Антикризисное управление малым бизнесом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Известно, что всякое управление построено на предвидении. Предвидение может быть различным. Оно различается по горизонтам (ближнее будущее и дальнее, ограниченное временем или имеет неопределенный временной промежуток), по форме (план, программа, предсказание, прогноз), по источникам (интуиция, научный анализ, аналогия, обобщенный опыт).
Возможность предвидения становится наиболее важной в условиях усложнения производства, роста его масштабов, ускорения научно-технического развития, изменения социально-психологических и экономических условий деятельности человека.
Одним из видов предвидения является стратегия. Повышенный интерес к разработке стратегии и опирающемуся на нее управлению наблюдается в мире в начале семидесятых годов. Именно тогда произошли кардинальные изменения в производстве и экономике. Эти годы характеризуют появление нераспознаваемых, иногда неожиданных явлений в социально-экономической среде предприятий, фирм и корпораций.

Содержание работы

Глава 1. Стратегии антикризисного управления
Роль стратегии в антикризисном управлении
Разработка стратегии антикризисного управления организацией
Тактика реализации стратегии антикризисного управления
Глава 2. Антикризисные инновации
Понятие антикризисных инноваций
Внешняя среда антикризисного управления
Процессные антикризисные инновации
Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов Инновации в управлении персоналом
Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками)
Продуктовые инновации
Аллокационные инновации
Глава 3. Технологии антикризисного управления
Понятие технологии антикризисного управления
Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
Морфологический анализ проблем
Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
Заключение

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление малым бизнесом.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

- на этот и иные  небольшие по длительности периоды  рационально привлекать временно нанятых и исполняющих обязанности отправленных в отпуск работников;

- перевод работников  управления с тарифно-окладной  оплаты труда на оплату труда  преимущественно в виде премий, выплачиваемых из прибыли в зависимости от ее прироста.

 

Антикризисные инновации в организации работы

с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками)

 

Инновации в этой области  деятельности касаются с одной стороны  стратегии работы с партнерами по сделкам, а с другой – с организацией договорной работы предприятия.

В стратегии работы с  партнерами главным являются определение  надежных и ненадежных партнеров и переключение на работу с надежными.

Выявление надежных и  ненадежных партнеров сводится к определению их платежеспособности, дееспособности, нефиктивности. Эти характеристики должны проверяться как по заказчикам фирмы, так и по ее поставщикам.

Очень важно наладить постоянный мониторинг (наблюдение, отслеживание, систематический контроль) и анализ публикуемых финансовых отчетов тех поставщиков и заказчиков, которые по своей юридической форме являются открытыми акционерными обществами и обязаны публиковать годовые отчеты (прибыли, убытки, балансы и пр.). Если они, нарушая законы, не публикуют такие отчеты, то можно получить доступ к ним через суд.

Если партнеры по сделкам  не являются открытыми акционерными обществами и получить доступ к их финансовым отчетам невозможно, то могут быть рекомендованы следующие приемы быстрой косвенной оценки платежеспособности поставщиков и клиентов:

1. Просьба предоставить  банковские гарантии оплаты или  поручительств по поставке с  оплатой этих услуг стороной, обращающейся с просьбой.

2. Предложение перейти  на платежи по документарным  аккредитивам с открытием документарных активов в банке, обслуживающем клиента.

3. Проявление инициативы  по взаимному страхованию крупных  сделок в компаниях, страхующих  контрактные риски.

4. Информирование партнера  по сделкам о найме фирм-факторов  при заключении договора с банком о банковском факторинге.

Главное в этих приемах  заключается не в том, чтобы настоять на одном из указанных предложений (в итоге от них можно и отказаться), а в том, чтобы проверить реакцию  партнера по сделкам на эти предложения  и по ней сделать вывод о  предполагаемой степени платежеспособности партнера.

Какими могут быть реакции партнеров по сделкам  на подобные предложения?

Банковская гарантия оплаты заказа или поручительство могут  быть испрошены хотя бы на небольшую часть стоимости контракта. Если партнер по сделке – при условии компенсации ему стоимости гарантии – изъявит принципиальную готовность представить гарантию, то это является признаком его достаточной платежеспособности. Если же он сразу отреагирует резко отрицательно, то, наоборот, это может быть признаком его недостаточной платежеспособности. Гарантом не должен выступать банк, где партнер по сделке является крупным акционером или клиентом, нельзя также в качестве гаранта принимать дочернюю компанию партнера.

Аналогично и предложение  о переходе на платежи от сомнительного клиента документарным аккредитивам. Банк, обслуживающий партнера по сделке и знающий его текущее финансовое состояние, никогда не откроет документарного аккредитива, не возьмет на себя обязательств по платежам в отношении закупок ненадежного плательщика. Поэтому принципиальное отклонение партнером указанного предложения также может служить признаком его недостаточной платежеспособности.

Отказ от взаимного страхования  контрактных рисков также способен насторожить того, кто задумывается о платежеспособности партнера по крупной сделке, потому что любая специализирующаяся на этом виде услуг страховая компания неизбежно будет доступными ей гораздо более эффективными средствами исследовать платежеспособность страхователей.

"Угроза" открытого факторинга, т.е. предупреждение партнера о передаче третьему лицу права истребовать с него долг, требуя при этом компенсации просроченного платежа с учетом процентов и возмещения не только прямого, но и косвенного имущественного ущерба, может сразу "отпугнуть" неплатежеспособных или недобросовестных партнеров.

Если партнерами являются физические лица, то надо иметь оценочную  информацию о платежеспособности всего  целевого сегмента рынка, состоящего из физических лиц с определенными признаками их поведения на рынке.

Проверка дееспособности партнеров по сделкам проверяется  следующим образом:

1. Устанавливается правомочность  партнера по сделке в части  берущихся им на себя обязательств. Например, имеет ли он лицензию, на какой вид деятельности, и не просрочена ли она.

2. Выясняется, не рассматриваются  ли против партнера имущественные  иски в судах, какова опасность  отчуждения у партнера того  имущества, которое ему необходимо для выполнения своих обязательств.

3. Проверяется, надежны ли права  собственности партнера на имущество, имеющее ключевое значение для выполнения им контракта, надежность прав собственности, полученной возможно в результате незаконно проведенной приватизации.

4. Выясняется, не заложены ли  партнером имущественные объекты,  которые могут понадобиться ему для выполнения обязательств.

5. Устанавливается, не находится  ли партнер под опекой, не ограничена  ли его дееспособность по закону  или по каким-либо внутренним  или внешним условиям – уставом  акционерного общества, другими  контрактами, распределением полномочий в организации, необходимостью утверждения контракта собранием и пр.

6.  Определяется, не будут ли  использоваться партнером при  выполнении договора технологии, защищенные не принадлежащими  ему патентами на изобретения, не нарушаются ли им права промышленной и интеллектуальной собственности.

Дееспособность партнера в отношении  конкретной сделки может быть оценена  следующими прямыми и косвенными способами:

- требованием всех документов, подтверждающих дееспособность  партнера (действующую лицензию, устав предприятия, документы, подтверждающие полномочия ведущего переговоры, свидетельство о правах собственности и пр.);

- получение от партнера письменных  заверений в виде ответов на  письменные запросы в деловой переписке, специальной преамбулы в контракте и пр.;

- наведением справок в регистрационных  палатах по поводу выданных  государственных лицензий на  право ведения операций определенного  типа;

- обращением в судебные органы  по месту юридического адреса  партнера с запросом о принятых  судом исках к партнеру;

- проведением проверки патентной  чистоты предлагаемого продукта, проверки каталогов зарегистрированных  товарных знаков и авторских  прав;

- проверкой прав собственности  партнера на недвижимость в  соответствующих общедоступных региональных реестрах недвижимости;

- требованием от партнера предоставить  страховку титулов собственности на ключевое для контрактных отношений с ним имущество.

В современных условиях развития российской экономики большое значение имеет и проверка нефиктивности партнера. Здесь следует опасаться входить в деловые отношения с подставными фирмами-поставщиками, которые могут создаваться для прикрытия истинных получателей средств заказчика, к которым через трансферные сделки по завышенным ценам через необеспеченные ссуды они могут быть "перекачаны".

В целях получения мошеннических  доходов даже ради единичных, но крупных  сделок могут вновь создаваться  и после получения авансов  срочно ликвидироваться фиктивные  фирмы, в том числе и оформленные  на подставных лиц.

