Шпаргалка по "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Файлы: 1 файл

Основные категории в курсе.docx

— 848.69 Кб (Скачать файл)

Поставщик и потребитель мат. потока в общем случае предст. собой 2 микрологистические системы, связ. так называемым лог. каналом, или иначе — каналом распред-я. Лог. канал — это частично упорядоченное множество различных посредников, осущ. доведение мат. потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество явл. частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных уч-ков процесса продвижения мат. потока от поставщика к потребителю. После этого лог. канал преобразуется в лог. Цепь. На ур-не макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макролог-их систем. В зависимости от вида макролог-ой системы каналы распределения имеют различное строение. В лог-их системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распред-я происходит выбор формы товародвижения — транзитной или складской. При выборе лог. цепи — выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира. При этом могут исп-ся различные м-ды экспертных оценок, методы исслед-ния операция.Возможность выбора лог. канала явл. существенным резервом повышения эффективности лог. процессов.

  1. Системы DRP как варианты «тянущих» систем

Для каналов прод-ия продукции разработаны сис-ы управления потоками DRP I и DRP II, которые хар-ся высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим в режиме реального времени: а) обеспечить рег-ие и контроль состояния запасов; б) согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных производственных служб.

Системы DPR – это распространение логистики построения MRP в каналы дистрибуции готовой продукции. Основной инструмент лог-го менеджмента в DPR системах представляет собой график, который позволяет координировать весь процесс поставок и пополнения запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Этот график формируется для каждой выделенной единицы хранения и каждого звена лог-ой сети, связанного с формированием запасов в дистрибутивном канале. В системах DPR II комплексно решаются вопросы управления производственной программой, складскими мощностями, персоналом, качеством процесса перевозки и лог-го сервиса.

DRP (планирование  потребностей в распределении) координирует  спрос, предложение и ресурсы между подразделениями одной или нескольких компаний.

В цепи поставок может быть два и более уровней производственных и/или дистрибуторских подразделений. Эти подразделения могут находиться в различной зависимости друг от друга; важным моментом является то, что одно подразделение может поставить продукцию другому подразделению.

Рис. 1.18. Система DRP I

Например, компания производит товары на территории одного подразделения, а продает их с отдельного склада продаж.

Рис. 1.19. Система DRP II

Системы управления распределением, основанные на схеме DRP, позволяют фирмам получить определенные преимущества в маркетинге и логистике. Маркетинговые преимущества DRP-систем включают: улучшение уровня сервиса за счет сокращения времени доставки готовой продукции и удовлетворения ожиданий потребителей; улучшение продвижения новых товаров на рынок; способность предвидеть и предупреждать маркетинговые решения продвигать готовую продукцию с низкими уровнями запасов; улучшая координация управления запасами готовой продукции с другими функциями фирмы; исключительная возможность удовлетворять требования потребителей за счет сервиса, связанного с координацией управления запасами товаров.

Среди лог-их преимуществ DRP-систем можно отметить: снижение лог-их издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции за счет координации поставок; снижение уровней запасов за счет точного определения размера и места поставок; сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов; уменьшение транспортной составляющей лог-их издержек за счет эффективной обратной связи по заказам; улучшение координации между логистическими функциями в дистрибьюции и производстве.

В то же время в DRP-системы существуют определенные ограничения и недостатки. Во-первых, система DRP требует точного и координированного прогноза отправок и пополнения для каждого центра и канала распределения готовой продукции в лог-ой сети. В идеальном случае система не поддерживает в лог-их каналах лишние запасы, но это зависит от точности прогнозирования. Для избегания возможных ошибок в распределительных центрах приходится держать страховые запасы. Возможны три источника ошибок: ошибки в самом методе прогнозирования, неправильный прогноз спроса и неправильная дислокация складов (или размера запасов), ошибки в прогнозе времени изменения спроса.

Во-вторых, планирование запасов в DRP-системах требует высокой надежности совершения лог-их циклов между распределительными центрами и другими звеньями. Неопределенность любого цикла (заказа, транспортировки, производства) снижает эффективность решений, принимаемых в системе DRP.

В-третьих, интегрированное планирование распределения вызывает частые изменения в производственном задании, от чего производственные подразделения фирмы «лихорадит», а это приводит к колебаниям в использовании производственных мощностей, неопределенности в затратах на производство, срывам доставки готовой продукции потребителям. Эти недостатки обычно устраняются путем увеличения страховых запасов товаров в дистрибутивной сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность материальных запасов.

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая мат. запасы.

Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки. Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля убирается в начале осени. Потоки же этого клубнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где - то должен накапливаться запас.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине). Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается рядом издержек административного характера. Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов: — произвести заказанный товар; — закупить заказанный товар; — выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса.Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности произв-ых процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

 

  31.Классификация запасов.

Главная цель создания запаса — обеспечение потребления. Запасы делят:

По видам ТМЦ: сырье и материалы; НЗП; ГП. По месту нахождения. Производственный запас - для использования в процессе производства, должен обеспечивать бесперебойность производ процесса. Производ запас учитывается в натуральных, условно-натур и стоимостных измерителях. К нему относятся неиспользованные и не подвергнутые переработке предметы труда. Товарный запас находится у организаций-изготовителей на складах готовой продукции.

Запасы в каналах сферы обращения разбиваются: на запас в пути; запас на предприятиях торговли.

По назначению:

Текущий запас обеспечивает непрерывность процесса потребления между двумя поставками. Его размер постоянно меняется. Текущий запас: разница между общим уровнем запаса на складе и уровнем страхового запаса, который предназначен для обслуж-я потребления при возможных отклонениях от предусмотр условий поставки или потребления. Его состав постоянно обновляется за счет новых поставок. Страховой запас: для непрерыв обесп-я потребления при появлении возможных обстоятельств: отклонений в период-ти и размере партий поставок от запланиров; изменений интенс-и потребления; задержки поставок в пути. Страховой запас изм-ся в натур единицах, единицах объема, длины, массы, днях обеспечения потребности.В результате потребления к моменту получения поставки запас может находиться на уровне, отличном от страхового. Для обозначения такого уровня запаса используют понятие  резервного. Общий запас = сумме страховой и текущей составляющих запаса. Наличный запас - остаток запаса на определенный момент времени. Наличный запас соответствует уровню запаса, физически находящемуся на складе. Располагаемый запас позволяет учитывать запас, заказанный, но пока не поставленный на склад. Объем располагаем запаса = объему наличного запаса + заказанное, по пока не поставленное на склад количество товарно-материальных ценностей.По виду потребности: Сезонный запас образуется при сезонном ха-ре пр-ва, потребления или транспортировки продукции. Резервный–VIP запас подгот-я для обесп-ния вып-ния заказов конкретных клиентов. Малоподвижный запас: целях поддержания потребности, имеющей невыраженный характер. Неликвидный запас — длительно неиспользуемый запас. Запас, потребность в котором отсутствует.По способу планирования: запасы на начало периода; на конец периода; нормальный; неизрасходованный. Уровень запаса, соответствующий планируемому, называется нормальным.Запас, который остался на складе на определенный момент времени, - неизрасходованный запас. По цели : Стратегический создается государством, включает запасы продовольствия, топлива, товаров, а также запас сырья в неразработанных месторождениях. Цель— обеспечение экономической безопасности в критических ситуациях. Рекламный подготавливается для поддержания временного роста спроса и дальнейшего обеспечения потребности в продукции на более высоком уровне.Спекулятивный создается в целях защиты от возможного повышения цен. Подготовительный выделяется из запаса сырья и материалов при необходимости их дополнительной подготовки перед использованием в производстве (н-р, сушка леса, вылеживание сыпучих материалов после транспортировки в целях приобретения необходимой плотности и др.).

32. Метод поставки «точно в  срок», как способ сокращения  запасов.

Идея: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочной линии - конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. именно в тот момент, когда в них есть потребность, что исключает излишние запасы, Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:минимальными запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;короткими (логистическими) циклами;небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения (поставок);взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;эффективной информационной поддержкой;высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Метод «Точно в срок», получил наибольшее распространение в США и странах Западной Европы. Касается только последнего звена логистической цепи, т. е. склада готовой продукции. Все другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения непосредственно от очередного, находящегося ближе к концу звена логистической цепи. Практика показывает, что для эффективного внедрения стратегии «Точно в срок» необходимо изменение способа мышления целого коллектива, занимающегося вопросами производства и сбыта. Традиционный стереотип мышления типа «чем больше, тем лучше» должен быть заменен схемой «чем меньше, тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использовании производственных мощностей, продолжительности производственного цикла или о величине партии продукции.

 

 

 

33 .Виды потребности в запасе.

1.  По  группе товарно–материальных ценностей (ТМЦ) потребности делятся на производственные и в готовой продукции. Производственной потребности в качестве исходной информации используются планы производства и планы по работам, обеспечивающим производство. Общая потребность от цели: потребность на выполнение плана производства и продаж; потребность на капитальное строительство; потребность  на внедрение новой техники; потребность на ремонтно-эксплуатационные нужды; потребность на изготовление технологической оснастки и инструментов; потребность на прирост незавершенного производства. При работе с запасом готовой продукции общая потребность не внутренними факторами организации, а внешними, прежде всего рыночными факторами.

2. По  сумме учитываемых ТМЦ выделяют общую и чистую потребность. Общая потребность определяется по нормах расхода или по прогнозным данным. Общая на любом этапе движения материального потока может быть скорректирована на объем имеющихся наличных запасов, которые могут быть использованы для покрытия планируемого или прогнозируемого спроса. Скорректированная величина даст чистую потребность в ТМЦ.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистика"