Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

menedzhment_ekzamen_1.docx

— 132.75 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 55. Процессуальные теории мотивации

 

В этих теориях  анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения различных  целей, как выбирает конкретный свой тип поведения. Поведение личности обычно определяется не только ее потребностями  и ожиданий связанных с данной ситуацией.

 

К процессуальной теории мотивации персонала относятся:

 

1. Теория  ожидания (В.Врума), основная мысль  которой состоит в надежде  человека, на то, что его тип  поведения приведет к удовлетворению  его потребностей. Для теории  характерны три ключевых аспекта:

- затраты  труда – результаты;

- результаты  – вознаграждение;

- вознаграждение  – валентность (удовлетворенность).

 

2. Теория  справедливости (С.Эдамса), акцентируется  на том, что люди субъективно  определяют отношение полученного  вознаграждения и своим затраченным  усилиям, и обязательно сопоставляют  их с вознаграждением других. Если сравнение показывает дисбаланс,  то у человека возникает первое  напряжение. Руководитель должен  минимизировать все напряжения, выдачей дополнительных вознаграждений.

 

3. Модель  Портера-Лоулера, комплексная модель  теории мотивации, ключевые позиции:

- затраченные  усилия;

- восприятия;

- полученные  результаты;

- вознаграждения;

- степень  удовлетворенности.

 

Ее основные положения:

- достигнутые  результаты зависят от приложенных  сотрудником усилий, его способностей  и осознание его роли в процессе  труда;

- уровень  приложенных усилий определяется  ценностью вознаграждения и степенью  удовлетворенности;

- достигнутые  результаты имеют, как внутреннее  вознаграждение (удовлетворение от  выполненной работы), так и внешнее  (похвала руководителя, премия и  т.д.);

- удовлетворенность  - это результат внешних и внутренних  вознаграждений, с учетом их справедливости.

 

Один из наиболее важных выводов – результативный труд ведет к вознаграждению.

 

Вопрос 56. Содержательные теории мотивации

 

Содержательные  теории мотивации базируются на удовлетворении потребностей и побуждении человека к действиям. Наиболее популярными  содержательными теориями являются:

  • иерархия потребностей по А. Маслоу;
  • двухфакторная теория Ф. Герцберга;
  • теория трех потребностей МакКлеланда.

 

Иерархическая модель потребностей:

Абрхам Маслоу выделяет 5 иерархических уровней  потребностей:

 

1. Физиологические  потребности

2. Безопасность 

3. Любовь/Принадлежность  к чему-либо

4. Уважение

5. Самоактуализация

 

Удовлетворение  потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более  высокого уровня.

 

Процесс мотивации  через потребности является бесконечным.

 

Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального  стимулирования.

 

От руководителя требуется особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные  решения в области мотивации.

 

Двухфакторная теория Герцберга:

 

Фридерик Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы).

 

Мотивирующие  факторы способствуют росту степени  удовлетворенности трудом и рассматриваются  как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать  потребностью в росте: потребности  достижения, признания, работа сама по себе и т. п.

 

Факторы "здоровья" - это факторы среды, в которой  протекает работа. Они могут рассматриваться  как потребность в устранении/избежании  трудностей. Отсутствие этих факторов вызывает чувство раздражения, недовольства. Присутствие факторов среды обеспечивает нормальные условия работы и, как  правило, не способствует активизации  деятельности человека. Например, комфортные условия труда, нормальная освещенность, наличие отопления и т. п., режим  труда, заработная плата, отношения  с руководством и коллегами.

 

Теория трёх потребностей МакКлеланда:

 

Трехфакторная теория МакКлеланда рассматривает только три вида приобретенных потребностей, активизирующих деятельность человека: власть, успех, причастность.

 

Есть определенное сходство этой теории с теорией А. Маслоу. Потребности во власти и  успехе характерны для людей, достигших  удовлетворения четвертого уровня иерархии потребностей - потребности в уважении. Потребность в причастности свойственна  людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей - социальных потребностей.

 

В отличии  от А. Маслоу, МакКлеланд считает, что  только потребность во власти является мотивационным фактором Поэтому  на практике эта теория применима  в большей мере для людей, стремящихся  занять определенное положение в  организации.

