Шпаргалка по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

Файлы: 1 файл

Общий вариант ответов.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

4. Предпринимательская теория. Предприятие  рассматривается как сфера приложения  предпринимательской инициативы. Нужно  реализовывать микро, мезо и макрофункции, поэтому предпринимателей может  быть несколько. Поведение здесь  – реализация всех трех уровней.

5. Агентская теория. Она предполагает  учет отношений менеджеров и  собственников. Собственник может  не знать того, что знает менеджер. Роль менеджера в этой модели  очень велика.

Институциональная теория фирмы считает, что результат деятельности предприятия отражает важнейшие черты устройства общества. Основным источником таких институтов как дисциплина, сотрудничество, координация, доверие, лидерство, подчинение и др. являются предприятия. Именно на предприятии решается, платить ли зарплату или налоги. «Душа» предприятия – ее климат и культура. Потеря этого на предприятии разрушает и общество. Целостность и сбалансированность процессов на предприятии – важнейшие черты успеха.

Р. Коуз и Т. Веблен по-разному рассматривают природу фирмы. Коуз ставит задачу уяснить природу фирмы и выработать боле верное ее понимание, оставаясь в рамках микроэкономики. Задача Веблена – постичь природу делового предприятия в боле широком культурном контексте развития современной цивилизации, материальной основой которой является индустриальная система. В рамках логики Коуза фирма появляется в результате очевидных изъянов механизма цен – наличия особого рода издержек, которые делают иерархию боле привлекательной. Коуз расширяет экономическую теорию в сторону права и организации.

По Веблену деловое предприятие, основанное на машинной индустрии, дисциплине и материалистическом духе составляет современную цивилизацию. В экономике Веблен выделяет две антагонистические силы: бизнес и машинную индустрию, которые составляют часть культуры цивилизации, то есть экономика имеет культурную обусловленность. Войны и продвижение финансовой культуры в отсталые страны – это часть культуры делового предприятия.

Деятельность бизнесмена сталкивается с машинной индустрией, которая вносит рациональность, стандартизацию и механистический дух. Природа же бизнесмена ориентирована на прибыль, свободе контракта и денежном расчете. Веблен считает, что хронический обман, авантюризм и паразитизм становятся спутниками большого бизнеса. Веблен видит, что в крупном предприятии управление и собственность разделены, а наряду с реальной экономикой формируется фиктивный капитал, который разрастается за счет кредитной природы предприятия.

Коуз же ставит перед собой задачу уточнить определение фирмы как «островка сознательной власти», вытесняющего механизм цен. Коуз защищает идею о том, что любая трансакция может быть организована как внутри фирмы, так и на рынке. То есть в реальной экономической системе наряду со специализацией и обменом действует организация (фирма), в рамках который трансакции осуществляются по принципу приказа и делегирования полномочий. В центре исследования – мотивы участников рыночного процесса, которые, сопоставляя выгоды и издержки, осуществляют сознательный выбор в пользу фирмы.

 

10. Товарное  производство. Основные положения  теории трудовой стоимости.

Товарное производство и его основные черты. Это такая организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными про¬изводителями, и каждый специализируется на выработке одного продукта. В силу этого для удовлетворения обще¬ственных потребностей необходима купля-продажа про¬дуктов, становящихся товарами на рынке.

Характерными чертами и признаками товарного произ¬водства являются наличие общественного разделения труда и экономического обособления хозяйствующих субъектов; производство продуктов для продажи, а не собственного потребления; обмен товарами; эквивалентность обмена.

Товарное производство - это специфическая форма отношений между производителями и потребителями, осо¬бый способ измерения общественного труда и включения его в совокупный труд общества. Включение в совокупный общественный труд — самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и понесет потери, а может и разориться. Это заставляет товаропроизводителей чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосаб¬ливаться к ней.

В товарном производстве по-иному, чем в натуральном хозяйстве, рассматриваются главные проблемы экономической организации, связанные с созданием полезных вещей. Что создавать, как для этого использовать природные ресур¬сы ч для кого предназначаются продукты все эти вопросы решаются в соответствии с требованиями рынка.

Основным условием возникновения товарного произ¬водства является общественное разделение труда, при ко¬тором производители специализируются на выработке оп¬ределенных изделий. С развитием общества появляются новые отрасли производства и тем самым углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее в своих нуждах и в то же время удовлетворить ею свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако одного общественного разделения труда еще недостаточно для возникновения и существования товар¬ного производства. Общественное разделение труда суще¬ствовало и в первобытной общине. Одни ее члены изготов¬ляли орудия труда, другие — предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен, продажу. Собственником всех продуктов была община. Другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. Тут встречаются разные самостоятельные собственники, и переход продук¬тов из одной общины в собственность другой происходил путем обмена, посредством купли-продажи.

