Шпаргалка по "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Файлы: 1 файл

Основные категории в курсе.docx

— 848.69 Кб (Скачать файл)

 

6.Цели, задачи и содержание закупочной логистики. Закупка товаров — важная функция в производственно-эконом. системе любого уровня. Каждая организация осуществляет закупки материальных ресурсов для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Функции закупок или материально-технического снабжения явл. традиционными для организаций и достаточно хорошо изучены. Внедрение логистики в практику МТС позволяет достичь следующих целей: -осущ-ия функций закупки (мат-технич.снабжения) с мин-ми осн и оборотн средствами; - снижения тек-их издержек снабжения и себестоимости продукции в целом; - исключения простоев в производстве из-за недостатка мат-ых ресурсов; -создания условий для успешного решения маркет-ых задач предприятия.

Задачи: -закупка мат-ых ресурсов в таком ассортименте, который отвечает требованиям произв-ва, обесп-ет эффективное их потребление, исключает необоснованные отходы и потери;

- безусловное выполнение требований  произв-ых подразделений к качеству закупаемых мат-ых ресурсов;

- обеспечение поставок мат-ых ресурсов в полном объеме в соответствии с выявленной потребностью производства в них;

- достижение строгой согласованности  сроков закупки мат-ых ресурсов со сроками запуска их в производство;

- определение  наиболее рациональных партий  закупки мат-ых ресурсов; - обеспечение доставки грузов наиболее экономичн-ым способом в нужное место и своевременной их разгрузки;

- осуществление  строгого входного контроля кол-ва и кач-ва поступающих в организацию мат-ых ресурсов; - соверш-ие документооборота по линии мат-технич.снабжения.

Для решения этих задач необходимо, чтобы в организации производились следующие операции: - классификация мат-ых ресурсов, потребляемых организацией; - анализ эффектив-ности потребления мат-ых ресурсов, выявление резервов их экономии; - расчет потребности организации в мат-ых ресурсах с учетом оптимизации их потребления; - анализ факт-ой обеспеченности организации мат-ми ресурсами;

- определение  необ-го объема закупки мат-ых ресурсов на плановый период; - расчет оптим.объемов закупки мат-ых ресурсов; - выбор каналов закупки мат-ых ресурсов; - разработка оперативных планов закупок;

- разработка  оптимальных схем доставки мат-ых ресурсов в организацию; - входной контроль мат-ых потоков;

- организация  оперативного учета наличия, закупки  и расхода мат-ых ресурсов

 

7. Определение общего объема входящего материального потока

Объем входящего МП – кол-во матер ресурсов, которое должно быть закуплено и поставлено в организацию за определенный период времени (год, квартал).

Общая величина мат-го потока может быть представлена одним числом и выражена в денежном измерителе, но для практического использования в логистике такой показатель малопригоден, поскольку он не позволяет определить трудоемкость переработки грузов. Проблему решает использование условных физических единиц, например, с помощью переводных коэффициентов для различных групп материальных ресурсов можно рассчитать общую величину грузопотока в тоннах. Наряду с общей величиной материального потока специалистов по логистике интересуют материальные потоки по отдельным видам материалов, которые выражаются в различных физических единицах (т, л, м3).

Показатели, характеризующие величину входящего материального потока, можно определить на основе баланса материально-технического обеспечения предприятия.

Величина входящего мат-го потока организации определяется ее потребностью в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности. И хотя потребность в мат-ах приближается по величине к объему закупки, она обычно с ним не совпадает. Это объясняется тем, что для бесперебойности движения мат-ых потоков требуется создание запасов во всех звеньях товаропроводящей сети.

В сфере закупки формируются так называемые производственные запасы. По запасам устанавливаются два показателя: переходящий запас на конец планового периода и ожидаемые остатки на начало этого периода. Переходящий запас устанавливается на уровне нормы, рассчитанной на плановый период. Он включается в левую часть баланса и рассматривается как показатель потребности в материале на создание производственного запаса. В правую (ресурсную) часть баланса включается другой показатель по запасам, который отражает прогнозируемую величину запаса на начало планового периода. Включение показателей по запасам в различные части мат-го баланса позволяет выявлять их изменение в течение планового периода. Если запасы растут, то плановый объем закупки увеличивается, а если снижаются, то размер закупки уменьшается. Его уменьшению способствует выявление организацией внутренних резервов экономии материалов.