 

Вопрос 57.  Влияние организационной структуры фирмы на процесс принятия управленческих решений

 

Полное товарищество: 

Управление  деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором  товарищества могут быть предусмотрены  случаи, когда решение принимается  большинством голосов участников.

 

Товарищество на вере:

Управление  деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать  в управлении и ведении дел  товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и  ведению дел товарищества.

 

ООО:

Высшим органом  ООО является общее собрание его  участников.

Все участники  ООО имеют право присутствовать на этом общем собрании и голосовать при принятии решений.

 

ОАО:

Высшим органом  управления общества является общее  собрание акционеров

 

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным  исполнительным органом общества и  коллегиальным исполнительным органом  общества.

 

Совета директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее руководство деятельностью  общества.

 

Для осуществления  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью общества общим собранием  акционеров избирается ревизионная  комиссия (ревизора) общества.

 

ЗАО:

Высшим органом управления в ЗАО является Общее собрание акционеров общества

 

Органы управления ЗАО

Высшим органом  управления в ЗАО является Общее  собрание акционеров общества. Руководство  текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества  или единоличным  исполнительным органом общества и  коллегиальным исполнительным органом  общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров общества.

 

Совета директоров общества осуществляет общее руководство  деятельностью общества. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества осуществляет общее собрание акционеров.

 

Для осуществления  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью общества общим собранием  акционеров избирается ревизионная  комиссия (ревизора) общества.

 

Вопрос 59. Мозговой штурм - эффективный метод принятия решений

 

«Мозговой штурм» — один из наиболее популярных методов  стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных  проблем путем применения специальных  правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных  задач.

 

Метод мозгового  штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий  для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают  вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового  штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка  вынесения приговора идее» и  «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

 

 Критика  исключается: на стадии генерации  идей высказывание любой критики  в адрес авторов идей (как своих,  так и чужих) не допускается.  Работающие в интерактивных группах  должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по  предлагаемым ими идеям. 

 

 Приветствуется  свободный полет фантазии: люди  должны попытаться максимально  раскрепостить свое воображение.  Разрешено высказывать любые,  даже самые абсурдные или фантастические  идеи. Не существует идей настолько  несуразных либо непрактичных, чтобы  их нельзя было высказать вслух. 

 

 Идей  должно быть много: каждого  участника сессии просят представить  максимально возможное количество  идей.

 

 Комбинирование  и совершенствование предложенных  идей: на следующем этапе участников  просят развивать идеи, предложенные  другими, например комбинируя  элементы двух или трех предложенных  идей.

 

На завершающем  этапе производится отбор лучшего  решения, исходя из экспертных оценок.

 

Мозговой  штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень  разных людей; а если группе удается  найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами  его реализации. В настоящее время  метод мозгового штурма может  быть эффективно использован организациями  для улучшения качества работы в  командах.

 

Вопрос 60. Рациональные и интуитивные решения

 

Существует  два основных подхода к принятию решений: интуитивный и рациональный

 

Интуитивный подход:

Интуиция  – способность приходить к  интеллектуальному результату бессознательно на основе появления субъективного  чувства безусловной правильности решения.

 

Для интуиции характерна:

  • быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения;
  • недостаточная осознанность его логических оснований.

 

Интуиция  проявляется в условиях субъективно  и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции.

 

Особенности информационного этапа при принятии интуитивного решения:

  • Часто используется при решении относительно несложных проблем
  • предыдущие ситуации не соответствуют новой
  • На качество интуитивных решений может оказать влияние недостаточно полное представление о текущей ситуации

 

Характерные черты:

  • Субъект решения держит всю проблему в голове;
  • По мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;
  • Возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;
  • Может не соблюдаться последовательность этапов;
  • Качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.

 

Рациональный подход:

 

Заключается в структуризации процесса принятия решения.

 

Особенности информационного этапа:

 

  • Применяется, если проблемная ситуация не так очевидна, ее решение неоднозначно;
  • Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение;
  • Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет свои особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера;

 

На практике этот процесс более сложен и допускает  параллельность ряда процедур, что  позволяет значительно сократить  время принятия решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"