Шпаргалка по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1. Эволюция институциональной теории. Неоинституционализм.
Институциональная экономическая теория возникла и развивалась как оппозиционное учение — оппозиция, прежде всего, неоклассическому «экономиксу».
Представители институционализма пытались выдвинуть альтернативную основному учению концепцию, они стремились отразить в экономической теории не только формальные модели и строгие логические схемы, но и живую жизнь во всем ее многообразии. Чтобы понять причины и закономерности развития институционализма, а также главные направления его критики основного течения экономической мысли, кратко охарактеризуем методологическую основу —классический либерализм.

Файлы: 1 файл

Общий вариант ответов.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

5) государственные финансы. Их основу  составляют государственный и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

 

12. Институциональные и экономические функции государства.

Институциональная функция государства.

Речь идет о роли государства в создании (заимствовании, переносе, трансплантации и т.п.) и закреплении институтов - формальных и неформальных законов, правил и норм общественной жизни. При этом норма понимается и как регламент, и как эталон, и как усредненная характеристика явления. Можно выделить следующие компоненты институциональной функции государства. Во-первых, нормотворческую функцию, включающую создание и легитимизацию законодательных и других нормативных актов, регулирующих жизнь страны. В рамках этой функции выделяется запретительная функция, определяющая границы законного.Цель такой деятельности - идентификация тех экономических явлений или объектов, которые признаются недопустимыми (незаконными).

Во-вторых, в функцию государства входит создание норм не только в качестве регламентов, но и в качестве образцов, эталонов, примеров для подражания (эталонообразующая функция)[****]. По отношению к предыдущей функции данная носит как бы полярный характер: если первая выделяет негативные, недопустимые примеры, то вторая - позитивные, поощряемые государством.

[****]Это  не значит, что государство создает  в прямом смысле данный образец (произведение искусства, архитектуры, техники и т.п.), но государство  устанавливает данное явление  в качестве образца (например, присуждая  государственную премию или ученую  степень). Сходную функцию реализует  и общество, однако окончательная (а часто и единственно формальная) фиксация осуществляется государством.

 

В-третьих, задачей государства является нормализация деятельности социальных и экономических агентов и их групп, в том числе - воспрепятствoвание чрезмерному (образно говоря, злокачественному) разрастанию размеров или влияния одних агентов в ущерб правам других. К этому же направлению относится антимонопольная деятельность, обеспечение условий для равноправной конкуренции, борьба со всеми видами правовой дискриминации физических и юридических лиц. Можно назвать деятельность государства такого рода модерационной, т.е. обеспечивающей умеренность развития отдельных элементов и подсистем. В каком-то смысле эта функция расположена между двумя предшествующими полярными, поскольку в ее рамках идентифицируются и стимулируются нормальные, промежуточные между наилучшими и недопустимыми экономическими феноменами. Дополнительно имеет смысл включить в состав этой группы функций обеспечение стабильности, т.е. антикризисную функцию государства.

Экономические функции государства.

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и формируют содержание экономических функции государства. Однако есть некоторые общие для всех стран факторы, которые исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

1)    тин экономической системы;

2)    цели развития экономики данной  системы;

3)    экономический потенциал и система  отношений собственности;

4)    степень развития рыночных отношений;

5)       характер межнациональных отношений  и уровень развитии регионов;

6)       место    данного    государства    в    мировом    хозяйстве    и международном разделении труда.

Известно, что тип экономической системы определяется характером исторически установившихся и действующих в стране принципов, правил, норм, определяющих содержание и формы основных экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства.

В зависимости от типа экономической системы — рыночная экономика свободной конкуренции или экономика несовершенной конкуренции, традиционная, административно-командная — складываются функции государства. В условиях экономики совершенной конкуренции фундаментальные задачи экономического развития решаются рыночным механизмом, -л государство призвано обеспечить внешние благоприятные для рынка условия, что и формирует его функции. К этим функциям относятся: защита нрав собственности, национальная безопасность и др.

В обществе с современной рыночной экономикой, характеризующейся несовершенной конкуренцией, экономические функции государства значительно расширены и охватывают решение не только проблем создании общих правил поведения для субъектов рыночных отношений, но и решение вопросов перераспределения национальных ресурсов, доходов, регулирования, прогнозирования и программирования экономических процессов. Однако и здесь набор функций государства будет разный в зависимости от целей развития данной модели экономики.

В традиционном типе экономической системы, где преобладают традиции, религиозные догмы, кастовые ценности, ключевые экономические задачи хотя и решаются специфически в рамках различных укладов, но государство активно выполняет перераспределительную  функцию.

Наибольшее количество экономических функций выполняет государство административно-командною типа экономической системы. Государство, базируясь на господстве государственной формы собственности, охватывает все стороны жизни общества.

С учетом исторических и специфических украинских условии можно выделить следующие экономические функции государства:

1)                     функции,  связанные   с   обеспечением   рыночного механизма хозяйствования:

•           создание условий для развития и упрочения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры;

•           определение   места    государства    в   современных хозяйственных системах, выбор обеспечения интегрального взаимодействия государственных и рыночных peгуляторов экономики;

2)                                функции,      связанные      с обеспечением      стабильного экономического развития, экономическою равновесия:

•           правовое  обеспечение  функционирования  смешанной  экономики, определение общих условий эффективного хозяйствования;

•           проведение политики макроэкономической стабилизации;

•           рациональное    перераспределение    ресурсов    и    доходов на    региональном уровне;

•           наращивание национального интеллектуального потенциала;

•           обеспечение условий развития регионов страны;

•           обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве;

•           охрана окружающей среды;

•           управление государственной собственностью;

3)                       функции, связанные с решением  социальных проблем:

•           организация производства общественных товаров и услуг;

•           обеспечение функционирования социальной сферы, механизма социальной защиты населения.

