Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
11. Внешняя и внутренняя среда организации. Жизненный цикл организации.
Внешняя среда – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Во внешнюю среду управления входит вся макросреда и часть микросреды. Макросреда выступает единой для всех субъектов менеджмента в данном регионе, стране, для конкретных организаций, товаров, услуг. Потребители, конкуренты, посредники м.б. рассмотрены как макросреда, так и в качестве конкретных контрагентов (микросреда).
Внешняя среда управления
в целом характеризуется
Основной характеристикой явл-ся глобализация - комплекс трансграничных взаимодействий между физ.лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирующий единое общемировое, интернационализированное товарное, финансовое, информационное пространство и интегрирующий самых разнообразных субъектов в общемировые процессы. Основные проявления: расширение потоков товаров, технологий, фин.средств, рост и усиление влияния международных институтов гражданского общества, сотрудничество стран по вопросам использования общих ресурсов, глобальная деятельность транснациональных корпораций, и т.д.
1. юридические факторы.
Среди основных правовых
2. макроэкономические факторы. Характеризуются валовым внутренним продуктом, индексом потребительских цен, объемами продукции промышленности и с/х, размерами инвестиций в основной капитал, оборотом розничной торговли, объемом платных услуг населению, экспортом и импортом товров.
3. информационные факторы – в сфере менеджмента фирм и структур гос.управления новые информационные технологии задействованы довольно активно. Они охватывают процедуры стратегического и бизнес-планирования, , бухучета и контроля, маркетиногового анализа, организации сбыта, продаж.
4. научно-технические и технологические факторы
5. демографические факторы – численность, структура, динамика и занятость населения
6. потребители – в России начал формироваться новый тип потребителя, кот обладает отличительными чертами: ориентация на постматериальные субъективные ценности долгосрочного назначения,на услуги, способствующие развитию личности, личной свободы; возросшая значимость личного времени и экономия усилий на выбор и приобретение товаров и услуг; снижение приверженности к определнным маркам и доверительность в отношении рекламы; повышение значимости персональных коммуникаций, ндивидуального маркетинга, большее внимание к проблемам и способам охраны окр.среды, экологии. Российские потребители по структуре потребленияв большинстве находятся ниже уровня среднего класса и у них доминируют покупки предметов первой необходимости и обязательные выплаты. Принимая решение о покупке, ориентируются, прежде всего, на уровень цены, близость к дому, простоту осуществления покупки.
7. конкурениы. Нехватка капиталовложений, недостаточное внимание к инновациям привели к резкому сокращению выпуска продукции, конкурентоспособной на мировых рынках по соотношению показателей цена-качество
8. поставщики и посредники
Внутренняя среда – совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним относятся миссия, стратегия, цели, задачи, структура организации, распределение функций, стиль управления, ценности, культура, этика организации
а) цели - конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достичь члены организации, работая вместе;
б) задачи - работа, которая
должна быть выполнена в определенный
период; задачи важно делать как
можно более
в) техника и технология - любое средство, с помощью которого входящие элементы преобразуются в выходящие;
г) структура - разделение организации на горизонтальные специализированные функциональные области и вертикальные уровни управления; она является логическим соотношением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации;
д) люди - сотрудники и руководители, причем последние занимаются вопросами поведения отдельных личностей, групп людей, выступающих в качестве лидеров, создают среду, которая имеет большое влияние на поведение служащего.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие
Можно привести другой подход к характеристике внутренней среды и выделить четыре основных ее элемента:
· вертикальное и горизонтальное разделение труда;
· распределение полномочий и власти;
· департаментализацию;
· координацию, коммуникационные связи.
Такой подход характеризует среду в большей мере с организационных функций (позиций).
Жизненный цикл.
