Антикризисное управление малым бизнесом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Известно, что всякое управление построено на предвидении. Предвидение может быть различным. Оно различается по горизонтам (ближнее будущее и дальнее, ограниченное временем или имеет неопределенный временной промежуток), по форме (план, программа, предсказание, прогноз), по источникам (интуиция, научный анализ, аналогия, обобщенный опыт).
Возможность предвидения становится наиболее важной в условиях усложнения производства, роста его масштабов, ускорения научно-технического развития, изменения социально-психологических и экономических условий деятельности человека.
Одним из видов предвидения является стратегия. Повышенный интерес к разработке стратегии и опирающемуся на нее управлению наблюдается в мире в начале семидесятых годов. Именно тогда произошли кардинальные изменения в производстве и экономике. Эти годы характеризуют появление нераспознаваемых, иногда неожиданных явлений в социально-экономической среде предприятий, фирм и корпораций.

Содержание работы

Глава 1. Стратегии антикризисного управления
Роль стратегии в антикризисном управлении
Разработка стратегии антикризисного управления организацией
Тактика реализации стратегии антикризисного управления
Глава 2. Антикризисные инновации
Понятие антикризисных инноваций
Внешняя среда антикризисного управления
Процессные антикризисные инновации
Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов Инновации в управлении персоналом
Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками)
Продуктовые инновации
Аллокационные инновации
Глава 3. Технологии антикризисного управления
Понятие технологии антикризисного управления
Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
Морфологический анализ проблем
Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
Заключение

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление малым бизнесом.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Планы и проекты арбитражного антикризисного управляющего должны содержать  в себе обоснование маркетинговыми и технологическими факторами деятельности. Они должны отвечать на вопросы: как и к какому времени изменится рыночная стоимость предприятия (а значит, и выручка от его продажи), если будет принят данный план или проект. Тогда кредиторы в зависимости от своих предпочтений между покрытием большей доли их долгов через большее время или получением меньшей, но более быстрой компенсации смогут сами решить, какой из вариантов финансового оздоровления предприятия (содержащий продолжение или начало инвестиционных проектов либо нет) для них более предпочтителен.

Если собрание кредиторов выберет вариант с реализацией  тех или иных инвестиционных проектов на базе инноваций, то очень вероятно, что от них можно будет добиться и выделения небольшого дополнительного  финансирования (в виде банковских или товарных кредитов) принятых проектов, а также льготной реструктуризации имеющихся долгов предприятия.

Поверив в хорошо обоснованные инвестиционные проекты, они могут  предпочесть рискнуть еще некоторыми средствами, чем ничего практически  не получить от продажи предприятия. В Восточной Германии была практика продажи предприятий-банкротов за символическую цену в одну марку. Фактически эта цена могла быть и отрицательной, если компенсировалась дополнительными льготами государства для покупателей таких фирм. 

Отношения с местной  властью определяют возможность  и эффективность осуществления социальных функций антикризисного управления – оставить предприятие в числе действующих, сохранить максимально возможное количество рабочих мест, сделав продолжение такой политики выгодной и для новых владельцев предприятия. Это соответствует интересам местной власти. Отношения с ней необходимо строить на основе взаимодействия, получения поддержки в развитии предприятия как действующего.

С позиций местной  власти нежелательно увеличение безработицы при банкротстве предприятия. Поэтому местная власть может способствовать получению налоговых льгот на срок санации предприятия.

Инвестиционные проекты  санации могут быть также привлекательными для местной власти, и она может  содействовать получению целевых инвестиционных кредитов в банке и налоговых льгот по местным налогам.

Кроме того, местные власти могут полностью или частично гарантировать поддержку инновационных проектов.

При разработке антикризисных  инновационных проектов следует  также оценить и проверить возможность получения муниципального заказа на выпускаемую или осваиваемую продукцию или услугу.

Вообще антикризисному управляющему может в дальнейшем понадобиться политическая поддержка местной власти. Ведь антикризисное управление вообще всегда осуществляется в определенной политической атмосфере и не может быть абсолютно независимым от нее.

 

Процессные  антикризисные инновации

 

Процессными инновациями в санации предприятий  являются те новшества, которые вводятся в процессы управления и организации производства и способны привести к скорейшим результатам в финансовом оздоровлении фирмы.

Такими процессными  инновациями являются усовершенствования,  не затрагивающие выпускаемого предприятием продукта. Кроме того, это и инновации, не требующие стартовых инвестиций и времени для их реализации. Инновации, вносимые в технологические процессы, не отвечают таким критериям.

Процессные антикризисные  инновации включают мероприятия  по экономии постоянных (условно-постоянных, т.е. не зависящих или слабо зависящих, в пределах данного объема выпуска продукции и продаж, зависящих от объема выпуска продукции) операционных расходов предприятия; неотложные новшества в управлении персоналом фирмы; нововведения в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками).

 

Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных)

операционных  расходов

 

Такие нововведения важны  потому, что от уровня постоянных или  условно-постоянных расходов в наибольшей степени зависит прибыль предприятия и остающиеся у него на счетах средства.

Состав постоянных издержек предприятия включает: арендные платы, налог с имущества, амортизацию  собственных основных фондов, плату  за поддержание в силе патентов и лицензий, заработную плату административно-управленческого персонала и пр. Постоянные издержки в условиях банкротства предприятия должны быть предметом сокращения в первую очередь.

Особого внимания заслуживает  анализ возможностей сокращения административно-управленческих расходов. На сравнительно крупных и ранее финансово благополучных предприятиях именно они бывают завышенными.

Наиболее тонкая проблема по уменьшению постоянных расходов предприятия – это проблема нефункционирующих активов и издержек по их содержанию.

Некоторые активы фирмы  и издержки по их эксплуатации или оплате могут быть ошибочно отнесены к категории тех, которые следует сократить. В действительности же такие активы, как это может выясниться при анализе целесообразности освоения новых продуктов, могут оказаться необходимыми для освоения новых видов продукта или новых инноваций. Такие активы и расходы ни в коем случае не должны быть объектом сокращения. Это очень важно и для персонала, который обслуживает эти активы и сам по себе является нематериальным активом предприятия (опыт, знания, творческий потенциал и пр.).

Первоочередная необходимость  экономить на постоянных издержках  возникает, как правило, на предприятиях, специализирующихся на выпуске наукоемких высокотехнологичных товаров и  услуг.

Таким образом, основными  направлениями экономии постоянных издержек предприятия и при его санации являются следующие:

  • экономия на аренде избыточных активов;
  • экономия на покупке в собственность предприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя некоторое время;
  • продажа активов, которые являются нефункционирующими (избыточными) и которые могут быть либо проданы, либо сданы в аренду до возникновения в них потребности (например, при освоении нового продукта);
  • экономия на административно-управленческом и вспомогательном персонале;
  • экономия на производственном персонале, задействованном исключительно на выпуске невыгодного, устаревшего продукта;
  • экономия при непродлении платежей по поддержанию прав собственности на нематериальные активы типа патентов, лицензий, разнообразных льгот и т.д., экономия на оплате услуг консультантов и юристов;
  • экономия на отчислениях в резервные фонды, страхующие различные риски.

 

Инновации в управлении персоналом

 

При разработке инноваций  в области антикризисного управления персоналом внимание обращается в первую очередь на следующие факторы:

1. Анализ и диагностика  общей системы трудовых отношений  с работниками предприятия. Он включает определение необходимости, возможности и полезности разделения всего персонала на группы работников, которых следует сохранить в штатах организации и которых можно было бы перевести на заключение контрактов трудового подряда при наличии конкретного объема работ и возможностей их оплаты. Здесь предполагается, что это не просто сдельная оплата работы, а оплата конкретного вклада в реализацию финального продукта.

Для части персонала  возможен также и перевод на договоры не трудового, предпринимательского подряда. В этом случае работники, заключившие такой договор, будут выступать в качестве контрагентов предприятия, действующих как индивидуальные предприниматели. Такая организация взаимоотношений может оказаться взаимовыгодной как для предприятия, так и для некоторых его работников. В этом случае предприятие может совершенно законным образом экономить на налогах и сборах в связи с выплачиваемой зарплатой, а работник, выступая в качестве предпринимателя, будет вправе уменьшать свой налогооблагаемый доход на сумму расходов, обусловивших возможность его получения, например, заверенных актов по амортизации предметов, которые могут квалифицироваться как основные фонды и инвентарь, необходимые для выполнения заданий полученных от предприятия. Предприятие-наниматель документально подтверждает данные расходы.

Работник, уже получающий значительные и подпадающие под  прогрессивное налогообложение суммы, сможет избегнуть увеличения заявляемых трудовых доходов, ведущих к повышенным ставкам налогообложения.

Переход на предпринимательские подряды может оказаться привлекательным в отношениях с работниками, чьи услуги:

- подразумевают высококвалифицированный  труд, постоянную оплату которого  посредством назначения выполняющим  его лицам адекватных окладов предприятие не способно выдержать;

- ответственны и чреваты  для фирмы в случае их некачественного  исполнения прямым или косвенным ущербом (упущенная выгода);

- требуются предприятию  эпизодически, например, юрисконсульты,  экономисты-аналитики, технические консультанты и пр.

