Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:57, курсовая работа
Важнейшее место в маркетинговых исследованиях наряду с изучением рынка и механизмов работы коммерческих фирм принадлежит изучению потребительского и покупательского поведения.
Покупательское поведение никогда не бывает простым. И, тем не менее, разобраться в нем – исключительно важная задача для руководства службой маркетинга в рамках концепции маркетинга.
Введение 4
1 Исследование покупательского поведения 6
1.1 Необходимость изучения поведения потребителя 6
1.2 Покупательское поведение и возможность его прогнозирования 7
1.3 Принципы изучения потребительского поведения 8
1.4 Определение потребности клиента 9
1.5 Моделирование потребительского поведения 11
1.6 Факторы, влияющие на поведение потребителей 18
1.7 Типы покупательского поведения 24
1.8 Экономический подход к формированию модели поведения 25
1.9 Психологический подход к формированию модели поведения 26
1.10 Социологический подход к формированию модели поведения 27
2 Обувь как предмет потребления 29
2.1Общая характеристика обувных товаров 29
2.2Требования, предъявляемые потребителем к обуви 29
3 Исследование потребительских предпочтений к обуви среди населения
города Благовещенска 32
Заключение 46
Библиографический список 47
Приложение А. Анкета 49
Приложение Б. Социологическая карта 53
1.4 Определение потребностей клиента
В розничной торговле необходимо понимать, что клиент имеет свои потребности, и единственный выход, который может принести продавцу успех, - это удовлетворить их. Потребитель обычно хорошо информирован и постоянно старается найти лучший продукт по наиболее благоприятной для себя цене. Это условие в розничной торговле имеет такое же важное значение, как и на других уровнях маркетинга. Однако магазин – это то место, где встречаются продавец и покупатель, и осуществляется финальное действие маркетинга. По этой причине розничный торговец должен уметь определить тех, кому он хотел бы продать свой продукт.
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях.
Рисунок 1 – Система личных потребностей
Абсолютные потребности –
Действительные потребности – второй уровень – имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает и ли может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.
Платежеспособные потребности – третий уровень – ограничены не только имеющейся товарной массой, но так же и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития /3, с.76/.
При выборе местоположения предприятия розничной торговли менеджер по маркетингу должен принять решение и о том, какой продукт и в каком количестве хотел бы приобрести его клиент. После решения этих вопросов он должен найти соответствующее помещение, расположенное в лучшем месте для продажи. Например, если пекарня выпекает хлеб, ее владельцы предпочтут разместиться в месте с оживленным уличным движением. Постольку хлеб относится к быстро портящимся продуктам, покупки будут осуществляться часто, и покупатель захочет, чтобы хлеб можно было купить возле дома. Таким образом, булочные или пекарни следует располагать в метах оживленного движения в жилых кварталах.
Следующий аспект мотивации, определяющий предпочтения потребителей, - уровень цен, марка продукта, модность и престижность. Здесь необходимо принимать во внимание объем информации о продукте, который располагает покупатель. Обычно он стремиться получить максимум сведений, особенно если это касается новых товаров. Следовательно, от качества и количества информации о товарах в значительной степени зависит конечный результат - состоявшаяся продажа.
Очень важен также вопрос о действии компании (предприятия) по отношению к купленным бракованным товарам, которые следует обменять на новые, качественные, либо вернуть клиенту деньги. Такая ситуация характерна для многих магазинов, поэтому специалист по маркетингу должен четко знать политику предприятия в этой области и способствовать оптимальному решению возникших проблем /5, с.34/.
1.5 Моделирование покупательского поведения
Исследование потребителя в системе маркетинга ставит цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. Такие факторы носят экономический, социальный, психологический характер: доходы, цена, групповые интересы, демография традиции, мотивация и т.д. процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов.
Маркетологи стараются выяснить – когда покупатель впервые познакомился с данным продуктом и маркой, в чем состоят его убеждения относительно марок, чем он руководствуется при выборе определенной марки и насколько бывает удовлетворен покупкой. Очевидно, что процесс покупки начинается задолго до непосредственного приобретения товаров, а его последствия проявляются спустя долгое время после нее.
Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется в несколько этапов, что показано на рисунке.
Модель процесса покупки предполагает последовательное прохождение ее стадий. На практике их порядок может нарушаться, особенно тогда, когда дело касается товара, требующего низкой степени вовлеченности покупателя в процесс покупки. Потребитель может опускать или менять местами этапы процесса.
