Шпаргалка по "Логистика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка

Описание работы

Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Файлы: 1 файл

Основные категории в курсе.docx

— 848.69 Кб (Скачать файл)
  1. Основные категории в курсе «логистика»

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).

Логистическая функция — это укрупненная группа лог-их операций, направленных на реализацию целей лог-ой системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную совокупность действий.

К осн логистическим функциям относят управление ходом выполнения производственных заказов, упр-е запасами, упр-е распределением продукции.

Материальный поток (МП) — это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных лог-их операций. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Выделяют следующие типы МП:

- Внешний материальный  поток — это поток, который протекает во внешней по отношению к данной лог-ой системе среде.

-Внутренний материальный поток — это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной лог-ой системе.

- Входящий материальный  поток — это внешний поток, входящий в данную логистическую систему. - Выходящий материальный поток — это выходящий во внешнюю среду поток из данной лог-ой системы.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

• наименование материальных ресурсов;

• количество материальных ресурсов;

• начальная точка (выбор поставщика);

• конечная точка (выбор потребителя);

• время (срок выполнения заказа).

Логистическая операция — это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку.

Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

 

 

  1. Этапы развития логистики

В настоящее время выделяют три этапа развития логистики.

  1. Дологистический;
  2. Период классической логистики;
  3. Неологистика.

Представим характеристику каждого этапа в виде табл. 1.1.

     Таблица 1.1 Этапы развития логистики

Этап

Характеристика

1. Дологистический (до 60-х годов ХХ  в.)

1.Управление материальным распределением  носило фрагментарный характер.

2.Транспорт, складское хозяйство  и материальное распределение  считались не связанными между  собой сферами деятельности.

2. Классическая логистика (60-е –  нач.80-х годов)

1.Взаимосвязь складирования и  транспортировки.

2. Логистические системы  рассматривались как «закрытые».

3.Неологистика (с середины 80-х годов)

1.Интеграция всех звеньев материалопроводящей  цепи.

2.Использование положений  теории компромиссов.

3. Построение управления  материальными потоками по принципу  «одного зонтика». Логистическая  система становится открытой и работает на максимизацию прибыли всего предприятия.


 

Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

Итак, в период развития классической логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии.

Неологистический этап развития логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

Здесь к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

 

 

  1. Фундаментальные концепции управления как теоретическая база логистики

Определения л-ки опираются на сово-сть концепций управления, таких как концепции общих затрат, компромиссов, всеобщего управления качеством, цепочки ценностей, предотвращения подоптимизации, финансовых обменов.

В соответствии с концепцией общих затрат  все затраты на пр-во и распред-е пр-ции рассм-ся как осущ-ляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня кач-ва товаров и обслуживания потребителей. Под воздействием одних факторов произ-ва и распределения продукции затраты могут увел-ся, а под воздействием других — уменьшаться или оставаться на прежнем уровне. Задача заключается в нахождении такого варианта, при котором общие затраты окажутся наименьшими.

Концепция компромиссов состоит в примирении конфликтных целей, позволяющем добиваться наиболее эффективного распределения ресурсов в лог-ой системе. Применяется на неск.уровнях управления лог-ой системой, где возникают осн виды компромиссов: межфункцион (закупки—производство—распределение), межоперационные (складирование—перевозки), межвидовые (связанные с использованием различных видов транспорта, каналов распределения), межтиповые (использ-е собственн или привлеченн вида транспорта для доставки ГП).

Концепция всеобщего управления качеством (TQM) предполагает участие всех работников предприятия в решении задачи повышения качества на всех стадиях производства и распределения продукции. Ее реализация позволяет достичь долговр-го успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и на основе выгоды как каждого работника предприятия, так и общества в целом.

Концепция цепочки ценностей осн-ся на том, что кажд предпр-е — это часть цепочки ценностей, начинающейсяся от периодической таблицы элементов и завершающейся превращением изделия в пыль или через повторную переработку отслуживших продуктов труда возвращающейся к истоку нового цикла цепочки ценностей. Согласно этой концепции деятельность предприятия можно разделить на 2 вида — технол-ую и эконом-ю, через взаимодействие к-рых достигается коммерческий результат. Например, использ-е высококачеств продукта и более дорогого сырья способно снизить ст-сть послепродажного обслуживания изделия.

