Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".
12. Современные
понятия организации.
Виды организаций
Организации возникли достаточно
давно и по мере развития человеческогообщества неуклонн
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 3.1):
Рис. 3.1. Виды организаций
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Рис. 3.2. Формальные организации
Неформальные организации
Новые типы организаций.
В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества. Зародившееся еще в 20-е гг. в недрах индустриального общества, оно дало свои первые ростки в 40-е гг., а в 50-е гг. стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар. В 60-е гг. появились предсказания о превращении индустриального общества в информационное. В начале 80-х гг. наиболее развитые страны уже поднялись на его первую ступень.
Согласно типологии
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Следующие факторы определяют уровень "информа-ционности" внеорганизационного окружения:
- любой индивид или
- любой индивид или
Рис.13. “Информационные” границы индивида и организации в двух типах общества
- любой индивид, организованная
группа и общество в целом
имеют необходимые технические
средства, инфраструктуру и социальную
базу для производства и
Прогресс информатики разрушил
замкнутость организаций и
В складывающихся условиях в конкурентной
борьбе мог победить тот, кто наиболее
эффективным образом
Эдхократическая организация.
Однако в настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических (от англ. adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, так же, как и вознаграждения, делится между участниками.
Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.
Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской компьтерной фирме "Хьюлетт-Паккард", начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-х гг. Уже в течение долгого времени, даже в период рецессии, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими размеры своих отделений (в пределах 1500 человек), что помогало ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
- работа в областях с высокой
или сложной технологией,
- работники являются
- структура имеет органическую
основу и четко не определена,
преобладают неформальные и
Части структуры сохраняются в небольших размерах:
- право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;
- система вознаграждения
- отношения по вертикали и
горизонтали преимущественно
Наиболее пригодным этот дизайн
является для организаций в таких
областях, как: консультационно-
Структура эдхократической организации обычно ассоциируется со схемой концентрической формы (рис.14). Это не организация, которая видится с началом в одной точке, двигаясь от которой вверх или вниз, вы приходите в конечную точку. В эдхократической организации есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям. Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному, к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь - качества ее работников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее, совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.
Рис.14. Принципиальная схема структуры эдхократической организации
Многомерная организация.
В предыдущей главе рассматривалась
двумерная модель департаментизации
или матричная модель построения
организации. Двумя измерениями
в ней были ресурсы и результаты,
с ориентацией на которые происходит
одновременное объединение
Рис.15. Принципиальная схема структуры многомерной организации
Партисипативная организация построена
на принципе активного участия работников
в процессе выработки и принятия
решений. В партисипативной организации
каждый ее член имеет право принимать
участие в управлении его участком
работы.
Это означает, что на своем уровне работник
включен в процесс определения целей,
принятия тактических решений и их реализации.
Технология включения работника в процесс
управления состоит преимущественно из
таких этапов принятия решений, как выработка
альтернативных вариантов решений, их
оценка и выбор наиболее предпочтительного
из них для реализации.
Реализация технологии включения работника
в процесс управления может потребовать
создания специальных структур типа временных
или постоянных комиссий, кружков качества.
При более глубоком включении работников
в процесс управления создаются специальные
советы управленческого, технико-экономического,
научно-технического характера, решения
которых бывают обязательны для руководителей.
В рамках этих советов проводится рассмотрение
внесенных предложений по решению той
или иной проблемы, дается их оценка. По
предложениям, представляющим наибольший
интерес и способствующим решению задач,
стоящих перед подразделением, принимается
решение об их реализации.
Дополнительные возможности участия работников
в принятии решений носят в значительной
степени мотивационныи характер. Работники
на таких предприятиях оказываются более
заинтересованными в результатах деятельности
своего подразделения, поскольку это результат
решений, принятых ими самими.
Возрастает чувство ответственности за
результаты деятельности своего подразделения.
Это наряду с фактором материальной заинтересованности
увеличивает эффективность персонала
организации при выполнении им должностных
обязанностей.
В партисипативной организации работники
подразделения принимают непосредственное
участие в установлении непосредственного
взаимодействия с руководством более
высокого уровня, курирующим подразделение,
и подразделениями более низкого иерархического
уровня, непосредственно подчиненного
их подразделению.
Следует подчеркнуть, что партисипативный
принцип построения организационной структуры
требует от внедряющей его организации
высокого уровня управленческого профессионализма.
Действительно, нельзя забывать о том,
что принимаемые хотя бы только на уровне
отдельного подразделения, решения оказывают
значительное воздействие на результаты
деятельности не только самого подразделения,
но и организации в целом.
Поэтому возможность, предоставленная
работникам организации, принимать непосредственное
участие в выработке и принятии управленческих
решений — это и повышенная ответственность
за принимаемые решения.
За неверными, непрофессионально принятыми
решениями неизбежно наступают отрицательные
последствия различной степени тяжести.
Работнику, высказывающему свое мнение
или тем более голосующему за тот или иной
вариант решения, не следует забывать
об ответственности, а главное, о том, что
принимаемые решения должны основываться
на профессиональном знании ситуации
принятия решения и технологий выработки,
принятия и реализации управленческих
решений.
Приведем различия в процедурах принятия
и реализации управленческих решений
в традиционной, партисипативной организациях
и в организациях, делегирующих полномочия.
13. Общая характеристика
современных подходов к
Многогранность процесса управления организацией и наличие огромного количества факторов, определяющих ее функционирование, побудила исследователей к разработке новых подходов к теории организации.
В современной теории можно выделить три основных направления:
- процессный подход
- системный подход
- ситуационный подход
Процессный подход
рассматривает управление как непрерывную
серию взаимосвязанных
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Основные подсистемы - люди, структура, задачи и технологии, должны быть ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Организация получает из нее ресурсы, обрабатывает их и выдает обратно товары и услуги. Теория систем помогает руководителям понять взаимосвязь между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.
Ситуационный подход
концентрируется на том, что пригодность
различных методов управления определяется
ситуацией. Этот подход расширил практическое
применение теории систем, определив
основные внутренние и внешние переменные,
которые влияют на организацию. Поскольку
в соответствии с ситуационным подходом
методики и концепции должны быть
применены к конкретным ситуациям,
его часто называют ситуационным
мышлением. С точки зрения данного
подхода не существует единого "лучшего
способа" управления организацией.
Самым эффективным методом в
конкретной ситуации является метод, который
ей более всего соответствует.
14. Классические
теории организационного
Школа «научного управления». Исследования, проведенные американским инженером и менеджером Фредериком Уинслоу Тейлором (1856-1915), породили общественное движение, которое впоследствии получило название «научный менеджмент» (scientific management), или школа «научного управления
Тейлором сформулированы принципы оценки и рационализации трудовых затрат, управления производством. Изучая трудовые операции, Тейлор находил и обосновывал способы их совершенствования. С помощью анализа трудовых движений и их хронометража он разрабатывал своеобразные каталоги операций, составляющих наиболее рациональные процедуры выполнения заданий, а также нормы затрат времени на выполнение конкретного задания. При этом впервые для определения норм времени были использованы возможности статистического анализа. В соответствии с идеей общественного разделения труда Тейлор закрепил за менеджером функцию планирования, а работнику отводил функцию исполнения. Тейлор ввел три принципа научной организации производства.