Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:29, шпаргалка

Описание работы

№1. Зарождение науки об управлении.
№2 Школа научного управления.
№3 Классическая (административная) школа управления.
№4 Школа человеческих отношений.
№5 Количественная школа управления.

Файлы: 1 файл

Ответы по менеджменту.docx

— 50.62 Кб (Скачать файл)

№1. Зарождение науки об управлении.

Любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и  субъект управления (тот, кто управляет). Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. 

Даже в самом примитивном  первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего требовалось установить систему правил и разделение труда.

В первобытном обществе имело место  естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные и опытные  особи, которые были первыми в  схватках и добывании пищи. К ним  прислушивались на них ориентировались. Это оформлялось в отношении власти и подчинении.

При этом все важные вопросы в  общине решались общим собранием  взрослых членов, т.е. существовала первобытная  демократия. На особом отношении были зрелые и опытные люди – для оперативного управления избирался старейшина.

Период античности сопровождался  переходом от физиологического разделения труда к его более сложным  формам прежде всего отделением земледелия от скотоводства. Кроме того возникло ремесло, как деятельность, связанное с переработкой продуктов. Что ознаменовало возникновение промышленного и производственного труда. В Египте осуществлялось тотальный контроль, управленческий аппарат, специализация по функциям управления.  В Китае, начало специализированной подготовки менеджеров в области управления обществом и хозяйством, множественный подход к решению управленческих задач, система рангов на основе личных достижений. В Индии, активное государственное регулирование хозяйства, система каст, первый учебник по управлению «Учение о хозяйстве и гос. Управлении». Древний Рим, разделение законодательной и  исполнительной власти, прототип корпоративной организации- совместные акционерные компании. 

 №2 Школа научного управления.

Основателем школы научного управления является:

Ф. У. Тейлор;

Основные принципы школы научного управления:

Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.

Разработка формальной структуры  организации.

Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение  исполнительных и управленческих функций.

Тейлор разработал и внедрил  сложную систему организационных  мер:

хронометраж;

инструктивные карточки;

методы переобучения рабочих;

плановое бюро;

сбор социальной информации.

Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Усилия ученых первой школы научного менеджмента были направлены на достижение главной цели — максимальное увеличение производительности труда на предприятиях, для чего была сформулирована строгая система принципов, позволяющих рационализировать организацию труда, производства и управления.

№3 Классическая (административная) школа управления.

Классическая административная школа  менеджмента основана во Франции Анри Файолем (1841—1925). В отличие от Тейлора, А. Файоль обратился к исследованию более общих принципов организации, с применением которых он связывал успех руководимой им компании: 
1) разделение труда; 
2) власть и ответственность; 
3) дисциплина; 
4) единоначалие; 
5) единство целей; 
6) подчинение личных интересов интересам компании; 
7) хорошая оплата труда персонала; 
8) централизация; 
9) иерархическая структура; 
10) порядок; 
11) справедливость; 
12) стабильное положение персонала; 
13) инициатива; 
14) корпоративный дух.Результатом реализации данных принципов является формирование цепи команд, т.е. соподчиненной вертикальной линии власти, соединяющей всех менеджеров организации от высших до низовых уровней.А. Файоль впервые предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации (менеджмента): прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль. Все 14 принципов управления прямо связаны с данными функциями. Основной акцент в административной школе менеджмента делается на формализации отношений и связей между элементами организационной структуры управления, внимание смещается с технической подсистемы на организационную (управленческую) подсистему предприятия.

№4 Школа человеческих отношений

В основу школы человеческих отношений  положены достижения психологии и социологии. В науке управления произошло  перемещение усилий: от выполнения технических задач — к отношениям между людьми, т.е. в рамках этого  учения предлагалось сосредоточить  внимание уже не на задании как  таковом, а на работнике («человек —  главный объект внимания»). Сосредоточив внимание на рабочем, они полагали, что так смогут лучше стимулировать  его труд. Возникновение школы  человеческих отношений непосредственно  связано с именем немецкого психолога  Г. Мюнстерберга (1863 — 1916), создавшего первую в мире школу промышленных психологов. Он создал великое множество тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости и др. Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений внес Э. Мэйо (1880 — 1949), утверждавший, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал Э. Мэйо, результаты труда. Идея состоит в том, что простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40 — 60-е годы 20-го столетия, когда учеными-бихевиористами (от англ, behaviour — поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одна из них — иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; безопасность существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражение, полное использование своих возможностей, достижение целей и личный рост. Не менее популярно и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х-в и Y-в) лежат следующие характеристики работников: 
 
теория Х-ъ — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; 
 
теория Y-в — люди не пассивны от природы. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

№5 Количественная школа  управления.

Появление данной школы — следствие  применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители  рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен  математически.  Формализация ряда управленческих функций, объединение труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились новые элементы внутрифирменного планирования — имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений, т.е. количественный подход к науке управления стал опираться на экономико-математические методы. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная идея системной теории в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может стать сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости. В 70-е годы появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внешней и внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся: она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

№6 Развитие теории управления в России.

Начало развитию менеджмента в  России было положено в 18 веке, когда  начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение  раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В  России большую роль в развитии организационной  деятельности сыграли реформы государственного управления, которые провел Петр 1 (1672-1725). Во второй половине 18 века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Основные преобразования в управлении экономикой в начале 19 века произошли в период царствования Александра I (1777 - 1825). В 1860 году был издан манифест об учреждении министерств, которые строились на принципах единоличной власти и ответственности. «Особая роль в развитии менеджмента в России отводится М. М. Сперанскому (1772 - 1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. В начале 20 века большая часть управленческих преобразований происходила под руководством С. Ю. Витте (1849—1915) и П. А. Столыпина (1862 - 1911). Программа реформ П.А. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана на двадцать лет. Речь шла в основном о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 года. Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19 - 20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

№7 Субъект и объект управления.

Процесс управления предполагает наличие  управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что  любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В  обоих случаях отношения между  управляемой и управляющей подсистемами - это взаимоотношения людей. Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

№8 Подходы к определению  «менеджмент»

Слово «менеджмент» (англ. - management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Несмотря на то, что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в содержании понятий «менеджмент» и «управление».  Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Управление: 
 
 •  в социальных системах возникает как обособленная функция некоторых членов организации; 
 
 •  особый,   специфический   вид  профессиональной деятельности; 
 
 •  всегда имеет дело с людьми;

Менеджмент, в свою очередь, предполагает управление именно рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются: 
 
•    ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; 
 
•    ориентация на постоянное повышение эффективности производства; 
 
•    децентрализация принятия управленческих решений и делегирование полномочий; 
 
•    разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.

До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия  менеджмента. В настоящее время  наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс  планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый  для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода, в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности. Понятие «менеджмент» включает в себя следующее содержание, это: 
 
•    управление рыночной организацией; 
 
•    самостоятельный вид деятельности, функция, процесс; 
 
•    совокупность научных знаний и практического опыта; 
 
•    искусство управления; 
 
•    группа высших руководителей организации.

№9 Ситуационный, системный  и процессный подходы в менеджменте.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций. 
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. 

Процессный подход

Процессный подход был впервые  предложен приверженцами школы  административного управления, которые  пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Системный подход

Изначальный недостаток подходов различных  школ к управлению заключается в  том, что они сосредоточивают  внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность  управления как результирующую, зависящую  от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило  для руководителей задачу увидеть  организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются  с внешним миром. Эта теория также  помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Ситуационный подход

Ситуационный подход внес большой  вклад в теорию управления, используя  возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"