Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

2 Методы социологии

Социология как наука  использует ряд методов:

Источник информации 1Документальный

2 Внешние проявления социальных явлений

 3Человек                                                                        4Социальный опыт 

5Организованная группа                        Методы                                                            1Анализ документов, контент-анализ.

2   Наблюдение

3Опрос (анкета, интервью)

4Экспертный опрос                                              5Эксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

• вводная часть (введение в проблему),

• основная часть (вопросы по проблеме),

• заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[9].

6. Контент-ана́лиз -  метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

7. кейс-метод-техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

2Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей:Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает  функции  его  отдельных  частей;  она  сходна  с   анатомией.

Динамика  выводит  общие  законы  эволюции  общества.  По  Конту,   общество проходит  в  своем  развитии  три  стадии,  связанные  с  прогрессом  «типов познания»:

        . примитивные общества – теологическое  познание;

        . феодальное общество – метафизическое  познание;

        . индустриальное общество – «позитивное», т.е., научное познание.

    Эволюция  общества заключается в  том,  что  оно  становится  все   более

сложным, дифференцированным, специализированным.

 

4.С точки зрения  Г. Спенсера, социальная эволюция — прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов прежде всего политических. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности индивидов, и наоборот. В процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей, изменяются многие функции общества.

В теории эволюции (в том числе социальной) Спенсер выделил следующие основные моменты: интеграция — переход от простого к сложному;дифференциация — переход от однородного к разнородному; возрастание порядка— переход от неопределенного к определенному.

Согласно взглядам Г. Спенсера на проблему стабильности общества социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов людей и социальных институтов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции выводил преимущества, наибольшую приспособленность «дифференцированного» (то есть разделенного на классы общества) общества

 

 

 

 

 

 

 

 

3Теория социального развития. Социальная революция

Динамика социального  развития, по Марксу, обусловлена постоянно  возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными  силами, с одной стороны, и производственными  отношениями – с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в  конфликте с надстройкой и  различными формами осознания этого  базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они  не могут не развиваться. Для него это развитие тождественно самой  жизни: “...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя (курсив мой. – А. Г.), развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразованием и ростом этих производи-тельных сил” [9, 406].

Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа  производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию и смене. Одновременно этот процесс выражается в разного рода коллизиях и конфликтах среди остальных компонентов социальной системы: в обострении классовой, политической, идейной борьбы и т. д. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция. Но и после социальной революции элементы прежних формаций продолжают частично сохраняться в качестве постепенно отмирающих пережитков.Для Конта “нормальное” социальное развитие предполагает преемственность, опору на традицию, отсутствие резких скачков и сдвигов. Для Маркса, наоборот, “нормальное” социальное развитие – это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. По Конту, фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, изменяется, в сущности, лишь социальная оболочка; развитие происходит как бы согласно французской поговорке “Чем больше меняется, тем больше остается самим собой”. У Маркса, наоборот, общество непрерывно изменяется в самой своей основе, а неизменность характеризует лишь внешний, надстроечный слой социальной системы, который отстает от глубинных, основополагающих изменений.

 

 

 

 

7.Дюркгейм. По его представлениям классическая социология есть наука осоциальных фактах, т. е. идеях, нормах, ценностях, вырабатываемыхколлективным сознанием людей.

Социальные факты существуют вне  индивида и обладают по отношению  к нему принудительной силой. Социальные факты необходимо рассматривать как вещи. Они проявляются объединенными действиями индивидов на основе коллективного сознания последних. Следовательно, социальное превосходит индивидуальное, отсюда требование подчинения индивидуального коллективному.

Коллективное сознание, по Дюркгейму, формирует определенные образцы  поведения индивидов, их нормы и  ценности и т. д., которые существуют объективно в качестве социальных фактов. Признание объективности социальных фактов позволило ученому сделать  вывод о том, что общество есть та область действительности, где  действуют свои особые законы, независимые  от сознания и воли отдельных индивидов. По Дюркгейму, классическая социология занимает центральное место в  общественных науках. Ее задача — не только исследовать социальные факты, но и вооружить другие общественные науки методом и теорией, на которых  могут быть основаны исследования в  различных областях социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.M. Вебер называет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха;ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха,аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим.

М. Вебер был убежден, что рационализация социального действия — это путь прогрессивного развития исторического процесса. Для рационализации общемировой цивилизации, полагал он, необходимо рационализировать способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления и образ жизни людей. Все это должно сопровождаться возрастанием социальной роли науки, которая представляет собой чистое воплощение принципа рациональности.Капитализм, по М. Веберу, есть практическая реализация рациональности во всех сферах общественной жизни. Наиболее полно она воплощается в бюрократии как основном элементе управляющих структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59.Методы сбора социологической информации

Наблюдение. По степени формализо-ванности различают неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.

Если наблюдение проводится вне  научного учреждения, оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

Работа с документальными источниками. По степени персонификации документы  делятся на личные и безличные. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы. По источнику информации документы разделяют на первичные (составляются на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (составляются на базе первичных документов).

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой.

Опросы: интервью и анкетные опросы Интервью – проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью: 1) свободное –  беседа без строгой детализации  вопросов; 2) формализованное – предполагает детальную разработку плана беседы; 3) фокусированное (клиническое) – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный  опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Различают открытые опросы, когда  респонденты высказываются в  свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе все  варианты ответов предусмотрены  заранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Социально-исторический детерминизм.

Выделение функциональных подсистем  поставило вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм - это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего мира находятся в самых различных связях и отношениях друг с другом.

Однако в вопросе о  том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономической подсистеме (экономический  детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и технологий. Сторонники культурного детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических  или генетических характеристик  людей.

Если подойти к обществу с позиций исследования закономерностей  взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может  быть названа теорией социально-исторического  детерминизма. Социально-исторический детерминизм - один из основных принципов  социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь  и взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной  духовной и материальной деятельности. Человек - не только объект, но и субъект  социального действия.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"