Шпаргалка по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

Файлы: 1 файл

Общий вариант ответов.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

 

Институциональная экономика

1. Эволюция  институциональной теории. Неоинституционализм.

Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».

Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

  Новая институциональная теория («неоинституционализм») — современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном. Неоинституционализм — яркое проявление тенденции проникновения методов микроэкономического анализа в смежные социальные дисциплины.

Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение (англ. institutions matter) и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

Основное внимание неоинституциональная теория уделяет анализу таких факторов как трансакционные издержки, права собственности, контрактные агентские отношения.

Неоинституционалисты критикуют традиционную неоклассическую теорию за отступления от принципа «методологического индивидуализма».

По сравнению с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый класс ограничений, обусловленных институциональной структурой общества и сужающих поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.

Первая предпосылка означает, что человек, обладающий ограниченной информацией, может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» (англ. self-interest-seeking-with-guile), то есть возможность нарушения контрактов.

Неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях надежды нагосударство. Неоинституционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек.

Привычку сравнивать реальные, но несовершенные институты с совершенным, но недостижимым идеальным образцом Г. Демсец назвал «экономикой нирваны».

Отличительными особенностями ИЭТ явл введение в эконом анализ институтов и учёт факторов неопределённости. ИТ зародилась на рубеже XIX-XX вв и в своём развитии прошла ряд этапов.

1)) (\\20-30е годы ХХвека) Торстейн Веблен(1898(9))основоположник институционализма - «Теория праздного класса».Впервые вводит в научный оборот категорию «институт» и высказывает идеи о несоверш.рациональности индивидов. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке. 2))В 30-е годы ХХв Джон Коммонс и Коуз вводят в научный оборот понятия «трансакция»(представляет из себя обмен правами собственности на ресурсы) и «трансакционные издержки»(сопровождают процесс любого эк взаимодействия,явления и тд).3))Во 2-ой половине ХХв появляются и развиваются разработки неоинституционалистов:«Теория трансакционных издержек»(-происхождение фирмы,как иерархической эконом.организации. Коуз; -затратность трансакций;-эффективность эконом системы в целом,институциональных соглашений и структур управления, стимулы и предпочтения индивидов;-предпочтения институц механизмов и направлений деят-ти эк агентов);«Теория оптимального контракта»\«Теория контрактов»(-контракт-важнейший институт, регулирующий конкретное эконом взаимодействие в заданных институц рамках; -выбор оптимал.контракта определяется набором институц ограничений и характеристиками трансакции);«Теория прав собственности»(доказывает:-конфигурация прав собственности оказывает решающее влияние на эконом поведение, стимулы и мотивацию индивидов; -альтернативные системы прав собственности имеют свои преимуществаи ограничения\частная,гос и общая собст-ть) и др.

Методология институционалистов предусматривала: 1) широкое использование описательно–статистического метода; 2)историко-генети-ческий метод; 3) как исходное – категорию института (со-вокупность правовых норм, обычаев, привычек).

Осн уровни институц анализа:1)макроуровень-институциональная среда - задаёт общие рамки и напрвления эк взаимодействия;2)микроуровень-институц соглашения и структуры управления-задают конкретные рамки эконом. взаимодействия с учётом институциональных ограничений и возможностей;3)индивид-3уровень предполагает использование методологического индивидуализма, в кач-ве осн инструмента анализа эк организаций, групп, форм, сообществ через исследование системы мотивации конкретного индивида. Зарождение институционализма. В начале XX века в связи с ростом монополизма, антитрестовской политикой ученые-экономисты США, отражая изменения в реалиях жизни, разработали ряд теорий, которые положили начало новому направлению экономической мысли - социально-институциональному или институционализму. Институционализм - в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории Институционализм - качественно новое направление экономической мысли, которое вобрало в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествующих школ экономической теории.

Понятие «институт», лежащее в основе названия теории, рассматривается институционалистами в качестве первичного элемента движущей силы общества в экономике и вне ее. К «институтам» они относят самые разнообразные категории н явления - государство, семья, предпринимательство, монополии, предпринимательство, частная собственность, профсоюзы, религия, нравы, предопределяющие обычаи, привычки, этику, правовые решения, общественную психологию и главное - эволюцию экономики.

В общем виде сценарии реформ состоят в неуклонном ускорении КТП и возрастании роли инженерно-технической интеллигенции. По убеждению Т. Веблена, интеллигенция, рабочие, техники и др. участники производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цель оптимизации и повышения эффективности процесса производства. В результате реформ Т. Веблен предвидел установление нового порядка, при котором руководство промышленным производством страны будет передано специальному «совету техников» и «индустриальная система» перестанет служить интересам монополистов. Дж. Коммонс был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Средством смягчения циклических колебаний и достижение благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У. Митчелла, явится создание специального государственного планирующего органа. Планирование предполагалось не директивное, а рекомендательное, основанное на научном прогнозировании реальных и достижимых конечных целей. Т. Веблен (1857-1929 гг.) принадлежит к первому этапу в развитии институционализма, котор. получил название старой негативной школы (критическая направленность по отнош. к современной им капиталистич. системе). Веблен был основателем социально-психологического и технократического направления в инст-зме, т.е. ставил эк. процессы в зависимость от психологии и развития техники.

В центре исследований Веблена не “рациональный”, а “живой” человек и попытки определить чем определяются поведение человека. “Экономический человек” - человек с независимыми предпочтениями, стремящийся к максимизации собственной выгоды и знающий в чем эта выгода. Появление термина “экономический человек” связывается с именем А. Смита. В. поставил под сомнение два положения классической школы:

– положение о суверенитете потребителя;

– положение о рациональности его поведения.

Он доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения. В. ввел понятие “престижное или показное потребление” (“эффект Веблена”). Делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.

Движущие мотивы человеческого поведения - не максимизация выгоды, а инстинкты:

1) родительское чувство (формирует  облик экономики в целом) –  т.е. инстинкт продолжения рода, заботы  о потомстве.

2) инстинкт праздного любопытства  – основа всех изобретений  и открытий.

3) инстинкт мастерства – основа  создания полезных благ, проявл-ся как вкус к хорошо сделанной работе, означает предрасположение чел-ка к эффективным действиям.

4) инстинкт соперничества – основа  института частной собственности.

5) завистливое сравнение – играет  важную определяющую роль в  поведении людей, объясняет склонность  к накоплению, «престижному потреблению».

 

2. Институты, их роль в функционирование  экономики. Виды институтов.

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

  Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли  в том, что касается отдельных  отношений между обществом и  личностью и отдельных выполняемых  ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе[3].

Также под институтами Веблен понимал:

- привычные способы реагирования  на стимулы;

- структуру производственного или  экономического механизма;

- принятую в настоящее время  систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми[4].

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики[6]) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых  вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен[7].

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности[8].

К числу общих признаков социального института можно отнести:

• выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

• определенную организацию;

• наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;

Информация о работе Шпаргалка по «Менеджменту»