Концепция предотвращения подоптимизации исходит из того, что соверш-ние отд функции за счет нахождения оптим.варианта взаимодействия с др.функциями д.обеспечить повышение эфф-сти функц-ния всей лог-ой с-мы. Н-р, низкие тарифы на перевозку скоропортящихся грузов сами по себе, без увеличения скорости доставки не могут уберечь от значительных потерь. Возросшие затраты на перевозку товаров вынудили фирмы активно использовать информационные технологии для контроля за запасами товаров с целью сокращения их объема.

Концепция финансовых обменов осн-ся на том, что замена одних операций другими в процессе создания и распределения продукции отражается увеличением 1ых затрат и уменьшением 2ых. Критерием замены д.выступать сокращение совок.затрат. Н-р,экономия времени, получаемая при использовании авиационного транспорта, который обеспечивает быструю доставку груза, может сочетаться со значительными затратами времени на оформление заказа, в то время как использ-е автомобильн транспорта, намного более экономичного с т.зр. обработки заказа, обеспечивает относительн экономию общих издержек.

 

4.Функциональная взаимосвязь логистики и маркетинга. Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, т.е. отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Логистическая интеграция позволяет осуществить поставку требуемого товара в нужное место в нужное время с минимальными затратами. Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения, при эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения являются основным предметом изучения не маркетинга, а логистики. Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя. Логистика же в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроводящим цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Наиболее существенные отличия между маркетингом и логистикой представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики

Сравниваемые характеристики

Маркетинг

Логистика

1

2

3

Объект исследования

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.

Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках

Предмет исследования

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг .

Оптимизация процессов управления материальными потоками

Методы исследования

Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам 

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.

Итоговые результаты

Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. 

Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.


 

 

 

 

 

 

5.Общенаучные  методы и подходы, используемые в логистике.

Совр методология л-ки баз-ся на м-дах системн анализа, комплексн и кибернетическом подходах, программно-целевом методе, м-де исслед-я операций, прогностике. Примен-е этих м-дов позволяет создавать лог-ие с-мы упр-я, прогнозир-ть и контр-ть матнр и инф потоки, разрабатывать с-мы логист обслуж-я.

Сист-ый анализ позволяет разрабатывать комплексы моделей, кот.хар-ют решаемую проблему с разных сторон. Осн-ми в системном анализе явл.: -метод «дерева» целей;  -метод сценариев; -метод Дельфи; -матричный метод. Системный анализ тесно связан с комплексным подходом, точнее, они не могут реализовываться друг без друга. Комплексный подход позволяет рассм-ать и анализировать лог-ие системы всесторонне и их проявления, в динамике, под воздействием внутренних внешних факторов. Программно-целевой метод исп-ся как стратегия и тактика лог-го упр-я на различных уровнях иерархии систем. Он эффективен в решении научно-технологических, экономических, соц-ых, экол-их и задач. Метод предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реал-ся метод через комплексные программы, сост-ые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов ее осуществления.

Кибернетический подход - означает выявление прямых и обратных связей между ее элементами, которые при этом выступают в качестве «черных ящиков». Кибернетика — наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, возникшая в 1948г. Характерные особенности: информационное представление систем; управление только динамическими системами подвергающейся воздействию изменчивой внешней и внутренней среды; исп-ие вероятностных методов в изучении поведения этих систем; построение моделей систем, с заданной степенью точности отражающих процессы, происходящие в реальной системе; оптимизация лог-их систем управления. Задачи, связанные с поиском наилучшего решения на основе оценки эффект-ти функционирования управляемой лог-ой системы, явл-ся предметом метода исследования операций. Он позволяет моделировать будущие действия исследуемой лог-ой системы с использованием разнообразного математического аппарата: теории вероятностей, матем-ой статистики, теории игр, математического программирования. Методика прогнозирования лог-их систем предполагает использование математического моделирования в сочетании с методами экстраполяции и экспертной оценки. При этом решаются задачи по выявлению основных тенденций изменения во времени прогностических показателей эффективности и определяющих их факторов, а также по вероятностному предсказанию их значений на прогнозный период.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистика"