Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Однако по мере насыщения рынка и усиленной конкурентной борьбы не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить те товары и в таком объеме, в каком оно может их реализовать.

Содержание работы

Введение
3
1 Методика проведения анализа производства и реализации продукции
5
1.1 Экономическое содержание и значение объема производства и реализации продукции

5
1.2 Анализ динамики производства и реализации продукции
8
1.3 Методика анализа ассортимента и структуры продукции
9
1.4 Методика анализа качества произведенной продукции
13
1.5 Методика анализа ритмичности работы предприятия
16
2 Организационно – экономическая характеристика ООО «Молоко
Зауралья»

19
3 Анализ производства и реализации продукции
31
3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

31
3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции
35
3.3 Анализ качества произведенной продукции
40
3.4 Анализ ритмичности работы ООО «Молоко Зауралья»
42
3.5 Анализ эффективности производства и реализации продукции
45
4 Пути повышения эффективности производства и реализации продукции
47
Заключение
54
Список использованных источников
56
Приложения

Файлы: 1 файл

анализ пр-ва и реал продукции.DOC

— 817.00 Кб (Скачать файл)

К вып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %

А если проводить анализ  по изделиям, то процент выполнения плана по молоку составил 110 %, по биопродуктам –106,5 %, по комбинированным и модифицированным молочным продуктам – 97,3 %.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции,  то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки. Этот способ позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

ВПф = å(Vф общ. * УДi ф * Цi пл) = 95000 тыс. р.

ВП усл. = å(Vф общ. * УДi пл * Цi пл) = 94570 тыс. р.

DВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 тыс. р.

Анализ структуры товарной продукции ООО «Молоко Зауралья»  показан в таблице 15.

Из таблицы 15 видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на 430 тыс.р.: по молоку произошло увеличение на 1134 тыс. р., по биопродуктам на 272 тыс. р., по комбинированным и модифицированным продуктам произошло уменьшение товарной продукции на 1576 тыс. р.

Для   расчета фактической  товарной продукции в ценах плана  при плановой структуре используется коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах:

Квып.п = 43587 / 41250 = 1, 0566545.

То есть если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 94570 тыс. р. При фактической структуре он выше на 430 тыс. р. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Таблица 15 - Анализ структуры товарной продукции

№ п\п

 

Наименование продукции 

Оптовая  цена за

1 туб,   р.

Объем производства продукции, туб

Товарная продукция в ценах плана, тыс. р.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. р.

 

план

 

факт

 

план

Факт. при плановой

Структуре

 

факт

А

1

2

3

4

5

6

7

1

Питьевое молоко и  молочные продукты 

2 500

16 000

17 600

40 000

42 266

44 000

+1734

2

Биопродукты

2 000

15 250

16 250

30 500

32 228

32 500

+ 272

3

Комбинированные и модифицированные молочные продукты

1 900

10 000

9 737

19 000

20 076

18 500

- 1 576

4

Итого:

-

41 250

43 587

89 500

94 570

95 000

+ 430


 

 

Далее рассчитаем изменения за счет структурного фактора (Таблица 16).

 

Таблица 16 -Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора

№ п\п

 

Продукция

Оптовая цена

1 туб, р.

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, р.

план 

факт

+, -

А

1

2

3

4

5

1

Питьевое молоко и молочные продукты 

2 500

38,78

40,38

+ 1,6

+ 40

2

Биопродукты

2 000

36,96

37,28

+ 0,32

+6,4

3

Комбинированные и модифицированные молочные продукты

1 900

24,24

22,34

- 1,9

- 36,1

4

Итого:

-

100

100

+ 0,02

+ 10,3


 

Изменение среднего уровня цены 1 туб за счет структуры рассчитывается следующим способом:

Из таблицы видно, что  увеличение структуры продукции  на 0,02 % привело к увеличению средней цены на 10,3 р. Если проводить анализ по видам продукции, то увеличение структуры молока на 1,6 % привело к увеличению цены на 40 р., увеличение структуры биопродуктов на 0,32 %, привело к увеличению цены на 6,4 р., а уменьшение структуры комбинированных и модифицированных молочных продуктов на 1,9 % привело к уменьшению средней цены на 36,1 тыс. р.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Цф = (2500 * 40,38 + 2000 * 37,28 + 1900 * 22,34) / 100 = 2178 р.

Цпл = (2500* 38,78 + 2000 * 36,96 + 1900 * 24,24) / 100 = 2169 р.

