Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу объемов производства и реализации продукции. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями, и, несомненно, требуют регулярного анализа, так как от них напрямую зависят результаты деятельности предприятия. Целью данной работы является проведение анализа показателей объемов производства и реализации продукции на предприятии, выработка умения правильно оценить положение предприятия и выявлять слабые и сильные его стороны, а также формирование умения давать ценные рекомендации по улучшению его финансового положения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Методика анализа объемов производства и реализации продукции…………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ объемов производства и реализации продукции на примере ОАО «Энергоремонт»…….…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………….…………

Файлы: 1 файл

Analiz_proizvodstva_i_realizatsii_produktsii (1).docx

— 9.25 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Методика анализа  объемов производства и реализации продукции…………………………………………………………………………

 Глава 2. Анализ объемов производства и реализации продукции на примере ОАО «Энергоремонт»…….…………………………………………..

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………….………….

Приложения…………………………………………………….………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  одному из важнейших разделов анализа  хозяйственной деятельности предприятия  – анализу объемов производства и реализации продукции. Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями, и, несомненно, требуют регулярного анализа, так  как от них напрямую зависят результаты деятельности предприятия.  

Тема «Анализ объемов  производства и реализации продукции» очень актуальна на сегодняшний  день. Многие предприятия в нашей  стране находятся на грани банкротства, причиной этого мог явиться несвоевременный  или неправильный анализ деятельности предприятия, особенно производства и  реализации продукции. Поэтому необходимо проводить тщательный анализ выполнения плана по производству продукции  и деятельности предприятия.

Анализ производства и  реализации продукции ставит перед  собой следующие задачи:

  • Оценить величину и динамику показателей производства и реализации продукции;
  • Оценить влияние факторов на объем производства и реализации продукции;
  • Вскрыть резервы увеличения производства  и реализации ;
  • Сформулировать выводы и дать предложения.

 

В данной курсовой работе мы рассмотрим методику анализа показателей объемов производства и реализации  продукции, выполним анализ показателей объемов производства и реализации  продукции на примере реального предприятия ОАО «Энергоремонт», сделаем выводы и дадим предложения по улучшению эффективности использования трудовых ресурсов.

Целью данной работы является  проведение анализа показателей объемов производства и реализации  продукции на предприятии, выработка умения правильно оценить положение предприятия и выявлять слабые и сильные его стороны, а также формирование умения давать ценные рекомендации по улучшению его финансового положения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методика анализа показателей производства и реализации продукции

Основное назначение предприятия  состоит в выпуске продукции (работ, услуг), удовлетворяющей определённые общественные потребности.

Объём производства и объём  реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и ограниченного  спроса приоритет отдаётся объёму производства продукции, который определяет объём  продаж. Однако по мере насыщения рынка  и усиления конкурентной борьбы не производство определяет объём продаж, а наоборот, возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объёме, в каком оно может их реализовать.

Эффективное функционирование  предприятия возможно при экономически грамотном управлении его деятельностью. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу.

Особенностью анализа  производства и реализации продукции  является очень сильная его зависимость  от учетной политики предприятия. Можно вводить новые счета, но по согласованию с министерством финансов. В соответствии с инструкциями Минфина предприятие при выборе учетной политики может самостоятельно выбрать, как ему отражать реализуемую продукцию. Существует два варианта  отражения реализуемой продукции:

- по отгрузки (реализация);

- по оплате. 

Если используется метод  «по отгрузке», то моментом реализации считается факт отгрузки готовой  продукции и предъявление расчетных  документов покупателю. Этот метод  также называется «методом начисления».

Если используется метод  «по оплате», то моментом реализации считается факт поступления денежных средств от покупателей на расчетный  счет продавца. Этот метод также  называется «кассовым методом».

Учетная политика предприятия  утверждается ежегодно директором. Несмотря на то, что директор выбирает один из двух вариантов реализации, последствия будут разные. На практике для предприятия отражать реализацию продукции по отгрузке очень не выгодно, а отражает реализацию по оплате наоборот. При отгрузке продукции по оплате предприятие сразу получает «живые деньги», что несомненно лучше для предприятия.

Источники информации для  анализа производства и реализации продукции являются данные аналитического и синтетического учёта выпуска  и реализации продукции, унифицированная  статистическая форма отчётности №1-П, №1-п (квартальная) «Квартальная отчётность промышленного предприятия о  выпуске отдельных видов продукции  в ассортименте», форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках», ведомость  № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», бизнес-план, оперативные планы-графики и так  далее.

Методы анализа используются все системно, комплексно, в увязке. При выполнении анализа влияния различных факторов на объем реализации продукции необходимо воспользоваться методом цепных подстановок и индексным методом.

Метод цепных подстановок можно применять, когда имеется произведение. Его методика заключается в последовательной замене множителей  с расчетом промежуточных показателей, то есть одно звено цепи заменяется другим. Сначала необходимо записать базовую строку, которая является произведением всех множителей  базового периода. При использовании данного метода необходимо учитывать порядок подстановок. Принято подставлять сначала количественные показатели, а затем качественные. Количественные показатели - это показатели типа «больше-меньше», а качественные - «сколько-то в единицу чего-то». После завершения всех подстановок необходимо выполнить проверку. Она производится балансовым методом. Общее изменение показателей должно быть равно алгебраической сумме действия всех факторов.