 

 

8.Планирование материальных потоков в разрезе поставщиков.

Решение о выборе поставщика предполагает несколько этапов.

1ый этап — выбор альтернативы: организовать собственный выпуск материальных ресурсов, необходимых для основного производства, или же закупать их у др.предприятий-производителей. Это так называемая задача «МОВ» (сделать или купить). Она актуальна в отношении полуфабрикатов, деталей, узлов и изделий, которые изготавливаются на других предприятиях и поставляются в порядке кооперации. Но в ряде случаев выгоднее самим заготавливать или добывать сырье и материалы. Решения по данной проблеме следует соотносить с принципом «закупать как можно больше на стороне, производить у себя только наиболее существенные компоненты».

2ой этап — выбор формы поставок (снабжения). Поставки могут быть транзитными или складскими. Транзитные поставки подразумевают закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей, а складские — у посреднических торговых организаций с их баз и складов. Таким образом, на данном этапе решается вопрос о поставщике — будет ли им само предприятие-изготовитель или его посредник в лице оптовой либо розничной торговой организации.

На первый взгляд, более экономичной, и, следовательно, предпочтительной должна быть транзитная форма поставок. Ее удельный вес в общем объеме закупки материальных ресурсов на большинстве предприятий преобладает, достигая нередко 80 %. Однако опыт показывает, что производство выигрывает, если существенно выше доля складских поставок.

На практике применяются различные методы выбора формы поставок. Безусловно, предпочтительнее те, которые базируются на сравнении затрат. Общая сумма затрат при обеих формах поставок Zскл(транз) определяется по формуле

где  Zопл — затраты на оплату закупаемых материальных ресурсов; Zтр.заг— транспортно-заготовительные расходы;  Zусл— оплата услуг посреднических организаций; Zзап — издержки, связанные с иммобилизацией средств в запасы; Zхран — издержки по хранению материалов на складах;

Zкап.вл — затраты, связанные с капитальными вложениями в товаропроводящую сеть;  Zпроч — прочие затраты.

Подсчитать указанные затраты по каждому материалу, в частности, распределение затрат по хранению материалов, размещаемых на универсальных складах, достаточно сложно. Требует усилий и приведение к единому знаменателю текущих затрат и капитальных вложений. Более простым и распространенным является метод выбора формы поставок путем сравнения объемов закупок с существующими транзитными нормами отгрузки, которые увязываются с грузоподъемностью транспортных средств. Данный метод сложился еще в условиях административной экономики, он не требует особых вычислений, ограничиваясь следующим положением:

 складская форма поставок,

 транзитная форма поставок.

Это означает, что если годовой объем закупки ( ) меньше одной транзитной нормы (Нтранз), то потребитель налаживает связи с близко расположенной торговой организацией и закупает материалы небольшими партиями. Если годовой объем закупки достигает четырех транзитных норм и более, то предпочтение отдается транзитной форме поставок, а связи устанавливаются непосредственно с изготовителем, который организует поставку мат-ых ресурсов без посредников, крупными партиями, обычно по железной дороге.

При решении вопроса о выборе формы поставки в закупочной логистике следует обращать внимание на проблему подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению. Дело в том, что производственный ассортимент сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий не в полной мере отвечает потребительскому ассортименту. Получая материальные ресурсы стандартных размеров, предприятие-потребитель выкраивает или нарезает множество различных заготовок, необходимых ему для конкретного производства.

3ий этап — анализ потенциальных поставщиков с целью выбора наиболее выгодного. По предполагаемым транзитным поставкам изучают предприятия-изготовители, по складским — оптовые и розничные торговые предприятия. Задача логистиков на данном этапе — определить, кто из поставщиков способен обеспечить своевременную поставку качественной продукции, причем сделать это с минимальными затратами и потерями для потребителя.

Содержание работы по выбору лучшего поставщика может существенно различаться в зависимости от того, являются ли закупаемые материалы основными или вспомогательными для потребителя. Наиболее кропотливая работа проводится при выборе поставщиков основных материалов, закупаемых в больших объемах, а вспомогательные материалы, как правило, находят в расположенных поблизости мелкооптовых или даже розничных магазинах, что позволяет свести к минимуму затраты времени.

 

 

9. Определение параметров партий поставок

Принимая решение по срокам и партиям поставки, необходимо учитывать, что в условиях подрастающей конкуренции поставщиков повышается значимости показателя своевременного обслуживания покупателей, он стал одним из главных условий выигрыша о борьбе за получение заказа. Это повышает вероятность реализации планов покупателя по срокам и размерам партий закупок. Последние зависят от а) общего объема закупки за определенный период, б) интенсивности, потребления материальных ресурсов в этом периоде. Производственные процессы предполагают как, равномерное, так и неравномерное потребление материальных ресурсов. При равномерном потреблении величина партий закупок  увязывается с показателем среднесуточного потребления материальных ресурсов следующим образом: , где Пзак - величина партии за-купки, натуральное измерение; tзак -интервал закупки, дней;  Рзак - среднесуточное потребление материл, натуральное измерение. Исходя из этой зависимости, можно определить сроки закупки по формуле:

Следовательно, при решении вопросов о партиях и сроках закупок определяющей значение имеет размер партии (в частности, партии закупки увязывается с грузоподъемностью транспортных средств или транзитными нормами отгрузки), а на его основе можно рассчитать интервал закупки. Если покупателю  требуется установить дни прибытия грузов, то необходимая партия закупки рассчитываемая на основе интервалов.

В целом движение материального потока от поставщика до мест потребления можно регламентировать следующими параметрами:

  • общий объем закупки;-партия закупки;-интервал закупки;-партия отпуска материала в пр-во;-интервал отпуска. При этом  надо иметь в виду, что общий объем закупки определяется совокупностью партий за весь период, а отпуск матер ресурсов производственн подразделениями зависит от объема и интенсивности их потребления, а также грузоподъемности внутризаводского транспорта.

Размеры партий и сроков закупок мат-ых ресурсов зависят от того, какая модель управления произв-ми запасами- с постоянным размером заказа или постоянного уровня- используется на предприятии.

Осн внешн факторами, способными существенно повлиять на величину (а, следовательно, и сроки) партий закупок материальных ресурсов являются:

  • мин-ые нормы отгрузки продукции поставщиками; заказные нормы; транзитные нормы отгрузки; грузоподъемность транспортных средств; состав комплекта.

На перечисленные показатели покупатель обычно не может оказать существенного влияния, в связи с чем, определяя величину партии закупки, он приспосабливается к имеющимся ограничениям.

Минимальные нормы отгрузки устанавливают поставщики, а они заинтересованы в увеличении норм, так как отгружать продукцию крупными партиями легче и выгоднее, чем мелкими. Заказная норма - это минимальное количество одного наименования продукции, которое изготовитель принимает от одного заказчика. Ее устанавливают изготовители продукции. Заказные нормы способствуют формированию более стабильной производственной программы.Особую актуальность они приобретают для организаций, практикующих переналадку оборудования при производстве различных типосорторазмеров продукции, например прокатных станов при производстве металлопродукции. Изготовители устанавливают заказные нормы еще и потому, что не всегда в состоянии справиться с разнообразными  заказами покупателей, нередко прибегающих к системе «точно в срок».

Транзитная норма отгрузки – это минимальное количество продукции, принимаемое транспортной организацией к перевозке в один адрес. Данный показатель касается, прежде всего, железнодорожного транспорта. Его применение способствует более полному использованию грузоподъемности транспортных средств. Транспортные организации, стремясь заинтересовать клиентов в увеличении партий перевозимых грузов, прибегают к дифференциации тарифов. Например, перевозка груза за один раз в количестве, равном грузоподъемности вагона, обойдется покупателю значительно дешевле, чем перевозка за несколько раз в контейнерах. транзитные нормы в максимальной степени увязываются с грузоподъемностью транспортных средств.

 

 

10.Значение транспорта в экономике и содержание транспортной логистики

Транспорт — это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров. Транспортная логистика(ТЛ) основывается на оптимальном сопряжении экономических интересов отправителя, генерирующего мат-ые потоки, получателя и комплекса транспортно-технических систем, объединяющего магистральный и производственный транспорт.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистика"