Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиленной конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.

Содержание работы

Введение
3
1 Методика проведения анализа производства и реализации продукции
5
1.1 Экономическое содержание и значение объема производства и реализации продукции

5
1.2 Анализ динамики производства и реализации продукции
8
1.3 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
9
1.4 Методика анализа качества произведенной продукции
13
1.5 Методика анализа ритмичности работы предприятия
16
2 Организационно – экономическая характеристика ООО «Молоко
Зауралья»

19
3 Анализ производства и реализации продукции
31
3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

31
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
35
3.3 Анализ качества произведенной продукции
40
3.4 Анализ ритмичности работы ООО «Молоко Зауралья»
42
3.5 Анализ эффективности производства и реализации продукции
45
4 Пути повышения эффективности производства и реализации продукции
47
Заключение
54
Список использованных источников
56
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ пр-ва и реал продукции.DOC

— 817.00 Кб (Скачать файл)

При анализе товарной  продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции.

 

1.3. Методика анализа  ассортимента и структуры продукции

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и  их кодов (в кодификаторе) установленных  для соответствующих видов продукции  в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ [8].

Ассортимент  - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает:

  1. полный;
  2. групповой;
  3. внутригрупповой.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Основными причинами  влияющими на невыполнение плана  по ассортименту продукции являются [8]:

Внутренние причины:

  • недостатки в организации производства;
  • плохое техническое состояние оборудования;
  • простои;
  • аварии;
  • недостаток средств;
  • недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Внешние причины:

  • конъюнктура рынка;
  • изменение спроса на отдельные виды продукции;
  • состояние материально-технического обеспечения;
  • несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все  экономические  показатели:

    • объем выпуска в стоимостной оценке;
    • материалоемкость;
    • себестоимость товарной продукции;
    • прибыль;
    • рентабельность.

Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении  удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции [9]:

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц:

ВП = V * УД * Ц

D ВП DV = D V * УД * Ц пл

D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл

D ВП DЦ = V ф  * УДф * DЦ

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,

где D ВП – изменение валовой продукции,

       D V – изменение объема производства,

       DЦ – изменение цены на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора  на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная  цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и  разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

 

1.4 Методика анализа  качества произведенной продукции

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению  спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции  – понятие, которое характеризует  параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции [9].

Обобщающие показатели  характеризуют качество всей произведенной  продукции независимо от ее вида и  назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • средневзвешенный балл продукции;
  • средний коэффициент сортности;
  • удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;
  • удельный вес сертифицированной продукции;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели -  качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели –  это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной  продукции, удельный вес зарекламированной  продукции, потери от брака и др.

Одна из задач анализа – изучить  динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой  характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого  сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности  можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):

DТП = (Ц1 – Ц0) * К1,

DВ = (Ц1 – Ц0) * VРП,

DП = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1],

где  Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения  качества;

         С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

          К1 – количество произведенной  продукции повышенного качества;

         VРП1 -  объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам, и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как  изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Стандартизация –  деятельность по установлению норм, правил, характеристик. В РФ используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация [12].

Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В  РФ существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).

Стандарты сертификатов следующие:

  1. ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления;
  2. БИП – бездефективное изготовление продукции;
  3. КСУКП – комплексная система управления качеством продукции.

Анализ качества по этой системе  осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция  по категориям:

  • продукция 1-й категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
  • продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция  оцениваемая по 2-й категории подлежит снятию с производства;
  • там где продукция не оценивается по категориям качества, используется категория сортности.

4 Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

 

1.5 Методика анализа  ритмичности работы предприятия

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности  производства и реализации продукции.

Ритмичность – равномерный  выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом [8].

Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного выпуска продукции, а оценочным показателем является коэффициент равномерности.

Анализ рассматривает  скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное  обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:

  • снижается качество продукции;
  • увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
  • не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
  • несвоевременно поступает выручка;
  • перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы.

Все это приводит к  повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению  финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана  по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели –  коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности -  наличие  доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Коэффициент вариации – определяется как отношение  среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции