Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:02, реферат
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
•	Анализ существующей культуры
•	Разработка Корпоративного Кодекса
•	Определение форм и методов работы
•	Реализация проектов
•	Анализ изменений
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Корпоративная культура – это набор поддерживаемых организацией основополагающих ценностей и стандартов, убеждений, этических норм, верований и ожиданий, которые бездоказательно принимаются большинством сотрудников, задают людям ориентиры их деятельности и определяют способ объединения и согласованность действий управленческого звена, структурных единиц и отдельных сотрудников.
Ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры компании:
Основные этапы работы по формированию и развитию корпоративной культуры:
На этих этапах анализируются все структуры компании, выделяются ключевые «положительные» ценности и формы работы, которые есть сейчас и будут нужны в будущем, выявляются наиболее яркие «отрицательные» ценности. Определяются противоположные им «положительные» ценности, которые будут использоваться в будущем.
В Корпоративном Кодексе фиксируются ключевые точки, по которым в дальнейшем выстраивается корпоративная культура компании:
         
В 2009-2010 гг. государственная поддержка 
бизнеса, в том числе и малого, 
была объявлена одной из 
Именно в последнем критерии, определяющем численность работников, и заложена возможность обращения к принципам корпоративной культуры как к еще одному элементу системы управления организацией. Разумеется, если речь идет о микро предприятии, трудовой коллектив которого составляет 15 и менее человек, спектр работ по управлению корпоративной культурой достаточно ограничен, так как не большое число членов рабочей группы накладывает определенные особенности. Но в случае, когда число работников составляет 50-100 человек, уже может идти речь о полноценных работах по формированию и развитию корпоративной культуры.
           
По данным органов государствен
    Основной, даже 
уникальной чертой корпоративно
1. Этап подбора кадров: прием на работу сотрудников, жизненные установки которых соответствуют ключевым ценностям компании, за счет чего достигается высокая лояльность работников компании и более высокая отдача и эффективность трудовой деятельности.
2. Формирование команды: «команда» как группа людей, объединенных стремлением решить общую задачу, обладает куда большим потенциалом, чем «члены коллектива», которых связывает между собой только необходимость взаимодействовать в рамках выполнения трудовых функций. Командообразование является достаточно длительным по времени и сложным по своей сути процессом, который по возможности следует поручить организационному психологу-практику, но при невозможности передачи данного этапа на аутсорсинг возможно предпринять и ряд действий своими силами. Например, существует ряд известных методик качественных тренингов по командообразованию.
3. Обучение персонала: независимо от того, в какой отрасли работает компания, чем дольше она функционирует на рынке, тем больше знаний накапливается в активах компании. Грамотная корпоративная культура позволяет не утрачивать, а аккумулировать эти знания для последующего использования – создавать примеры решений рабочих задач, стандартные алгоритмы, используемые для ускорения рабочих процессов и т.д. Также обязательным на этом этапе является создание сводов корпоративных правил (этические, деловые нормы, являющиеся обязательными для всех сотрудников).
4. Постоянное использование 
5. Мониторинг состояния 
Компания, как и люди, работающие в ней, постоянно развивается, поэтому и корпоративная культура не может оставаться неизменной в течение долгого периода
времени. Однако попытки по ее изменению могут оказаться неудачными, если:
1. Внимание уделяется только мелочам, не затрагивая саму суть корпоративной культуры.
2. Предполагается изменение корпоративной культуры полностью и в сжатые сроки.
3. Не предпринимается никаких конкретных действий, а попытки ограничиваются исключительно озвучиванием новых ценностей.
         Если в компании 
не проводится планомерной реализации 
программы по укреплению корпоративной 
культуры, это не значит, что направление 
ее развития обязательно будет деструктивным. 
В качестве иллюстрации этого положения 
могут быть приведены результаты исследования 
уровня развития корпоративной культуры 
ООО «Юридическая фирма «Евразия». Компания 
работает на рынке уже 8 лет и по всем показателям 
относится к категории предприятий малого 
бизнеса. До недавнего времени в компании 
не была создана система управления корпоративной 
культурой, однако руководство компании 
с самого момента ее создания уделяло 
значительное внимание отдельным элементам 
корпоративной культуры. В рамках мониторинга 
корпоративной культуры по методике оценки 
индекса организационной культуры   
Тест «Уровень организационной культуры» 
(ОК).  Для более объективной оценки 
данный тест предлагается сотрудникам 
с пронумерованными по порядку вопросами, 
но без деления на секции (работа, коммуникации, 
управление, мотивация и мораль). 
     Для анализа результатов 
необходимо подсчитать общий балл. Для 
этого надо сложить показатели всех ответов, 
затем посчитать средний балл по секциям: 
работа, коммуникации, управление, мотивация 
и мораль.  
    Индекс организационной культуры 
(далее «ОК») определяется по общей сумме 
полученных баллов. Наибольшее количество 
баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели 
свидетельствуют о следующем уровне «ОК».  
261 – 290 - очень высокий  
175 – 260 - высокий  
115 – 174 - средний  
ниже 115 – имеющий тенденцию к деградации  
    Предлагаемые выше 29 суждений 
собраны в процессе опроса руководителей 
среднего и высшего звена управления. 
Все суждения достаточно значимы, поэтому 
показатель ниже 4 баллов по какому-то 
пункту свидетельствует о неблагополучном 
положении дел на этом направлении трудовой 
деятельности и в межличностном общении 
сотрудников. [4]  Благодаря тесту было выявлено, 
что степень ее развития можно охарактеризовать, 
как «высокую». В данном случае индекс 
составил 220,75 и 226,82 пункта, что является 
примером положительной динамики развития 
культуры. 
В целом социально-психологический климат компании можно оценить как достаточно здоровый и продуктивный, однако о коллективе нельзя сказать, что это – команда единомышленников, работающих совместно для достижения поставленной цели. Скорее, коллектив можно охарактеризовать как группу людей, ежедневно общающихся в рамках осуществления трудовых функций.
Исследования в рамках изучения корпоративной культуры
являются достаточно удобным и гибким инструментом – за счет небольшого
количества респондентов их можно провести в сжатые сроки, для обработки результатов не требуется сложное программное обеспечение. Наличие у руководства компании знаний об основах изучения и развития корпоративной культуры дает фирме дополнительное преимущество – постоянный мониторинг позволяет отслеживать тенденции развития культуры среди персонала и в соответствии с этим принимать определенные управленческие усилия. Затраты же на развитие корпоративной культуры являются незначительными по сравнению с тем эффектом, который она может принести компании.
Литература
1. Сальникова К.А. Управление корпоративной культурой в малом бизнесе./ Академический вестник № 5, 2011г.
2. Малое и среднее 
3. Федеральный закон Российской 
Федерации от 24.07.07 г. N 209-ФЗ "О развитии 
малого и среднего 
4. Опросник экспресс-диагностики корпоративной 
культуры [Электронный ресурс]. Точка доступа  
– http://www.corpculture.ru/
Информация о работе Управление корпоративной культурой в малом бизнесе