Покупательское поведение является результатом осознания нехватки чего – либо. Это осознание может ранжироваться от неясного чувства неудовлетворенности до четкого, недвусмысленного желания. Одна из обычных потребностей человека - голод, жажда, секс – развивается до своего порогового уровня и превращается в побуждение. Человек постоянно внимательно изучает ситуацию для выявления чего – то недостающего у него и для определения важности каждой из недостающих вещей. Поэтому на первом этапе исследуются возникновение и осознание потребности в том или ином товаре. Товары могут различаться по характеру потребления: единовременного и длительного пользования; по настоятельности потребности в них (повседневного, периодического, редкого спроса). В основе оценки потребности , потребления и спроса в маркетинге широко используются приемы и методы теории предельной полезности, эластичности спроса, современного бихевиоризма и др.
Определенные факторы могут приводить к изменениям в наборе нехватающих человеку предметов и их приоритетности. Один из таких факторов – это доступ к новым товарам и к информации. Другие факторы включают: снижение предложения постоянно используемых товаров, обладание большей суммой денег на расходы, изменения в социальной деятельности, изменения целей и настроения людей.
Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие ( реклама, продавцы, упаковка), публичные (СМИ), эмпирические (опыт, испытания).
Сбор информации включает поиск информации и ее восприятие, организацию и сохранение. Потребители начинают искать информацию, когда они выявляют потребность, по поводу которой у них нет заранее подготовленного покупательского решения. Они могут обратиться к информации, которой они уже обладают. Например, они могут вспомнить предыдущий опыт или опыт друзей в принятии подобных решений. Но если они не найдут подходящих аналогов, то будут искать новую информацию из внешних источников. Различают два уровня такого поиска. Умеренный поиск называют повышенным вниманием к товару. Более высокий уровень – активный поиск информации.
Потребители обычно
получают информацию о
1. Личные источники: семья друзья, соседи, знакомые;
2. Коммерческие источники: реклама, торговые представители, дилеры, упаковка, представители;
3. Общественные источники: СМИ, организации СМИ, занимающиеся изучением потребительских свойств товара;
4. Личный опыт: осмотр, использование товара.
Они должны сортировать эту информацию по разным категориям. Категории, которые при этом используются, зависят от предыдущего опыта потребителей и от того, как они научились собирать информацию. Например, друзья могут быть более или менее важным источником информации, чем реклама, в зависимости от того, насколько надежными и заслуживающими доверия их сведения были в прошлом. Потребитель может положиться на рекламу в процессе изучения нового товара, но в то же время советоваться с друзьями по вопросу надежности товара.
Покупателю требуется
Важным шагом в моделировании
поведения конечного
Решение о покупке отличается от самой покупки. Тем не менее, между намерением купить и решением о покупке могут вклиниться еще два фактора. Первый фактор – отношение к покупке других людей. Чем сильнее негативное отношение к покупке другого человека и чем теснее его отношения с покупателем, тем выше вероятность того, что его мнение будет принято во внимание. И наоборот: предпочтение покупателем определенной марки укрепится, если другой человек относится к ней положительно. Естественно, что в самом сложном положении оказывается покупатель, вокруг которого «вертятся» несколько человек, имеющих противоположные мнения. Второй фактор – непредвиденные обстоятельства, которые могут изменить намерения покупателя. Задержка во времени между принятием решения и самой покупкой может зависеть от различных обстоятельств, таких, как, например, недостаток денег. желание покупателя изменить, отложить решение о покупке в значительной степени зависит от осознаваемых им рисков. На величину рисков влияет количество денег, требуемое для покупки, сомнения, которые испытывает покупатель в отношении свойств товара. Для того, чтобы уменьшить риски, связанные с покупкой, потребители откладывают ее до лучших времен, а тем временем собирают дополнительную информацию, ориентируясь на страну производителя и предоставляемые гарантии. Когда покупка совершена, первоначальное решение о покупке может быть и не реализовано из-за ряда изменений, например, из-за отсутствия товара выбранной марки или повышения цены.
Покупка – это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методологических подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика», изображенная на рисунке 3.
При моделировании принятия решения
о покупке «черный ящик» рассма
Наконец, заключительный этап моделирования – оценка потребителем правильности выбора товара. После покупки товара потребитель может наткнуться на какой-нибудь ранее незамеченный дефект. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная – наоборот, ослабляет интерес к нему. Кое-кто откажется иметь дело с дефектной вещью, другие останутся равнодушными к ее недостаткам, а третьи могут посчитать, что имеющийся изъян только увеличивает ценность вещи. С другой стороны, некоторые дефекты несут реальную опасность пользователю.
Удовлетворение покупкой есть отношение ожиданий покупателя и реальных эксплуатационных характеристик товара. Если покупки не соответствуют ожиданиям потребителя, он остается разочарованным, а если надежды покупателя оправдываются, он ощущает удовлетворение.
Удовлетворение или разочарован
Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть, куда и как потребитель обращается за информацией о товаре и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные; помочь потребителю принять решение о покупке на основе знания тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителем /7, с.35/.
1.6 Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей
Наиболее известные факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей показаны на рисунке 4.
Информация о работе Анализ требований потребителя к товару как элемент покупательского поведения