Метод цепных подстановок  позволяет увидеть действие каждого  отдельного фактора на изменение  показателей. Позволяет выявить  действие любого количества факторов, позволяет вскрыть действие разнонаправленных  факторов. Недостатком такого метода заключается в его применению только к произведению.

 Индексный метод представляет  собой сочетание метода цепных  подстановок и относительных  величин. Чтобы воспользоваться  данным методом, необходимо записать  частное. Индексный метод применим  даже там, где невозможно применить  метод цепных подстановок. Этот  метод работает как с  произведениями, так и с суммами. Базовой  строкой метода индексов является  произведение, в числителе и знаменателе  которого либо произведение, либо  сумма всех показателей базового  периода. Затем производится поочередная  замена показателей базового  периода, показателями отчетного  периода. Важно то, что если  в анализе используются суммы  показателей, то порядок подстановки  неважен, но и числитель и  знаменатель записываются по  одной системе. После завершения  всех подстановок необходимо  выполнить проверку. Она выполняется  балансовым методом. Общее изменение  показателей должно быть равно  произведению всех промежуточных  отклонений показателей. 

Недостатком данного метода является то, что на ноль делить нельзя. То есть,  если нет данных базового периода, то анализ выполнить невозможно.

Все показатели планирования можно разделить на две группы: натуральные и стоимостные. Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Натуральные показатели, это  показатели которые измеряются в  штуках, тоннах, ящиках и т.д. Самым большим минусом натуральных показателей является их не сопоставимость, т.е. данные показатели очень сложно, даже скорее, не возможно, группировать, складывать. Натуральные показатели сопоставимы в пределах узкой номенклатурной группы! Но все же натуральные показатели имеют и превосходство над стоимостными показателями в том, что они точнее отражают существо экономического процесса.

В некоторых случаях сопоставимости натуральных показателей  можно  добиться, приводя их к условно  натуральному показателю. Например, все виды топлива можно пересчитать в одну тонну условного топлива.

Стоимостные показатели, которые  еще по-другому называют денежные показатели, обладают большим плюсом - они сопоставимы. Но у них есть минус, данные показатели менее точно отражают суть экономического процесса.

Из выше сказанного  можно  сделать вывод, что не те, не другие показатели не идеальны и лучше стоимостные показатели и натуральные использовать комплексно, системно.

Так же хочу отметить, что  сегодня в экономике чрезмерно  увлечены стоимостными показателями.

К основным показателям производства и реализации продукции относим  три показателя:

- Валовая продукция предприятия (ВП) — стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов, потребленных в производстве.

 ВП = НП+ГП+РП.

Где ГП – готовая продукция, НП - незавершенное производство, РП – реализованная продукция.

Валовая продукция показывает весь объем производства в течение года;

- Товарная продукция (ТП) — продукция, произведенная для реализации за пределами предприятия. Можно определить на основе валовой продукции, для этого из валовой продукции вычитается стоимость незавершенного производства и полуфабрикатов.

ТП = РП +ГП.

Где РП - реализованная продукция, ГП - готовая продукция.

Это объем продукции, который делали и доделали до конца в течении года.

  • Реализованная продукция (РП) — продукция отгруженная покупателям и оплаченная ими в данном периоде. Реализованная продукция включает часть стоимость товарной продукции предшествующего периода, если оплата за неё произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.

В некоторых отраслях эти  показатели по-другому называться. Например: в торговле это показатели товарооборота, на транспорте это показатели грузооборота, в строительстве - объем строительно-монтажных работ (МСР). 

При анализе показателей  величины и динамики производства и  реализации продукции особое внимание не обходимо обратить на изменение  показателей не реализованной продукции, такой анализ выполняется по таблице:  

Показатель

Предыдущий год, тыс. руб.

Отчетный год,тыс. руб.

Абсолютное отклонение (+/-)

Относительное отклонение (%)

Объем выпуска продукции

5310

5405

+95

+1,8

Реализованная продукция

5290

5618

+328

+6,2

изменение остатков не реализованной прибыли

+20

-213

x

x


 

Вывод: В отчётном году по сравнению с предыдущим объём  товарной продукции увеличился на 95 т.р. или на 1, 8%, объём реализованной  продукции (РП) увеличился на 328 т.р. или  на 6, 2%. Остатки не реализованной  продукции в отчётном году снизились  на 213 т.р. это и хорошо и плохо. Хорошо потому, предприятие продало больше продукции и получило больше прибыли, а плохо потому, что запасы снизились.

Глава 2. Выполним по описанной выше методике анализ производства и реализации продукции.

Показатель

Предыдущий год (2009г.)

Отчетный год(2010г.)

Абсолютное отклонение (+/-)

Относительное отклонение (%)

Объем выпуска продукции

159377

168984

+9607

+ 6,028

Реализованная продукция

114322

103882

-10440

- 9,132

Изменение остатков не реализованной прибыли

+45055

+65102

x

x


 

Что бы осуществить анализ производства и реализации продукции, воспользуемся данными предоставленными в приложении, а именно ОАО «Энергоремонт».

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции