Управленческая и корпоративная культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Слово «культура» (от лат. cutiura) буквально означает возделывание, обрабатывание. Однако определений культуры имеется немало, в том числе и такое: воспитание, образование. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 4
II. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

1.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Название  темы: «Управленческая и корпоративная  культуры»

Оглавление

       

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «культура» (от лат. cutiura) буквально означает возделывание, обрабатывание. Однако определений культуры имеется немало, в том числе и такое: воспитание, образование. Можно говорить о культуре, как о “второй природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.

Для многих культура – это, прежде всего сфера духовной деятельности людей на протяжении всего  исторического развития человечества. Культура всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению  и предназначению.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель, как должностное лицо, обязан следить за распределением заданий. А так же за организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным выполнением приказов, повышением производительности труда и т. д. Так, управленческая культура, выступает элементом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей.

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Отношения  “начальник – подчинённый”, имеющие место  в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны  учёных, исследующих трудовые процессы.

Необходимость совершенствования организации  управленческого труда вызвала  появление различных терминов и  определений для обозначения  совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

 Новые условия  хозяйствования, повышение образовательного  уровня и зрелости менеджеров  дали мощный толчок развитию  управленческой культуры. Управленческие  службы не только коренным  образом изменили отношение  к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

В широком смысле термин «управленческая культура», употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Следовательно, управленческая культура – это единство управленческих знаний, чувств, ценностей, управленческих и организационных отношений на данном этапе управленческой деятельности.(1)

Механически формирование управленческой культуры состоит из:

- формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ;

- развитие управленческих  программ;

- мотивация  творческой деятельности в сфере  управления;

- утверждение уважения к общественным институтам, государству, законам, морали, праву;

- разработка и внедрение управленческих технологий, которые объединяют в целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность.

В современном мире управленческая культура формируется из трех типов культур:


 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Разные предприятия отличаются друг от друга не только культурой производства (совокупность нормативных требований к технико-экономическому уровню производства), но и культурой управления, цель которой состоит в том, чтобы создать для производства такую управляющую систему, которая позволила бы коллективу добиваться наиболее эффективных результатов в работе. Специалисты выделяют 3 уровня культуры управления и ее элементы:

 




 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем.

К основным функциям управленческой деятельности относят:

· информационно-аналитическую;

· мотивационно - целевую;

· планово-прогностическую;

· организационно-исполнительскую;

· контрольно-диагностическую;

· регулятивно - коррекционную.

Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования предприятия влияет способность всех членов управленческого  аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.(8)

Управленческая  культура руководителя представляет собой  самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием.

Наиболее важные нормы для руководителя:

1) юридические нормы — знание и выполнение юридических норм, отраженных в государственно-правовых нормативных актах;

2) моральные нормы — регулируют поведение в области нравственности и морали;

3) организационные нормы — подчинение структуре организации, учитывать состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; подчиняться правилам внутреннего распорядка и другим нормам организационного плана, принятым в организации;

4) экономические нормы — регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом  формируют управленческую культуру.(1)

Рассмотрим  поближе элементы культуры управления.

Личная культура руководителя, включает в себя:

- уровень квалификации;

- этическое воспитание;

- личную гигиену и внешний вид;

- форму обращения к подчиненным;

- рациональное распределение рабочего времени.

Рациональная  организация труда руководителя немыслима без четкого представления  о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает  на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

  1. работа с документами.

Сократить число  документов, следующих через кабинет  руководителя, помогает бездокументное общение:   

а) установление доверительных отношений между  руководителями различных подразделений, развитие бездокументных средств обмена информацией; 

б) работа с кадрами  и  решение социально - экономических  вопросов;

в)  решение  коммерческих вопросов;

г)  совещания, переговоры;

д)  непроизводительные затраты времени, не уточненное время. 

Руководителю в то же время  следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время (руководствуясь принципом «кто не умеет отдыхать, тот не умеет работать»);


  1. культура содержания рабочего места.

Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой",  и  с  этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле;  ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;

  1. культура проведения массовых мероприятий.

Это культура проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени.  Для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.;

  1. культура приема посетителей.

Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам;

  1. культура  в работе с письмами.

Сюда входит обязательная регистрация писем, определение  сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо;

  1. культура речи.

     7) Подбор и расстановку кадров:

а. прежде  всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника, а также место работника и должностное ограничение в структуре организации;

б. продолжением  процесса  подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.);

в. далее следует процесс  отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.

На сегодняшний  день собеседование является особо  важным и распространённым элементом  отбора, так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно  себя проявить. В свою очередь, опытные интервьюирующие, зная как себя вести и какие вопросы задать, отбирают именно тех кандидатов, которые наиболее соответствуют их требованиям. Последним этапом является процесс введения или адаптации нового работника.


       Существует несколько классификаций стилей руководства. Именно в стиле руководства находят своё отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации.

      «Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал».

- авторитарный  (директивный) стиль связан с чрезмерным преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоначалию. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчиненным, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения. Эффективность такого стиля весьма низка при наличии большого коллектива квалифицированных сотрудников, и может применяться только к ограниченному контингенту работников нетворческого психологического типа;

- либеральный  стиль характеризуется  тем, что  руководитель старается не вмешиваться в работу своих подчиненных, не требует ответственности за невыполнение задач исполнителями, пускает работу на самотек, не желая принимать на себя ответственность. Иногда этот стиль называют попустительским;

- демократический  стиль характеризуется партнерскими отношениями в коллективе, привлечением подчиненных к обсуждению и подготовке решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы подчиненных при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчинённым.


       Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации.

Информация о работе Управленческая и корпоративная культуры