 

13. Государство в неоинституциональной теории.

Институты представляют собой общие правила (формальные и неформальные). В современных условиях основная, самая важная часть правил отражается в совокупности законов, судебных и административных актов. Как следствие, государство' выступает важнейшим элементом институционального устройства общества. политические институты первичны по отношению к экономическим институтам. Это означает, что государство определяет нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности. функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством. Представители неоинституционального направления выступают продолжателями традиций, заложенных классической политической экономией. В классической школе функции государства являются минимальными_и сводятся к тому, чтобы стоять на страже законов справедливости.

Следовательно, государству надлежало:ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ;ограждать, по мере возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов;обеспечивать исполнение добровольно заключаемых контрактов, которые представляют собой, как отмечалось выше, каналы обмена пучками правомочий. , в рамках данной концепции обязанности государства просты и недвусмысленны и сводятся к защите членов общества от принуждения со стороны своих сограждан или извне. Именно свобода выбора предполагает добровольность и взаимовыгодность последующего обмена и является в этом качестве условием повышения эффективности общественного производства и роста богатства нации. должен существовать какой-то метод для разрешения спорных вопросов. Так возникало хозяйственное право где функцией государства стала разработка хозяйственного законодательства. Эта роль государства включает в себя установление общих правил хозяйственной деятельности. представители традиционного институционализма оценивают эти правила с позиции обеспечения общего благосостояния и осуществления справедливости в общественных отношениях, то представители неоинституционального направления. По их мнению, роль государства должна в экон. сфере сводиться к установлению правил, способствующих упрощению и развитию механизмов добровольного обмена.

Государство в рамках неоинституционального анализа рассматривается как институт, оказывающий влияние на величину трансакционных издержек. со становлением национального, рынка на смену личному обмену между хорошо знающими друг друга контрагентами. государство выступает как эффективный механизм принуждения, призванный защищать законы и контракты от возможных нарушений. принимая как аксиому, что целью развития является рост богатства нации. основной функцией государства является защита прав собственности, что позволяет снизить трансакционные издержки и создать благоприятную среду для обмена. Вмешательство третьей стороны (государства) необходимо для создания гарантий от оппортунистического поведения участников контракта. Производство общественных благ порождает проблему «безбилетника», что требует использования государством принуждения для финансирования их производства. добавляются те функции, которые способствуют снижению трансакционных издержек. к ним относятся:1)создание каналов обмена информацией 2)Разработка стандартов мер и весов — деятельность государства в этом направлении позволяет снизить издержки измерения качества обмениваемых товаров. К этой же функции относится и организация государством денежного обращения. В целом функции государства видятся представителями неоинст. направления в создании и обеспечении функционирования правил или институтов, снижающих трансакционные издержки и обеспечивающих благоприятную среду для осуществления добровольного взаимовыгодного обмена. в идеологии экономического либерализма они обращают внимание на «провалы» государства. по их мнению, гос. вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей как либерального, так и неолиберального направлений, исключительно в интересах государственного аппарата. То есть опять-таки функции государства сводятся к спецификации и защите прав собственности (имеется в виду, естественно, институт частной собственности). государство, устанавливая правовые нормы и обеспечивая их соблюдение, стимулировало торговлю.

 

14. Теории  капитала. Человеческий капитал

Капитал традиционно делится на основной и оборотный, а по сферам функционирования — на производственный (промышленный), торговый, финансовый (ссудный).

Среди теорий капитала и прибыли наиболее известны трудовая, теория воздержания, теория капитала как блага, приносящего доход.

Капитал как экономический ресурс подразделяется на реальный и финансовый капитал. Поэтому целесообразно вначале рассмотреть капитал в целом, особенно его понятие и теории, затем реальный и финансовый капитал по отдельности.

 

Понятие и сущность капитала

Стремление объяснить суть и значение капитала проявили представители всех крупнейших школ и направлений экономической науки. Это видно даже из названия многих трудов. Упомянем, в частности, «Капитал» К. Маркса, «Капитал и прибыль» Е. Бем-Баверка, «Природу капитала и прибыли» И. Фишера, «Стоимость и капитал» Дж. Хикса.

Сущность, виды и формы капитала

Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ.

Распространены и более узкие определения. Согласно бухгалтерскому определению капиталом называются все активы фирмы. По экономическому определению капитал разделяется на два вида - реальный, т.е. в материальной и интеллектуальной форме, и финансовый, т.е. в форме денег и ценных бумаг. Все чаще выделяют и третий вид — человеческий капитал, образующийся в результате инвестиций в образование и здоровье трудовых ресурсов.

Реальный капитал (реальные активы, нефинансовые активы) делится на основной и оборотный капитал (рис. 17.1). К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.

К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определение оборотного капитала.

 

Рис. 17.1. Структура реального капитала

Если к материальным оборотным средствам добавить средства в расчетах с поставщиками и покупателями (дебиторская задолженность, т.е. кредиты и рассрочка платежей покупателям, и расходы будущих периодов, т.е. авансы поставщикам), денежные средства в кассе предприятия и расходы на заработную плату, то получим оборотный капитал (оборотные средства, или оборотные активы) по бухгалтерскому определению.

Информация о работе Шпаргалка по «Менеджменту»