Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)
  • структурализм (обоснование хозяйственного поведения наличием основополагающих структур);
  • историцизм (формулирование объективных законов развития этих структур);
  • экономический детерминизм (выведение указанных законов прежде всего из отношений производства);
  • антииндивидуализм и антипсихологизм (выдвижение общества на роль ведущего субъекта отношений).

Официальная марксистская доктрина принципиально принижала экономико-социологический подход, пытаясь выводить социальные явления из основополагающих производственных отношений. И все же признание относительной самостоятельности этих явлений и их активной обратной связи с "базисом" общества оставляло нишу для применения экономико-социологических подходов в собственном смысле слова.

Среди наиболее важных элементов  реструктурирования экономической  социологии в постсоветский период целесообразно отметить следующие:

  • утверждается методологический плюрализм на фоне снижения общего влияния марксизма;
  • осуществляются первые попытки синтеза экономико-социологической дисциплины;
  • появляются новые "отрасли" экономико-социологических исследований;
  • начато более активное освоение западного опыта "старой" и "новой" экономической социологии;
  • предпринимаются попытки усиления связи с современной экономической теорией (ниже будет показано, что данные элементы не реализуются в равной степени).

В настоящее время  можно зафиксировать два подхода  к определению статуса экономической социологии. Первый характеризует ее как "рыночное приложение" к развивавшимся ранее направлениям (в первую очередь к социологии труда) - как развитие "вширь" через привлечение проблематики предпринимательства, маркетинга и т.д. Мы придерживаемся второго подхода, предполагающего качественное переформулирование предмета экономической социологии как общего основания широкого класса социологических теорий хозяйственной жизни. Зачатки именно такого подхода, кстати сказать, возникли еще в советский период. Например, Ю.А.Левадой предлагалось понимать под экономической социологией "применение методов социологического изучения общественных институтов к структурам, действиям и субъектам экономической сферы" [40, с. 61]. В сходном направлении двигались Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина, выдвинувшие в качестве предмета экономической социологии "социальный механизм развития экономики". Первоначально под этим механизмом ими понималась устойчивая система экономического поведения общественных групп, и в увязке со стратификационной теорией виделась особенность экономической социологии наряду с социологией труда и индустриальной социологией [27, с. 15]. Позднее предметные основания явно расширяются.

Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998

  1. Социология образования. Основные принципы и функции образования.

По мере развития социологии образования ее задачи усложняются. К тому же в настоящее время эта область знания находится на распутье Помочь ей найти свою подлинную роль - одна из важных проблем, которые стоят перед работающими в этой области [41, 42].

Функции института образования  расщепляются на открытую (задачи освоения знаний, навыков, социализации) и латентную (воспроизводство социального неравенства). Латентная функция образовательной системы сближает проблематику этого социологического направления с исследованиями в области социальной стратификации.

В стране, переживающей острый экономический и политический кризис, резко возрастает непредсказуемость действий различных социальных групп и организаций. Это также ставит новые задачи перед обществоведами, поскольку нельзя изучать такое общество с помощью доктрин, рожденных веком Просвещения. Новое состояние социума требует и новых подходов [60]. Все более ощущается потребность в использовании концепций и теорий, которые расширяют возможность изучения таких сложных, многослойных феноменов [30]. Если социология, в том числе и такая ее ветвь, как социология образования, возрождалась в СССР как область знания, широко использующая статистические и математические методы, то сегодня ей предстоит значительно расширить применение качественных методов. Без этого трудно понять роль образования в социокультурном воспроизводстве, в развитии экономики, его влияние на социальную структуру, на демографические процессы.

Общество, которое в  своем развитии стремится ориентироваться  на либеральные модели, неизбежно  сталкивается с их позитивными и  негативными последствиями, и социальные исследования в области образования призваны обнаруживать возникающие конфликты, их механизмы. Социальная селекция в таком обществе осуществляется при помощи тонкого, замаскированного и тем не менее четко работающего механизма. Он включает в себя разнообразие каналов обучения, формальную и неформальную иерархию типов школ, явные и латентные ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости, "судей-педагогов", которые принимают должные правила игры. Без понимания этих скрытых от прямого наблюдения механизмов невозможно оценить плюсы и минусы различных моделей образования в контексте происходящих социальных сдвигов.

Если ориентироваться  лишь на экономические показатели темпов роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности и т.п., т.е. рассматривать систему образования как придаток производства, то мы получим структуру, далекую от демократических традиций, ориентированную на подготовку элиты - специалистов высокой квалификации, которые затем получают доступ к рычагам власти в экономике и политике. Что же касается образования широких масс населения, то оно будет консервироваться на весьма низком уровне. В качестве придатка к диплому об образовании учащиеся освоят и эрзац-культуру Ее определяют как массовую культуру, но, вероятно, более точно можно было бы сказать: стандартизированная, не требующая для освоения работы ума и души. Некоторые западные социологи называют такое явление в национальных культурах процессом "макдоналдизации".

В современных условиях социология образования все более  расширяет свои границы, смыкаясь не только с проблематикой социального  расслоения, но и с анализом широкого спектра социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.

Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998

 

  1. Труд как базовый социально-экономический процесс

 

 

Социология труда перекочевывает из институтских кабинетов и заводских лабораторий в аудитории университетов. Наука возвращается на круги своя. Во всем мире академическая социология идентифицируется не с Академией наук, как это было в СССР, а с университетами и колледжами. Сегодня они, кажется, воссоединяются. Курсы социологии труда, которые читаются в большинстве вузов страны, дадут новый толчок ее развитию, потребуют систематизации знаний, более глубокой осведомленности в области истории и методологии. Правда, во второй половине 90-х гг. социологию труда все больше вытесняет экономическая социология. И сегодня уже социология труда превращается в отрасль экономической, а не наоборот. В новом стандарте высшего образования ВАКа на перспективу в паспорте научной дисциплины 22.00.03 (раньше этим номером обозначалась социология труда)33 трудовая проблематика обозначена всего одним из 6-7 пунктов.

Социология труда —  отрасль социологии, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности  труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду.

Социология труда —  это социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда в частности механизмы  действия и формы проявления закономерностей  в деятельности трудовых коллективов и личности. В этой частной социологической теории анализируется комплекс проблем, связанных с деятельностью человека и коллектива в условиях развития современных технологических процессов, а также в экстремальных условиях труда (труд монтажников, шахтеров, работников химического производства, атомных электростанций и т. п.).

Социология труда — это комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, условиям. В социологии труда анализируются мотивы отношения человека и коллектива к труду, связанные, прежде всего, с материальной заинтересованностью, содержанием труда, взаимоотношениями в коллективе, со смыслом труда в целом. Социология труда исследует социальную организацию предприятия, коллектива, т. е. особую систему отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками, которые трудятся в коллективе. Поэтому в сферу влияния социологии труда входят многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, его функций, взаимоотношений между членами коллектива, в том числе подчиненными и руководителями (анализируются проблемы социально-психологического климата в коллективе, имеющихся в нем конфликтов, методов руководства и т. п.).

Основными категориями социологии труда выступают: условия труда, его организация, виды, содержание, характер, отношение к труду, удовлетворенность трудом, трудовым коллективом, социально-психологический климат коллектива и т. п. Изучая отношение к труду, мотивацию труда, удовлетворенность трудом и т. п., целесообразно выделять основные общественные функции труда, выражающие его деятельную сущность. Ведь, во-первых, труд выступает как способ удовлетворения

человеческих потребностей. Это одна из важнейших функций  труда, с которой начинается общественное бытие человека. Во-вторых, труд — созидатель общественного богатства. Посредством трудовой дельности человек, удовлетворяя свои потребности, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В-третьих, труд — творец общества и фактор общественного прогресса. Удовлетворяя потребности человека и создавая богатство, труд лежит в основе всякого общественного развития. В-четвертых, человекотворческая функция труда, проявляющаяся в том, что труд предстает как ваятель человека во все исторические эпохи. Создавая все ценности человеческого бытия и, как субъект общественного развития, развивая в труде общество, человек развивает и самого себя. В-пятых, труд—   сила, прокладывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и посредством труда общество познает законы своего развития и законы природы.

 

Проблематика социологии труда все больше вливается в  экономсоциологию, частично присутствует в тематике изучения сдвигов в системе ценностей, в исследованиях новых социальных слоев и фермерства, в частности. Надо ожидать возрождения социологии труда в условиях перехода к стабильному социально-экономическому развитию. Но это будет уже иная социология - органическая составляющая мировой социологии с ее проблематикой "рационального экономического человека", постиндустриализма, постмодернизма или, напротив, она будет изучать особенности трудовой морали и трудовых отношений в российском постсоветском обществе.

Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998

 

  1. Трудовой коллектив, его задачи, функции.

Трудовой коллектив — это «социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно значимых и личностно ценных целей деятельности».Трудовой коллектив — важнейшая характеристика общественного труда. Его необходимо рассматривать как социальную общность (одна сторона) и как социальную организацию (вторая сторона). Единство двух сторон трудового коллектива обусловлено жесткой регламентированностью действий, дисциплиной, системой санкций. В то же время человек обладает правом на труд и, выполняя предписанные функции, в сфере неформальных отношений действует по своему усмотрению.

Трудовой коллектив — это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их столкновение. Как социальная организация — это разновидность общественного института, а как социальная общность — элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальная системы отношений: административно-правовая структура и структура малых групп со своими межличностными связями.

Между социальной организацией трудового объединения и социальной структурой общества существует тесная взаимосвязь. Но трудовой коллектив  входит еще и в территориальную  общность людей (находится в поселке, городе и т. д.). Он связан с обществом непосредственно: его работники — это совокупность членов общества, объединенных целями совместной деятельности. Его состав различается по социальным свойствам, детерминированным этническими, демографическими, классовыми, профессиональными и другими характеристиками.

Трудовые организации  распределяются на две основные группы:

1.    Коллективы производственных отраслей: промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства, грузового транспорта, по обслуживанию производства, материально-технического снабжения и т.д.

2.    Коллективы непроизводственных отраслей: здравоохранения, социального обеспечения, народногообразования, культуры, науки и научного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и связи, по обслуживанию населения, аппарата государственно-административных органов, органов управления, кооперативных, акционерных и общественных организаций, кредитования и страхования, и т. д.  
 
Существует несколько точек зрения на классификацию трудовых организаций. Наиболее распространенной является следующая:

—    Трудовые организации на базе кооперативной, акционерной собственности.

—     Коллективы, в основе которых лежит общенародная, государственная собственность.

—    Коллективы, занятые трудом в частном секторе.

—    Трудовые коллективы совместных предприятий с иностранными фирмами.

—    Трудовые организации, использующие имущество профсоюзных и других общественных организаций.

—    Коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях.

Источник: Ядов В.А Социология в России, М., 1998

 

  1. Социология управления

В широком смысле слова  под социальным управлением понимается управление всеми и любыми общественными  процессами, в узком смысле —  управление процессами и явлениями  социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"