Фиктивные фирмы-поставщики могут быть даже не зарегистрированными, в буквальном смысле несуществующими. Однако в договорах с ними для перечисления средств (авансов или оплаты по факту поставки товара, качество которого выявляется позже) от заказчика могут быть указаны вполне реальные банковские счета третьих лиц.

Особенно опасна юридическая фиктивность партнера (поставщика) который является физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не несущим тогда полной материальной ответственности за прямой и косвенный ущерб от невыполнения своих обязательств. К этой же категории рисков взаимодействия с фиктивным партнером-индивидуалом относится и риск оформления им сделок на имя третьего лица по поддельным или похищенным документам.

При заключении контрактов может насторожить и то, что  вместо отношений с солидной и имеющей серьезную имущественную базу материнской фирмой предлагается заключить договор с ее дочерней структурой, которая такой имущественной базой не обладает, а солидной ответственности по договору материнская фирма не несет.

В наихудшем варианте такая ситуация может означать, что материнская фирма сознательно и экономически обоснованно переносит риски и ответственность по наиболее рискованным видам операций, особенно при освоении новых для себя видов деятельности или продукта, на специально создаваемые дочерние предприятия, но предусматривает свое участие в управлении этими операциями и в прибылях от них.

 

Продуктовые инновации

 

Продуктовые инновации  обычно считаются среднесрочными, т.е. по своей окупаемости и влиянию на финансовое оздоровление предприятия менее оперативными, чем процессные инновации, и более оперативными, т.е. успевающими дать отдачу, чем аллокационные инновации.

Финансово эффективные  продуктовые новшества уже в  состоянии реально и достаточно существенно повлиять на повышение курсовой стоимости акций или хотя бы на повышение расчетной величины обоснованной рыночной стоимости финансово-кризисного предприятия, предприятия-банкрота и его акций.

Продуктовые инновации  нацелены на переключение предприятия  с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет фирме как выйти в прибыльный режим работы с точки зрения соотношения  текущих затрат и результатов, так и повысить финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов.

Существуют различные  подходы к продуктовым инновациям: консервативный и радикальный.

Консервативный  подход к выбору новых более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем для финансово-кризисных фирм, ограниченных как в возможностях финансировать значительные стартовые инвестиции в новый бизнес, так и в сроке окупаемости этих инвестиций.

Консервативный подход к продуктовым инновациям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услуг или операций, которые бы опирались на:

- уже созданный технологический,  а также коммерческий задел  фирмы (закупочные и сбытовые связи);

- имеющиеся у предприятия  специальное технологическое оборудование  и оснастка, запасы материалов;

- ранее начатые фирмой  инвестиционные проекты.

Такой подход предполагает  как минимальные "барьеры по входу  на рынок нового продукта" (стартовые капиталовложения по освоению инноваций), так и низкие "барьеры по выходу с рынка прежнего продукта" фирмы (косвенные потери по недоокупленности прежних инвестиций, а также потери при транспортировке, складировании, консервации, реализации в виде лома и пр.).

Ограниченное в своих  финансовых возможностях предприятие  должно выбирать такие продуктовые  новшества, которые ему максимально "удобно" осваивать, минимизируя  потребность в дополнительных инвестициях, опираясь на имеющиеся  специальные материальные и нематериальные активы, а также стремясь к возможно более быстрой окупаемости резко ограниченных собственных средств, выделенных для инвестирования.

Этот подход может  быть достигнут при большом числе  консервативно выбранных продуктовых  инноваций.

Консервативный продуктовый  подход не является тождественным "оборонительной" инновационной стратегии. Большое количество незначительных коммерчески необходимых улучшений в продукте способно обеспечить "наступательность" инновационной стратегии. Кроме того, среди консервативных инноваций могут быть и радикальные.

Радикальный подход предполагает не только выбор предприятием нового продукта или услуги, но и выбор наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором будет выгодно работать предприятию.

При этом подходе фирма должна решать "на кого работать", кому что-либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться.

Под суммарной платежеспособностью  сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельных представителей выделяемой группы покупателей, а располагаемые всеми ими средства. Вполне возможно, что наиболее платежеспособным в сегменте рынка окажется не совокупность немногих по отдельности богатых потребителей (типа "новых русских"), а массовое множество объединенных общими свойствами по отдельности сравнительно бедных потенциальных покупателей некоего продукта или потребителя какой-либо услуги.

Информация о работе Антикризисное управление малым бизнесом