При диагностике трудовых отношений следует проверить также, стоит ли перезаключать срочные трудовые контракты с ключевыми работниками – носителями коммерческого и технологического ноу-хау фирмы. Они относятся к высокооплачиваемым работникам. В обычных условиях это ценный, хорошо подобранный и обученный персонал. Но при угрозе банкротства часто приходится жертвовать и перспективными интересами фирмы. Все зависит от стратегии антикризисного управления.

2. Пересмотр трудовых  отношений с носителями технологического и коммерческого ноу-хау фирмы зависит от перспектив развития предприятия. Если это работники, являющиеся носителями ноу-хау в областях, критически важных для ближайших перспектив предприятия, то можно перейти на систему отношений, предусматривающих меньшую долю в оплате их труда высокой тарифно-окладной части, но взамен гораздо большую долю для них премий в форме участия в прибылях или продажах продукции и услуг на основе использования соответствующего ноу-хау. Таким образом предприятие может избавиться от части непосильного бремени постоянных трудовых издержек, заменив их на гибкие и имеющие место позже выплаты в случае коммерческого успеха применения рассматриваемого ноу-хау.

Полезным может быть и проверка того, по-прежнему ли все, с кем до сих пор существовали срочные и предусматривающие высокие оклады трудовые контракты, относятся к категории носителей ключевого для предприятия ноу-хау. При этом для финансово-кризисного предприятия главным критерием "отсева" соответствующих кандидатур должен быть критерий: является ли этот ноу-хау конкурентным преимуществом, значимым для ближайших перспектив на получение дополнительных доходов либо для поддержания уровня уже получаемой выручки.

В тех случаях, когда  с носителями ноу-хау на настоящий  момент не заключено срочных трудовых контрактов, такие контракты должны быть заключены. В них следует предусмотреть непосредственную договорную ответственность носителей ноу-хау за передачу его третьим лицам или за использование в собственных интересах. Право на использование, патентование ноу-хау передаются работодателю.

Перевод максимальной части  персонала из категории оплачиваемых повременно в категорию оплачиваемых сдельно-прогрессивно или сдельно-премиально направлен на уменьшение той части издержек предприятия, которая при повременной оплате труда не зависит от объема выпуска и продаж готовой продукции и связана со следующими обстоятельствами:

- сдельно-прогрессивная  система оплаты труда представляет  собой систему, в основу которой закладываются содержащиеся в действующем общероссийском тарифно-квалификационном справочнике расценки за выполнение работ определенного уровня сложности регулярно аттестуемыми работниками определенной уровня квалификации (разряда), при этом выполнение задаваемых работодателем норм выработки в более короткие сроки, чем те, на которые рассчитаны указанные нормы, стимулируется пропорциональным увеличением оплаты труда из основного фонда заработной платы, что гарантируется наличием в условиях оплаты труда простого положения о пропорциональном увеличении используемых в этих случаях расценок;

- сдельно-премиальная  система отличается от описанной  выше системы тем, что перевыполнение  норм выработки стимулируется  не увеличением расценок, гарантированно оплачиваемых из основного фонда заработной платы, а возникновением премиальных обязательств фирмы, которые, однако, могут быть выполнены только при объявлении ею прибылей (в счет оплат из прибылей);

- сдельно-прогрессивная  система оплаты труда должна  быть завязана на конечный  результат, т.е. на выпуск годной, а не бракованной продукции;

- с учетом не столько  объема выпуска, сколько объема  продаж как сдельно-прогрессивная, так и сдельно-премиальные системы оплаты труда способны  в нарушение трудового распорядка уменьшить постоянные издержки фирмы лишь при условии внедрения на ней системы контроля качества, которая позволяла бы выявлять текущий брак и учитывать это в заработной плате.

Внедрение прогрессивных  и быстродействующих приемов  повышения эффективности труда  той части персонала, чья заработная плата остается элементом постоянных расходов, предполагает, что:

- необходимо резкое  повышение трудовой дисциплины  и санкций за ее нарушение;  при этом рекомендуется вводить  правила, которые предусматривали бы различные подробно дифференцированные и достаточно чувствительные наказания за нарушения трудового распорядка;

- в качестве меры, профилактически  повышающей мотивацию к инициативному и добросовестному труду административно-управленческого персонала среднего и нижнего уровня, а также вспомогательного технического персонала можно было бы практиковать отправление подобного рода работников, потребность в чьих услугах на ближайшее время отсутствует, в оплачиваемые на уровне минимальной заработной платы внеочередные отпуска в связи с временной избыточностью их рабочих мест;

Информация о работе Антикризисное управление малым бизнесом