Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Хотя все последствия информационного  взрыва пока еще неизвестны, можно  быть уверенным в одном: перемены будут настолько обширны, что  трансформируется даже наше восприятие самих себя и жизни.

 

Источник: Волков ЮГ., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.  В.И. Добренькова. М., 1998.

 

 

  1. Социальные изменения и движения

 

Движение социальное - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. Подобно проявлениям коллективного поведения, социальные движения часто возникают в периоды быстрых социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает брешь в наших привычных и упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведением и социальным движением есть очень важное отличие. Коллективное поведение характеризуется спонтанностью и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойственна значительная степень внутреннего порядка и целенаправленности. Именно этот организационный потенциал позволяет социальным движениям бросить вызов официальным институтам. Поэтому социологи рассматривают социальное движение как более или менее настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения или, напротив, не допустить введения изменений.

Центральной в концепции социального  движения является идея о том, что  люди активно вмешиваются в процесс  социальных изменений. Вместо того чтобы  пассивно подчиняться потоку жизни  или принимать удары судьбы, они  пытаются изменить ход истории. Что не менее важно, они предпринимают совместные действия. Индивиды действуют совместно сознательно, с чувством участия в важном общем деле. Можно сказать, что социальные движения – это двигатели, с помощью которых люди пытаются оказывать коллективное воздействие на ход происходящих в обществе событий посредством формальной организации (см. гл. 4). Поэтому неудивительно, что о социальных движениях написаны исторические книги – рассказы о великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и изменениях, которые влекут за собой революции. Христианство, крестовые походы, Реформация, Французская революция 1789 г. и Октябрьская революция в России 1917 г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм и фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества.

Историк Крейн Бринтон  в своем классическом труде “Анатомия  революции” (The Anatomy of Revolution) пишет: “Без идей нет революции”. С тем же успехом он мог бы сказать: “Без идей нет социального движения”. Набор идей – идеология – имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обосновывает его действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий . Следовательно, идеология выполняет роль некоего связующего звена, соединяющего людей в их “служении” общей идее, тем самым укрепляя солидарность. Идеология не только связывает между собой изолированных и разъединенных во всех иных отношениях индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым она подготавливает их к самопожертвованию во имя движения – к тому, чтобы отдать свою жизнь за “истинного Бога”, “новую нацию” или “революцию”.

Социальные движения различаются по своим идеологическим принципам или, точнее, по целям, которые ставят перед участниками социальных движений их идеологии. Некоторые движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, а некоторые пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы ценностей. Революционные движения стремятся к полной отмене существующей системы ценностей.

Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения сопротивления – это социальные движения, имеющие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения – организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, однако религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже “не за горами” и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

Источник: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.    В.И. Добренькова. М., 1998. 

 

  1. Предмет и функции социологии политики

Социология политики – специальная отрасль социологии, которая занимается изучением взаимоотношений  людей в политической сфере, с  такими политическими институтами как государство, партии, общественные движения.

Сущностная основа политической жизни – это вопрос о власти. Социология политики возможна лишь в  демократическом обществе, так как  она вырабатывает критерий приемлемости политических решений, формирует идеологию гражданских прав и свобод, исследует механизмы власти, отвечает на вопрос, как возникает тот или иной порядок.

Политический рынок  – это особая форма обмена, что  давно осознали на Западе, где существует специальная управление политическим субъектом при помощи информации о своих действиях и намерениях, формирование образа политика.

Политическая культура – это механизм, обеспечивающий регуляцию поведения и политической деятельности индивида.

В целом к политике и политическому процессу существует три подхода:

1. Структурно-функциональный (Т. Парсонс,Р. Мертон) определяет  политический процесс как совокупное  функционирование всей политической  системы и ее элементов. Дисфункция  политической системы ведет к  кризису и возникает новый, более адаптированный вариант.

2. Конфликтный подход (Л. Козер, Р. Дарендорф) характеризует  политический процесс как борьбу, которая ведет либо к победе, либо к поражению определенных  сил, причем часто борьба ведется  с помощью политической игры.

3. Поведенческая модель (И. Мерриам, Г. Лассуэлл) говорит, что политические процессы – поведение людей для овладения властью и использованию ее в своих интересах.

Политический процесс  имеет как бы двухслойную структуру: он состоит из официальных актов  и действий и неофициальных взаимодействий, которые ведут к рычагам власти.

Под словом политика понимают искусство и науку управлять  государством, государственные дела.

Структура политической системы состоит из политических отношений, политических организаций (государство, партии), политических норм и политической культуры.

Главный элемент политической системы – государство, через  него осуществляется управление обществом, оно издает законы, взымает налоги, имеет аппарат принуждения, устраняет  опасные социальные конфликты.

Формы государств различны: монархия, где верховная власть принадлежит  одному лицу – королю, царю, князю, и  передается по наследству и республика.

Важное значение имеет  так же политический порядок или  режим, то есть условия функционирования политической системы в целом, политический климат или в более узком понимании – методы властвования. Оценивать политический режим можно в зависимости от объема политических прав и свобод и от метода властвования. Существует два метода властвования: принуждение, основанное на силе, и убеждение; им соответствуют два политических режима – тоталитарный и демократический, промежуточным является авторитарный.

Для тоталитаризма характерны абсолютная власть государства над  обществом – в экономике, политике, идеологии, массовое массированное внушение через средства информации, аморальность и презрение к людям. Гражданское общество отсутствует. Тоталитаризм держится не законами, а указаниями и инструкциями.

Демократия возможна лишь при наличии развитого гражданского общества. Гражданское общество – это граждане как феномены, имеющие свои собственные задачи, никак не связанные с государством. То есть, гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Но гражданское общество имеет и другой смысл – оно трактуется и как идеал демократического общества (в экономике это рынок, в идеологии – плюрализм мнений), который все стремятся достигнуть. В целом государство противостоит со своим бюрократическим аппаратом гражданскому обществу. Именно государство должно определяться гражданским обществом, а не наоборот. В развитых западных странах гражданское общество – это независимые от государства индивиды, связанные сетью всевозможных организаций, клубов, коммун, объединений. Если государственные структуры расположены по вертикали, то структуры гражданского общества – по горизонтали.

Особенности демократии – в верховенстве закона, перед  которым все равны, в принципе плюрализма, гласности, существовании  правового государства. Там царит  многопартийность или двухпартийная система власти, обязательно наличие оппозиции.

Как правило, при демократии есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная, между  ними действует система сдержек  и противовесов, по которой ни одна из трех ветвей власти не должна усиливаться в противовес другой. Сущность принципа разделения властей состоит в том, что законодательной власти предоставляется право разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет. Исполнительная власть обычно формируется законодательными органами и подотчетна им. Формально у нее подчиненное положение, но на деле она самостоятельна. Третья – судебная власть независима от законодательной и исполнительной и стоит на страже закона.

Чаще всего демократический  режим существует в виде республики – парламентской, президентской или смешанной

Гласность – одна из важных составляющих демократии. На Западе в  связи с этим велика роль социологических  опросов, исследование общественного  мнения, формирования определенного  облика политика.

Авторитаризм – промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Как правило, представительные органы при нем сохраняются, реже он бывает в форме хунты или военной диктатуры одного лица. При авторитаризме ограничены права людей в политике, над ними довлеет идеологический прессинг, но в экономике иногда допускается свобода рыночных отношений и предпринимательства. Принуждение имеет ограниченный характер, так как репрессируются только активные противники режима. Бывают случаи функционирования многопартийности, но она носит формальный характер, вся полнота власти у одной, ведущей партии.

Важной сферой действия политики является не только внутренняя, но и внешняя политика, суть которой  в обеспечении национальной безопасности и территориальной целостности  государства.

Источник: Афанасьев В .Г. Общество: системность, познание и управление. -М., 1982.

 

 

  1. Социология экономики как отрасль социальной науки.

Термин "экономическая  социология" в России вошел в  активный научный оборот лишь в 90-е  гг. - в период активного переоформления междисциплинарных границ и утверждения новых исследовательских направлений. Одним из таких направлений и явилась экономическая социология. Сегодня происходит ее активная институционализация. Создаются кафедры экономической социологии в ведущих вузах34, работают специализированные Советы и крупные исследовательские подразделения. Открываются постоянные рубрики "Экономическая социология" в академических журналах35. Наблюдается возрастающий интерес к экономико-социологическим методам в среде не только социологов, но и профессиональных экономистов. Учебный курс "Экономическая социология" вводится в качестве одного из основных элементов гуманитарного цикла в учебные программы вузов36.

Запоздалое появление  термина "экономическая социология" не означает, что таковой в советской России не существовало вовсе, и нужно обустраиваться на голом месте. Экономическая социология в СССР, выступая под другими именами, все же имела определенный оперативный простор. Многие ее черты были определены существенным влиянием марксистской политэкономии и марксизма в целом. В методологическом плане это означало опору на следующие предпосылки:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"