С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх того, что необходимо для поддержания жизни производителей, их обособление уси¬лилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расшири¬лась. Таким образом, причиной возникновения и сущест¬вования товарного производства было экономическое обо¬собление производителей, а основной формой подобного обособления — частная собственность. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству пред-полагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юри¬дического лица), свободу выбора им вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт. определенные обязательства перед обществом, государст¬вом и партнерами. Различными обособленными собствен¬никами средств производства и продуктов могут быть и общины, и частные лица, и кооперативы, и государство. Понимание экономического обособления товаропрои¬зводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, осущест¬вляемого в странах СНГ, составной частью которых явля¬ется укрепление экономической самостоятельности пред¬приятий (объединений).

Возникнув в период разложения первобытнообщинно¬го строя, товарное производство обслуживало рабовла¬дельческий строй, феодализм и всеобщий характер приоб¬рело при капитализме. В рабовладельческом обществе удельный вес товарной продукции в общем объеме обще-ственного производства составлял от 5 до 10 %. При феодализме, особенно с переходом к денежной форме ренты, товарное производство повысило удельный вес до 30 "/о. В системе отношений классического капитализма производство товаров в общем объеме производимой про¬дукции составляет около 100 %. Товарное производство преобладает в современных развитых странах и пробивает себе дорогу в развивающихся государствах. С переходом к рыночным отношениям широкий размах товарное произ¬водство приобретает и в странах СНГ.

Разложение натурального производства, возникнове¬ние и укрепление товарного производства знаменует собой серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Бла¬годаря тому, что капитализм освоил товарно-рыночный механизм, именно здесь производительные силы в своем развитии продвинулись гораздо дальше, чем за всю пред¬шествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивнос¬тью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории развития че¬ловеческого общества известны два типа товарного произ¬водства: простое и капиталистическое. Первоначально воз¬никло простое товарное производство — хозяйства само¬стоятельных мелких товаропроизводителей (крестьян и ремесленников), при которых продукты производятся для обмена. Затем появилось крупное капиталистическое то¬варное производство, которое имело общие основы и раз¬личия по сравнению с простым товарным производством.

Их общими основами являются наличие частной собст¬венности на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, производство продуктов на рынок. Различия между ними состоят в том, что пр1 простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистичес¬ком — находятся в собственности предпринимателя; первое основано на личном труде, второе — на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором —предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором — она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производст¬ва, при втором — оно носит всеобщий характер; при простом товарном производстве цель — удовлетворение потребностей производителя, при капиталистическом — получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором — продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталис¬тическое — на развитой машинной индустрии.

Однотипность и различия простого и капиталистичес¬кого товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой — как собственник. Эта двойствен¬ность проявляется в период революционных преобразова¬ний общества.

В настоящее время в странах СНГ широкое развитие получило предпринимательство — инициативная, самосто¬ятельная хозяйственная деятельность граждан и их объ¬единений. Многообразие форм собственности породило разнообразные формы предпринимательства.

В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг. большое внимание уделяется развитию предпринимательства, мало¬го и среднего бизнеса. В частности предусматривается развитие различных форм свободного предпринимательст¬ва и создание материальных и нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности. Намечаются такие меры по поддержанию предпринимательства, малого и среднего бизнеса, как введение упрощенного налогообло¬жения для малого и среднего бизнеса в сфере производства и инноваций; расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринима¬тельских структур (менеджеры, специалисты по маркетин¬гу и т.д.); оказание более широкой государственной под¬держки фондам, содействующим развитию предпринима¬тельства: разработка и реализация программы государственной поддержки малого предпринимательства и т.д.

Исторически первую трактовку стоимости дали английские классики политэкономииА. Смит, Д. Рикардо и др. Наиболее глубоко изучил этот вопрос К. Маркс в 1 томе «Капитала».

Существо трудовой теории стоимости можно изложить в следующих основных положениях.

Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенный меновой пропорции.

Второе положение.Стоимость всех товаров создается общественным трудомтоваропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не для себя, а создает полезную вещь для других. Значит стоимость - воплощенный в товарах общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный(квалифицированный) труд, на который предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому один час сложного труда приравнивается к нескольким часам простого труда.

К. Маркс писал, что «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда».1

Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он измеряется протяженностью во времени.

Пятое положение.В каждой отрасли товарного хозяйства работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества, но имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке одинаковые товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого производителя. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на свой продукт больше всего рабочего времени (это мог быть самый ленивый и неумелый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная(рыночная) стоимость.

Основной закон товарного хозяйства – закон стоимостивыражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях: а) общественно-нормальном (господствующем) состоянии производства; б) средней квалификации работников и в)средней интенсивности труда. Практически данное время затрачивается на создание большинства товаров.

Информация о работе Шпаргалка по «Менеджменту»