DВПстр = DЦстр * Vф общ = 10,3 * 43587 = + 430 тыс. р.

Аналогичным образом  определяется влияние структуры  реализованной продукции  на сумму выручки (Таблица 17).

 

Таблица 17 - Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму

                       выручки

№ п\п

 

Продукция

Опто-вая  цена за

1 туб,  тыс. р.

Объем реализации продукции, туб

Выручка по плановым ценам, тыс. р.

Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс.р.

 

план

 

факт

 

план

факт. при плановой

структуре

 

факт

А

1

2

3

4

5

6

7

1

Питьевое молоко и молочные продукты 

2 500

15 800

18 800

39 500

42 600,7

47 000

+4 399,3

2

Биопродукты

2 000

15 250

16 000

30 500

32 894,3

32 000

- 894,3

3

Комбинирован-ные и модифи-цированные молочные продукты

1 900

10 000

9 474

19 000

20 491,5

18 000

- 2 491,5

4

Итого:

-

41 050

44 274

89 000

95 986,5

97 000

+ 1 013,5


 

Для расчета фактической  выручки по плановым ценам при  плановой структуре используют коэффициент выполнения плана, который рассчитывается следующим образом:

К вып. п = 44274 / 41050 = 1,0785

Из таблицы видно, что  выручка увеличилась за счет структуры на 1013,5 тыс. р.: по молоку произошло увеличение на 4399,3 тыс. р., по биопродуктам выручка уменьшилась на 894,3 тыс. р., по комбинированным и модифицированным молочным продуктам произошло уменьшение выручки на 2491,5 тыс. рублей.

Если бы план реализации был равномерно перевыполнен на 107, 85 % по всем видам продукции не нарушилась запланированная структура, то общая выручка в ценах плана составила бы 95986,5 тыс. р. При фактической структуре она выше на 1013,5 тыс. р.

 

3.3 Анализ качества произведенной продукции

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий  уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции  – понятие, которое характеризует  параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Качество формируется  еще до физического появления  продукции, т.е. это научно-технический  уровень продукции. Это исходное качество должно быть сохранено и  в процессе производства.

Для  точного анализа  качества продукции нужен анализ обобщающих показателей качества продукции (Таблица 18).

Из таблицы видно, что за отчетный год на ООО «Молоко Зауралья» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым годом, а также изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показатель составил 1 %. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. Далее важно проанализировать  потери от брака: по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился и составляет 400 тыс. р.

 

Таблица 18 - Анализ обобщающих показателей качества продукции

№ п\п

 

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план 

факт

А

1

2

3

1

Средневзвешенный балл качества продукции

0,65

0,81

0,75

2

Удельный вес, %

     

2.1

а) продукции высшей категории  качества;

70

80

80

2.2

б) экспортируемой продукции;

0,5

1,5

1,0

2.3

в) забракованной продукции;

0,8

0,4

0,3

2.4

г) зарекламированной  продукции.

0,4

0,7

0,6

3

Потери от брака

520

450

400


 

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний  коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя  способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.

Отсюда коэффициент  сортности:

1)  по плану:   Ксорт = 10450 / 18300 = 0,571

2) фактически:  Ксорт = 17480 / 19500 = 0,896

3) выполнение плана по качеству    67 % (0,571 / 0,896)

Анализ качества продукции  предприятия проведем ниже (Таблица 19).

 

Таблица 19 - Анализ качества продукции

№ п\п

Сорт продук-ции

Цена за 1 туб,  р.

Выпуск  продукции

Стоимость выпуска, тыс. р.

 

план

 

факт

 

план

 

факт

По цене I сорта

план

факт

А

1

2

3

4

5

6

7

1

I

1 200

10 450

11 200

12 540

13 440

12 540

13 440

2

II

800

4 800

5 050

3 840

4 040

5 760

6 060

3

Итого:

2 000

15 250

16 250

16 380

17 480

18 300

19 500


 

Далее очень важно определить влияние сортового состава продукции на объем выпуска отдельного изделия в стоимостном выражении (Таблица 20).

 

Таблица 20 - Влияние сортового состава на объем выпуска продукции в

  стоимостном выражении

№ п\п

 

Сорт

Оптовая цена

Структура продукции, %

Изменение средней цены за счет структуры, р.

   

план

факт

+, -

А

1

2

3

4

5

1

I

1 200

68,5

68,9

+ 0,4

+ 4,8

2

II

800

31,5

31,1

- 0,4

- 3,2

3

Итого:

2 000

100

100

*

+ 1,6

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции