Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности. Это  понятие разработал и ввел в научный  оборот М. Вебер для обозначения  действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее  поведение других людей.

 

Сущность общественной жизни  кроется в практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов  и форм взаимодействия и отношений  с другими людьми. Поэтому, в какой  бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя их достижении различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения  не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные пути и способы ее осуществления.

Главная особенность  социально-исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы - это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Макросоциологические теории.

Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог ТолкоттПарсонс (1902 — 1979 г.г.). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнять четыре функции:

1 адаптацию (приспособление к окружающей среде);

2 целедостижение (постановка и достижение целей);

3 интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);

4 латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

В обществе эти функции  выполняют следующие структурные  элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).

По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.

Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится  в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс  социального изменения можно  представить как “подвижное равновесие”.

В противовес структурно-функциональному  подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.

Теория социальных конфликтов. Яркими представителями конфликтологического направления являются Ральф Дарендорф и Льюис Козер.

Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) — немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем:

1 каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

2 в каждом обществе есть несогласие и конфликт;

3  каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям

4  каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы).

Он верил в возможность  снижения уровня социальной напряженности  и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования  конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах.

Льюис Козер (р. в 1913 г.) — американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, основной тезис которой заключается в следующем:

  стабильность социальной  системы не исключает, а напротив, предполагает борьбу интересов  и столкновений.

Козер считал, что конфликт неотъемлемая черта социальных отношений. Он выполняет в обществе такие позитивные функции, как:

1 интеграция социальной системы;

2  поддержание солидарности внутри группы;

3 укрепление межличностных отношений;

4  эмоциональная разрядка напряженности.

Конфликт играет важную роль в обновлении общества: порождает  новые социальные нормы и институты, стимулирует экономический и  технологический прогресс.

 

 

 

 

 

 

можно выделить начальную  или раннюю социализацию, охватывающую период детства и юности, и продолжительную  или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

символами, важными из которых  являются язык жестов и речь. Символы  регулируют поведение людей, являются необходимыми атрибутами социализации.

Бихевиори́зм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.

13.Микросоциологические теории.

Теория социального обмена. Один из авторов данной теории Джордж Хоманс (1910 - 1989 г.г.) — американский социолог и психолог. Центральная категория социологии Дж.Хоманса — категория социального действия. В своем подходе он предложил принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных действий. Хоманс считал, что социальное действие выступает как процесс обмена, участники которого минимизируя свои затраты пытаются извлечь максимальную выгоду. Он выдвинул пять гипотез для объяснения социального действия:

1  гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”);

2 гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение используется в сходных ситуациях;

3 гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия;

4 гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще происходит вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);

5 гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез  ученый пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.

Символический интеракционизм Автором этой теории является американский философ, социолог и социальный мыслитель — Джордж Герберт Мид. Он разработал основные принципы этого социологического направления. Главные направления данной концепции заключается в следующем:

1 люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным предметам (вещам);

2 символические значения — есть продукт социального взаимодействия;

3 возникновение и изменение символических объектов происходит посредством их переопределения и интерпритаций.

Главная идея состоит в  том, что взаимодействие — интеракция — всегда опосредованно различными

 

 

24,27теории  развития личности

К. Маркс один из первых создал концепцию личности. В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Социальное положение  индивидов прямо связано с  характером и содержанием труда  и условиями его жизни итд

В структуре личности З. Фрейд  выделил три основных психических  компонента - «Оно» (Подсознание), «Я»( Сознание) и «Сверх Я»( среда обитания нравственных чувств.), лежащие в сферах бессознательного и сознательного.

Теория «зеркального Я»  Дж. Мид и Ч. Кули. Личность ими рассматривалась как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Социальное зеркало - это мнение других людей о поведении, способностях и возможностях человека. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я":

1) наше восприятие того, как мы смотрим на других;

2) наше восприятие их  мнения по поводу того, как  мы смотрим;

3) наши чувства по поводу  этого мнения

Ролевая теория личности Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает  её социальное поведение двумя основными  понятиями: «социальный статус»  и «социальная роль».

Социальный статус - это  положение индивида или группы в  социальной системе, система его  социальных функций и вытекающих из них определенных прав и обязанностей.

Социальная роль - это  совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток  систематизации ролей была предпринята  Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

- эмоциональной - одни  роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

- способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

- масштабом - часть ролей  сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

- нормализацией - действие  в строго установленных правилах, либо произвольно;

- мотивацией - на личную  прибыль, на общее благо.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют ещё основными жизненными циклами. Это детство, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершённости процесса социализации,


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"