Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:57, курсовая работа
Важнейшее место в маркетинговых исследованиях наряду с изучением рынка и механизмов работы коммерческих фирм принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения.
Покупательское поведение никогда не бывает простым. И, тем не менее, разобраться в нем – исключительно важная задача для руководства службой маркетинга в рамках концепции маркетинга.
Введение 4
1 Исследование покупательского поведения 6
1.1 Необходимость изучения поведения потребителя 6
1.2 Покупательское поведение и возможность его прогнозирования 7
1.3 Принципы изучения потребительского поведения 8
1.4 Определение потребности клиента 9
1.5 Моделирование потребительского поведения 11
1.6 Факторы, влияющие на поведение потребителей 18
1.7 Типы покупательского поведения 24
1.8 Экономический подход к формированию модели поведения 25
1.9 Психологический подход к формированию модели поведения 26
1.10 Социологический подход к формированию модели поведения 27
2 Обувь как предмет потребления 29
2.1Общая характеристика обувных товаров 29
2.2Требования, предъявляемые потребителем к обуви 29
3 Исследование потребительских предпочтений к обуви среди населения
города Благовещенска 32
Заключение 46
Библиографический список 47
Приложение А. Анкета 49
Приложение Б. Социологическая карта 53
Федеральное агентство по образованию РФ
АМУРСТКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
на тему: Анализ требований потребителя к товару как элемент покупательского
поведения
по дисциплине Маркетинг
Исполнитель
студент группы 232
Руководитель
доцент
Нормоконтроль
доцент
РЕФЕРАТ
Работа 53с., 21 рисунок, 1 таблица, 20 источников, 1 приложение.
Потребительский рынок, покупательское поведение, потребитель, покупатель, потребность, мотив, восприятие, покупка
Объектом исследования является обувь как предмет, пользующийся постоянным спросом среди населения. Цель работы - исследования потребителей, изучение процесса принятия решения о покупке, реакции на покупку, факторов, определяющих их поведение, выявление наиболее предпочитаемых мест покупки обуви, изучение мнения потребителей о магазине «Монарх». В результате проведенного исследования потребители оценили состояние современной обуви как удовлетворительное.
1 Исследование покупательского поведения 6
1.1 Необходимость изучения поведения потребителя 6
1.2 Покупательское поведение и возможность его прогнозирования 7
1.3 Принципы изучения потребительского поведения 8
1.4 Определение потребности клиента
1.5 Моделирование потребительского поведения 11
1.6 Факторы, влияющие на поведение потребителей 18
1.7 Типы покупательского поведения
1.8 Экономический подход к формированию модели поведения 25
1.9 Психологический подход к формированию модели поведения 26
1.10 Социологический подход к формированию модели поведения 27
2 Обувь как предмет
потребления
2.1Общая характеристика обувных товаров
2.2Требования, предъявляемые потребителем к обуви 29
3 Исследование потребительских предпочтений к обуви среди населения
города Благовещенска
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Анкета
Приложение Б. Социологическая
карта
Важнейшее место в
маркетинговых исследованиях
Покупательское поведение никогда не бывает простым. И, тем не менее, разобраться в нем – исключительно важная задача для руководства службой маркетинга в рамках концепции маркетинга.
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда – либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает. И все эти труды в итоге дают положительный результат.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т. п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно по этому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей.
Цель исследования потребителей – изучение процесса принятия решения о покупке, реакции на покупку, факторов, определяющих их поведение – должна соответствовать основному принципу маркетинга: «Производить то, что покупается, а не покупать то, что производится». Знание своего потребителя необходимо фирме, чтобы лучше приспосабливаться к его требованиям и действовать на рынке более эффективно.
Основными задачами данной курсовой работы являются: изучение потребительских предпочтений конструкции обуви, изучение факторов, оказывающих влияние на процесс покупки, выявление наиболее предпочитаемых мест покупки обуви, изучение мнения потребителей о магазине «Монарх».
Проблема изучения покупательского
поведения достаточно актуальна, так
как в настоящее время
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Необходимость изучения поведения потребителей
Важнейшее место в маркетинговых исследованиях наряду с изучением рынка и механизмов работы коммерческих фирм принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) – потребители. Конечные потребители – это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства. К организациям – потребителям относятся производственные потребители, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, а так же складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и т.д. предприятия розничной торговли покупают товар у предприятий изготовителей и оптовой торговли для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.