Жизненный цикл организации
1.1. Этап предпринимательства. Становление
Организация находится
в стадии становления, формируется
жизненный цикл продукции. Цели еще
нечеткие, творческий процесс протекает
свободно, продвижение к следующему
этапу требует стабильного
В эту стадию входят следующие
явления: зарождение идеи, поиск единомышленников,
подготовка к реализации идеи, юридическое
оформление организации, набор операционного
персонала и выпуск первой партии
продукта. Уже на этом этапе организация
является социосистемой, так как
она состоит из людей, принадлежащих
единой или сходным парадигмам. Каждый
член организации обладает собственными
культурными представлениями и
системой ценностей. Совместная деятельность,
которую начинают вести члены
организации, запускает процессы формирования
знаний на индивидуальном онтологическом
уровне, когда опыт, получаемый каждым
членом организации, перерабатывается
в соответствии с личными убеждениями
и представлениями. На этом же этапе
начинается «ярмарка» знаний, когда
в ходе совместной деятельности каждый
член коллектива вольно или невольно
демонстрирует собственную
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия-силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия нишевая глубокая специализация производства - то , что организация может делать лучше других.
1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности
Этап коллегиальности -- период быстрого роста организа-ции, осознание своей миссии и формирование стратегии разви-тия (неформальные коммуникации и структура, высокие обяза-тельства).
Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Успешность развития организации на этом этапе зависит:
· от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;
· от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
· от готовности членов
организации реализовывать
· от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Если отбросить индивидуальные
особенности как лидера, так и
членов организации, то все эти факторы
определяются групповыми представлениями
и ценностями -- тем, что образует
базис организационной
1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап формализации деятельности
-- период стабилизации роста (развития)
(формализация ролей, стабилизация структуры,
акцент на эффективность).К этой стадии
компания приходит с багажом прошлого
опыта. Представления, показавшие свою
адекватность и эффективность, связываются
в единую картину мира, охватывая
разнообразные стороны
Зрелость организации
означает, что ей удаeтся сохранять
устойчивое положение во внешней
среде; показывает, что остальные
процессы переработки опыта и
встраивания его в существующую
систему представлений имеют
явное выражение в базисных представлениях
организационной культуры и подкреплены
мощно влияющими на членов организации
артефактами. Эти артефакты обеспечивают
широкое распространение
1.4 Этап реструктуризации
период замедления роста и струк-турных изменений, дифференциация товаров (рынков), предви-дение новых потребностей (стремление к комплексности, децен-трализация, диверсифицирование рынков).
1.5 Стадия старости. Этап спада.
Этап спада -- период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возмож-ности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, на-растание конфликтов, централизация).
Стадию старости организации
определяется как противоречие между
ней и окружающей средой, которое
выражается или в появлении конкурентов,
вытесняющих организацию с
В такой ситуации получаемый
организацией реальный опыт не фиксируется
в существующих знаниях организации.
В результате базовые представления
перестают адекватно
Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
Развитие организации по * Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е.
На этапе
развития организации тусовка, ставятся во главу ценности
межличностного общения, создания целостности
фирмы на принципах коммуникации, на базе
личных контактов. На этом этапе все умеют
и должны делать всё.
На этапе механизациястановится понятным
и принимаются принципы упорядочивания
деятельности, выстраивания процедур,
внутренней организационной структуры
компании. Именно на данном цикле развития
организация впервые сталкивается с необходимостью
замены сотрудников, которые хорошо вписывались
в личностную, неформальную структуру,
но не могут быть эффективными специалистами.
На этапе внутреннее предпринимательство,
провозглашается необходимость максимального
участия каждого из сотрудников в oпредпринимательском
процессе. Любой сотрудник организации
должен подходить к реализации своей деятельности
как предприниматель, который представляет
товар на рынке. А поэтому любой сотрудник
должен хорошо знать своего клиента (и
внутрифирменного также), его потребности
и работать так, чтобы его продукт находил
сбыт.
На этапе управление качеством признается
необходимой ориентация всех на качество:
каждый сотрудник организации должен
озаботиться проблемой соответствия представлениям
итогового продукта желаниям заказчика,
а для этого каждый из промежуточных продуктов
(полуфабрикатов) должен быть максимально
качественным.
Взгляд на организацию сквозь призму стадий
развития позволяет более точно идентифицировать
маркетологу ее основные целевые и стратегические
ориентации и адаптировать свои устремления
к существуюей стратегии компании... или
искать другую работу, соответствующую
собственному уровню развития.