% всего состояния страны и почти 45% всего финансового состояния; в 1998 г. средний доход в семье составил 560 тыс. долларов, а для семьи из нижних 20% - 8 тыс. 400 долларов – отношение 66:1.

Другой причиной роста  экономической активности женщин является рост общественного сознания женщин, их стремление к независимости и  реальному равенству с мужчинами  во всех сферах общественной жизни.

В результате действия этих факторов доля женщин в экономически активном населении западных стран в последние десятилетия резко возросла. В конце 80-х гг. она составляла примерно 45% в США, Швеции, Дании, около 40% - во Франции, Англии, ФРГ. В настоящее время в США этот показатель составляет 50 %.

Если в прошлом наемный  труд считался уделом преимущественно  одиноких женщин, то теперь ситуация в  корне изменилась, в общественном производстве занято от 50 до 70% замужних женщин. Все чаще женщины овладевают ранее не доступными для них специальностями и профессиями, занимают высокие государственные посты. Значительно возрос женский контингент среди бакалавров, магистров, докторов наук.

Все это приводит к  глубоким изменениям внутрисемейных отношений, норм поведения. Между мужчиной и женщиной возникают новые отношения.

Такая трансформация  в целом, безусловно, прогрессивна. Вместе с тем она создает  и  ряд проблем, так как делает семью  менее стабильной. Распад семьи больше всего ударяет по детям. Значительная часть работающих женщин имеют малолетних детей.

В современных обществах  все больше крепнет мнение, что  необходимо создавать эффективные  службы помощи семье, причем не только малоимущей, но и самой обычной.

В мировой практике работы с семьей появилось много нового. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).

Российская  семья. Для нее характерны многие тенденции и проблемы, названные ранее. Разница преимущественно в масштабах и остроте их проявлений. Существенное влияние на ее состояние оказывает кризисная ситуация в обществе в целом. Семья в нашей стране находится на самой периферии. Она запущена, ею глубоко и всесторонне никто не занимается.

Хотя с формальной стороны вроде бы семья вниманием  государства не обделена. Так, при  Совете Министров России создан Комитет по делам семьи и демографической политике. В настоящее время в регионах есть соответствующие отделы (комитеты), которые ведут тесную работу с комитетами по социальной защите молодежи. На муниципальном уровне функционируют отделы социальной защиты семьи и детства.

В различных ведомствах также создаются свои системы  государственной и социальной помощи населению со специальными задачами, функциями и объемами. В системе  профессионального образования  ведется подготовка психологов, социальных педагогов и социальных работников для работы с семьей. Семье посвящены специальные программы и правовые законы. Но все эти мероприятия часто носят ритуальный характер и их эффективность крайне низкая.

И дело не только в плохой исполнительной дисциплине и недостаточном материально-финансовом обеспечении, но и слабой научно - методической базе этой работы, а также отсутствии необходимых традиций и опыта, высокого престижа материнства и отцовства. По данным специалистов, каждый второй юноша оканчивает школу больным, 70 % девушек по состоянию здоровья не готовы к рождению детей в будущем (см.: Труд. 1999. 22 июля).

Источник:    Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

  1. Социальные роли личности. Социальный контроль и девиация

 

Ролевая  теория  личности  описывает  её  социальное  поведение  2-мя  основными  понятиями: “ социальный  статус “ и  “ социальная  роль “ .

       Каждый  человек  в  социальной  системе   занимает несколько  позиций  . Каждая  из  этих  позиций  , предполагающая  определённые  права  и  обязанности , называется  статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но  чаще  всего только  один  определяет  его положение в обществе . Этот  статус  называется  главным или интегральным. Часто бывает  так , что главный статус  обусловлен  его  должностью (например , директор , профессор). Социальный  статус  отражается  как  во  внешнем  поведении  и  облике  (одежде , жаргоне), так и  во  внутренней позиции (в  установках , ценностях, ориентациях).

Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии).

        Социальный  статус  обозначает  конкретное  место, которое   занимает  индивид  в  данной  социальной  системе. Совокупность  требований, предъявляемых  индивиду  обществом, образует  содержание  социальной  роли. Социальная  роль- это совокупность  действий, которые должен  выполнить человек, занимающий  данный  статус  в социальной  системе. Каждый  статус  обычно включает  ряд ролей.

      Одна  из  первых  попыток  систематизации  ролей была  предпринята  Т.  Парсонсом. Он  считал, что каждая  роль  описывается 5  основными характеристиками:

  1. эмоциональной - одни  роли  требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности
  2. способом получения - одни  предписываются, другие  завоёвываются
  3. масштабом - часть ролей сформулирована  и  строго  ограничена, другая - размыта
  4. нормализацией - действие в строго  установленных правилах, либо  произвольно
  5. мотивацией - на  личную  прибыль, на  общее благо

 

Социальную  роль следует  рассматривать в 2-х аспектах:

  • ролевого  ожидания
  • ролевого  исполнения.

      Между   ними  никогда   не  бывает  полного совпадения. Но  каждый  из них имеет  большое   значение в поведении  личности. Наши  роли определяются  прежде  всего  тем , чего  ожидают   от нас  другие. Эти ожидания  ассоциируются  со статусом, который  имеет данная  личность.

 

В  нормальной  структуре  социальной  роли  обычно  выделяются 4  элемента:

  1. описание  типа  поведения, соответствующего данной  роли
  2. предписание  (требования), связанные с данным поведением
  3. оценка  выполнения  предписанной  роли
  4. санкции - социальны последствия того  или иного действия в рамках требований социальной  системы. Социальные  санкции по  своему  характеру могут быть  моральными, реализуемыми  непосредственно социальной  группой через её  поведение (презрение), или юридическими , политическими, экологическими.

 

Следует  отметить, что  любая  роль  не  является  чистой  моделью  поведения. Главным  связующим  звеном  между  ролевыми  ожиданиями  и  ролевым  поведением  служит  характер  индивида, т.е. поведение  конкретного человека  не  укладывается  в  чистую  схему.

Во всех обществах  поведение человека порой выходит  за рамки, допустимые нормами. Нормы  только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они  не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение. Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"