Что касается государственных предприятий, то они как потребители приобретают множество товаров и услуг для деятельности государственных сфер экономики, а так же для формирования материально – технической базы министерств и ведомств, правительственных и муниципальных учреждений.
Предприятие не может добиться рыночного успеха, если игнорирует запросы потребителей. Не случайно в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании оно определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют и следуют за этими действиями.
В то же время, какой бы ни была потребительская аудитория (конечные потребители - индивидуальные или организации, дистрибьюторы, оптовые покупатели), она практически никогда не бывает однородной совокупностью, а состоит из тысяч, а подчас и миллионов индивидов, различных по своим вкусам, привычкам и запросам.
Потребитель – главный объект маркетинга. Участнику рынка важно проанализировать и выявить желания и возможности потребителя, мотивы решения о покупке.
Под потребительским поведением понимается решение потребителя о распределении дохода между товарами и услугами, которые он собирается приобрести. Изучение потребительского поведения – важнейшая задача маркетинга, решение которой дает возможность производителю наилучшим образом распределить свои ресурсы для получения максимальной прибыли при продаже товаров и услуг.
Исследователи подсчитали, что житель крупного города ежедневно подвергается воздействию более 500 сигналов (реклама по радио, телевидению, в газетах, журналах и т.д., сигналы, воспринимаемые по дороге на работу). Из 500 сигналов человек (сознательно или неосознанно) может уловить лишь 50, из которых только пять эффективны. Они или усиливают, или изменяют поведение потребителя /1, с.25/.
1.2 Покупательское поведение и возможность прогнозирования
Вплоть до начала 90-х годов в России существовал так называемый рынок продавца. Спрос превышал предложение, и шла противоестественная конкуренция покупателей и продавцов. Покупатель выступал в мало приятной роли просителя, находящегося в постоянном поиске дефицита.
В настоящее время рынок продавца сменился рынком покупателя, о чем говорит возможность выбора покупателем нужного товара из аналогичного ряда товаров разных фирм.
В данной ситуации становится все более актуальной проблема прогнозирования покупательского поведения и выявления наилучших методов воздействия на принятие покупателем решения в пользу покупки товара данной фирмы, а не конкурирующей.
Безусловно, у каждой фирмы должен быть свой оптимальный план действий. Однако, фирме при разработке стратегии прогнозирования покупательского поведения необходимо опираться на изучение поведенческих и социально – психологических механизмов, определяющих реакции потенциальных клиентов фирмы. Анализ закономерностей и прогнозирование покупательского поведения должны стать приоритетными элементами маркетинговой политики фирмы и способствовать достижению успеха в своеобразном соревновании в популярности, при котором продукты и услуги состязаются за внимание и денежное голосование покупателей в пользу лидера /3, с.73/.
Следует отметить, что покупатель и потребитель понятия не совсем тождественные. Часто лицо, которое покупает товар, не является его потребителем.
Покупатель принимает решение о покупке под влиянием как рациональных суждений (на основе предыдущего опыта), так и субъективных мотивов, определяющих симпатии и антипатии. Абсолютно рациональный покупатель – это скорее фикция, за исключением, например, случаев промышленных закупок или инвестиционных вложений.
Таким образом, маркетологу следует принимать во внимание интеллектуально-эмоциональную двойственность человека: покупка должна представляться логичной и вызывать положительное ощущение. На выбор покупателя так же оказывает влияние такие факторы как воспитание, идеалы, ценности, жизненное поприще, конкретные особенности ситуации и т.д /7, с.56/.
1.3 Принципы изучения потребительского поведения
Существуют четыре принципа формирования правильного представления о поведении потребителей /15, с.67/:
- потребитель независим;
- мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований;
- поведение потребителей поддается воздействию;
- потребительское поведение социально законно.
Независимость потребителя проявляется
в том, что его поведение ориентируетс
Исследование мотиваций
и поведения потребителей осуществляется
с помощью моделирования этих
процессов. Тут важно отметить, что
поведение различных
Независимость потребителей представляет собой сложную задачу, но маркетинг может оказывать влияние на мотивацию и поведение потребителей, если предполагаемый товар или услуга действительно являются средством для удовлетворения потребностей покупателей.
Вместе с тем свобода потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют не что иное, как попрание законных прав и должны быть наказуемы /15, с.67/.
Информация о работе Анализ требований потребителя к товару как элемент покупательского поведения